Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Назейкиной Н.А.,
судей Занкиной Е.П., Пискуновой М.В.,
при секретаре Латыповой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца Ларина В.А. - Малаканова В.И. на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от "02" ноября 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Ларина В.А. к администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области об установлении границ земельного участка отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Назейкиной Н.А., объяснения истца Ларина В.А. и его представителя - Малаканова В.И. (по доверенности от 13.11.2015 года) в поддержание доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Ларин В.А. обратился в суд с иском к администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области об установлении границ земельного участка.
В обоснование иска указал, что является собственником земельного участка площадью 1 500 кв.м из земель населенных пунктов с кадастровым номером 63:04:0402002:8, расположенного по адресу: "адрес". Данный земельный участок предоставлен истцу в собственность под садоводство на основании постановления главы администрации г.Новокуйбышевск от 01.07.1993 года N343. Указанный земельный участок 01.07.1993 года поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный с ориентировочной площадью, подлежащей уточнению при межевании. В ходе уточнения границ и площади земельного участка кадастровым инженером ООО " С" ФИО1 изготовлен межевой план от 13.07.2015 года. Однако филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области 29.07.2015 года принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с невозможностью однозначного определения соответствия местоположения уточняемого земельного участка использованным при уточнении документам. Кроме того, часть земельного участка располагается в границах леса и потому он не мог быть предоставлен гражданину, в том числе с таким видом разрешенного использования.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Ларин В.А. просил суд установить границы земельного участка площадью 1 500 кв.м с кадастровым номером 63:04:0402002:8, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "под садоводство", расположенного по адресу: "адрес", путем внесения в ГКН сведений о координатах характерных точек со значениями, содержащимися в межевом плане от 13.07.2015 года, изготовленном кадастровым инженером ООО " С" ФИО1
Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Ларина В.А. - Малаканов В.И. просит отменить решение суда, поскольку иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, исковое заявление должно было быть оставлено без движения, производство по делу подлежит прекращению, суд применил нормы материального права, не подлежащие в данном случае применению, выданный истцу правоустанавливающий документ на земельный участок соответствует требованиям закона, в материалы дела представлены не все имеющие отношение к спору документы, суд не допросил кадастрового инженера.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 9 данной статьи).
Как следует из части 1 и 7 статьи 39 вышеназванного Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом РФ порядке (часть 5 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Пунктом 1 статьи 43 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Судом установлено, что Ларин В.А. является собственником земельного участка площадью 1 500 кв.м из земель населенных пунктов с кадастровым номером 63:04:0402002:8, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.07.2011 г. серии 63-АЖ N446078 (л.д. 8).
Данный земельный участок предоставлен истцу в собственность под садоводство на основании постановления главы администрации г.Новокуйбышевск от 01.07.1993 года N343 (л.д. 9).
01.07.1993 года земельный участок истца поставлен на государственный кадастровый учет, как ранее учтенный с присвоением кадастрового номера 63:04:0402002:8 и ориентировочной площадью равной 1 500 кв.м, подлежащей уточнению при межевании, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 25.05.2011 г. N63-00-102/11-97774 (л.д. 12).
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами на данном земельном участке Лариным В.А. возведено жилое строение, что подтверждается представленными в дело технической документацией по состоянию на 24.02.2016 года и фотоматериалами (л.д. 46-53).
В ходе уточнения границ и площади земельного участка кадастровым инженером ООО " С" ФИО1 по заказу истца изготовлен межевой план от 13.07.2015 года (л.д. 13-18).
Однако отделом кадастрового учета N1 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области 29.07.2015 года принято решение N63-00-119/15-80656 о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с невозможностью однозначного определения соответствия местоположения уточняемого земельного участка использованным при уточнении документам, кроме того часть земельного участка располагается в границах леса (л.д. 10-11, 35-36) и потому он не мог быть предоставлен гражданину, в том числе с таким видом разрешенного использования (л.д. 19-19 оборот).
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 17.11.2005 г. серии 63-АБ N811028 (л.д. 37) 17.11.2005 г. за Российской Федерацией на основании положений статьи 19 Лесного кодекса РФ в ЕГРП зарегистрировано право собственности на участок лесного фонда 1 группы лесов, 1 категории защищенности, лесопарковые леса зеленых зон (леса зеленых зон поселений и объектов) площадью 4710 000 кв.м по адресу: "адрес".
