Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО14,
судей - ФИО15
при секретаре ФИО11
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Ингушетия на решение Малгобекского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО5 к Управлению Федеральной миграционной службы России по Республике Ингушетия о восстановлении в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи ФИО14, выслушав доводы представителя УФМС России по РИ ФИО12, поддержавшей апелляционную жалобу по изложенным в нем доводам, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы обратились в суд с требованиями о восстановлении в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что они являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики, имеют соответствующий статус. Срок действия статуса вынужденного переселенца продлевался ими своевременно, в последний раз до 9 июля 2016 г. Уведомлением УФМС России по РИ от 5.11.2015 г. N им сообщено о том, что они исключены из сводного списка вынужденных переселенцев, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), в связи с получением ссуды, выплаченной согласно постановлению Правительства РФ от 28.01.1997 г. N 106 "О предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья". Указанные действия УФМС России по РИ считают незаконными, поскольку полученная ими компенсация была недостаточна для разрешения вопроса их жилищного обустройства.
Просили признать незаконными действия УФМС России по РИ, выразившиеся в исключении их из сводного списка граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015" на 2016 г., обязать УФМС России по РИ восстановить их в сводном списке и включить их в указанный список на 2015 - 2016 гг. под номером согласно правилам определения очередности с учетом незаконности исключения.
В судебном заседании ФИО7 ФИО16 требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель УФМС России по РИ ФИО13 требования не признал и просил отказать в их удовлетворении.
Решением суда административное исковое заявление удовлетворено.
Решение суда обжаловано УФМС России по РИ, представитель которого в своей апелляционной жалобе ставил вопрос об отмене решения суда в связи с отсутствием у административных истцов препятствий в жилищном обустройстве.
Административные истцы, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что уведомлением УФМС России по РИ от 5.11.2015 г. административные истцы исключены из сводного списка вынужденных переселенцев по причине того, что 20.09.1999 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.1997 г. N 106 "О предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья" им выплачена возвратная беспроцентная ссуда в размере 41 731,2 руб.
Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности доводов административного ответчика об отсутствии обстоятельств, препятствующих жилищному обустройству ФИО7.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается в связи с тем, что он основан на положениях Закона РФ "О вынужденных переселенцах", постановления Правительства РФ от 8 ноября 2000 г. N 845, постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153.
Так, в соответствии с подпунктом 3 п. 3 ст. 7 и п. 1 ст. 10 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, участвуют в реализации мероприятий по обеспечению вынужденных переселенцев жилыми помещениями для постоянного проживания. Помимо прочего установлено, что к основным направлениям работы миграционной службы с вынужденными переселенцами относится оказание им содействия в обустройстве и всесторонняя их поддержка в пределах своих полномочий.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 7 указанного Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а именно правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 г., утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153.
Согласно подпункту "ж" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг., утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N153, право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
В соответствии с п. 26 указанных Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в данном случае - Миннац Ингушетии) на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год и утверждает его.
Абзацем 3 названного пункта установлено, что сводный список в отношении граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 Правил (вынужденных переселенцев), до его утверждения подлежит согласованию с территориальными органами Федеральной миграционной службы, что представителями ответчиков не отрицается.
Кроме того, согласно постановлению Госстроя РФ от 30 июня 1999 г. N 1 "О средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья на III квартал 1999 года для расчета размера безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений, предоставляемых участникам президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" на момент получения указанной ссуды стоимость квадратного метра общей площади жилого помещения в Республике Ингушетия составляла 2 800 руб. Согласно материалам дела на момент получения ссуды семья истцов состояла из 7 человек. При норме жилой площади, установленной ст. 38 Жилищного кодекса РСФСР в размере 12 м2, административные истцы в составе семьи из 7 человек не могли жилищно обустроиться в виду отсутствия достаточных средств для приобретения жилой площади (при необходимых 84 м2 заявители могли приобрести лишь 14,9 м2, т.е. менее 2,3 м2 на человека). Полученная ссуда не могла решить проблему их жилищного обустройства в силу незначительности.
Таким образом, судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости восстановления истцов в сводных списках вынужденных переселенцев, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Малгобекского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО5 к Управлению Федеральной миграционной службы России по Республике Ингушетия о восстановлении в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Ингушетия - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подлинное за надлежащей подписью
Верно:
Судья ФИО14
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.