При вынесении решения суд верно руководствовался положениями действующего законодательства и пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворения иска Ларина В.А.
Статьей 7 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Согласно пункту 6 ранее действовавших Правил проведения лесоустройства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 года N377, проектирование лесных участков в пределах лесничеств и лесопарков осуществляется в целях организации использования лесов. При проектировании лесных участков определяются их местоположение, границы по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, площадь и иные количественные и качественные характеристики. Границы лесных участков закрепляются на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и обозначаются на картах лесов.
Таким образом, как правильно отметил суд первой инстанции, границы участка лесного фонда 11 квартала Чапаевского участкового лесничества Волжского лесничества Самарской области обозначены в натуре.
Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда спорной территории в 2005 году зарегистрировано на основании статьи 19 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 года (действовавшего на тот момент), согласно которой лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Статьей 101 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу нового Лесного кодекса РФ, определялось, что границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства.
Инструкцией по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.12.1994 года N265, определялось, что по материалам лесоустройства для владельцев лесного фонда составляются проекты организации и ведения лесного хозяйства, в которых дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом за прошедший ревизионный период, разрабатываются основные положения организации и развития лесного хозяйства по лесхозу. Указанные проекты и другие материалы лесоустройства после утверждения их государственными органами управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации являются обязательными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, прогнозирования, перспективного и текущего планирования.
В указанный период действовали положения статей 67-68 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 года, согласно которым государственный учет лесного фонда ведется для организации рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения достоверными сведениями о лесном фонде органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных граждан и юридических лиц. Данные государственного учета лесного фонда используются при ведении государственного лесного кадастра. Ведение государственного лесного кадастра осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства и его территориальные органы.
Таким образом, при регистрации права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда, должны были использоваться не данные государственного кадастрового учета, а данные государственного учета участков лесного фонда, подготовленных на основании материалов лесоустройства.
Кроме того, частью 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 года N200-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" определено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Таким образом, факт отсутствия кадастрового учета лесных участков не может свидетельствовать об утрате ими статуса лесных, границы 101 квартала Чапаевского участкового лесничества Волжского лесничества Самарской области установлены и закреплены в натуре на основании проведенного лесоустройства.
Отсутствие сведений в ГКН о земельном участке не может свидетельствовать о его несуществовании, поскольку лесные участки также являются земельными участками, данная диспозиция применима и землям лесного фонда.
Истец фактически просит суд обязать устранить наложение границ земельного участка с участком лесного фонда, то есть изменить местоположение установленных в натуре границ участка лесного фонда, т.е. осуществить перевод участка лесного фонда в земли иных категорий, поскольку земельный участок истца с кадастровым номером 63:04:0402002:8 по координатам характерных точек его предполагаемых границ частично находится на землях лесного фонда квартала 101 Чапаевского участкового лесничества Волжского лесничества Самарской области.
Отказ в кадастровом учете земельного участка истцу связан именно с тем обстоятельством, что он накладывается на земли лесного фонда, которые не могут находиться в частной собственности.
Статьей 81 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества.
Приказом Рослесхоза от 30.12.2008 года N435 "Об определении количества лесничества на территории Самарской области и установлении их границ" определено, что на территории Самарской области земли лесного фонда состоят из 17 лесничеств (в т.ч. и Волжского) и земли иных категорий, на которых расположены леса, состоят из 1 лесничества (Тольяттинское лесничество).
Факт наложения спорного земельного участка истца с лесным участком, за которым зарегистрировано право собственности РФ, подтверждаются данными государственного лесного реестра, путем ввода координат спорного земельного участка истцов в программу ГИС ИНГЕО, подготовленную на основании данных указанного выше лесоустройства.
На основании статьи 91 Лесного кодекса РФ именно на министерство, а не на орган кадастрового учета возложены полномочия по ведению государственного лесного реестра в отношении лесных участков, расположенных на территории Самарской области.
В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии с положениями пункта 7 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы лесничеств и лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Согласно заключительным положениям Федерального закона от 24.07.2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровые планы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством РФ порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости (часть 2 статьи 47 указанного федерального закона).
Кадастровый план спорного земельного участка, который содержал бы его описание и установление границ, истцом не представлен.
Кроме того, по смыслу пункта 2 статьи 8 Земельного кодекса РФ документы, в которых указывается категория земель, лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее.
Согласно частям 2 и 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также иных предусмотренных законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных указанным законом сведений о недвижимом имуществе.
Государственный кадастровый учет земельного участка подтверждает лишь факт индивидуализации объекта гражданских прав и не порождает в отношении него прав и обязанностей.
Сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению лиц, обладающих полномочиями в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
В качестве доказательства выведения спорного земельного участка из состава земель гослесфонда истцом предоставлено приведенное выше постановление главы администрации г.Новокуйбышевск от 01.07.1993 года N343 "Об отводе земельных участков под садоводство гр.Ларину В.А. и ФИО3 из состава гослесфонда Самарского мехлесхоза в кв.11 Чапаевского лесничества".
В соответствии со статьей 18 Земельного кодека РСФСР, действовавшего на дату издания постановления, предоставление земельных участков, передача их в собственность, а также регистрация права собственности на землю относились к ведению сельских, поселковых Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений.
На момент издания постановления действовали утвержденные постановлением ВС РФ от 06.03.1993 года N4616-1 положения Основ лесного законодательства РФ, статьей 22 которых определялось, что перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в исключительных случаях с разрешения Правительства РФ по согласованию с соответствующим органом государственной власти.
Таким образом, суд первой инстанции обосновано подверг сомнению наличие у администрации г.Новокуйбышевск полномочий по отводу земель лесного фонда Самарского мехлесхоза, что опровергает доводы апелляционной жалобы о том, что выданный истцу правоустанавливающий документ на земельный участок соответствует требованиям закона.
Право собственности истца на земельный участок с кадастровым номером 63:04:0402002:8 не оспаривается.
Границы земельного участка истца не определены в соответствии с требованиями земельного законодательства, что не лишает его права установить их с соблюдением предусмотренных законом условий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, судебная коллегия признает надуманными, поскольку истец самостоятельно определяет ответственное по его иску лицо, тогда как судом к участию в деле привлечены все заинтересованные лица.
После принятия искового заявления к производству суда, оно не может быть оставлено без движения, на что ошибочно указано в апелляционной жалобе.
Вопреки доводам апелляционной жалобы законные основания для прекращения производства по делу отсутствуют.
Не нашли своего подтверждения и доводы апелляционной жалобы о том, что суд применил нормы материального права, не подлежащие в данном случае применению, поскольку отношения сторон в рамках заявленного землепользования носят длящийся характер, тогда как суд правильно определял и применял положения нормативно-правовых актов с учетом их действия во времени, принимая во внимание даты и периоды совершения истцом юридически значимых действий в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Судебная коллегия считает необоснованными и доводы апелляционной жалобы о том, что в материалы дела представлены не все имеющие отношение к спору документы, поскольку представление доказательств в соответствии с положениями статьи 56 ГПК РФ является обязанностью сторон, которые не возражали против принятия судом решения по имеющимся в материалах дела доказательствам, совокупность которых является достаточной для вывода об отсутствии законных оснований для удовлетворения иска Ларина В.А., с чем судебная коллегия соглашается полностью.
По изложенным мотивам судебная коллегия считает ошибочными и доводы апелляционной жалобы о том, что суд не допросил кадастрового инженера, поскольку необходимость в этом отсутствовала и стороны с таким ходатайством к суду не обращались, имеющийся в материалах дела и составленный кадастровым инженером межевой план от ДД.ММ.ГГГГ не вызывает сомнений в понимании его содержания.
Показания допрошенных в заседании судебной коллегии свидетелей ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 выводы суда не опровергают.
Иная правовая позиция не участвовавшего при рассмотрении дела судом первой инстанции представителя истца и его критика юридически значимых действий самого истца и ранее участвовавшего в деле другого представителя, не являются достаточным основанием для отмены или изменения решения суда, поскольку судебная коллегия признает ошибочными и несостоятельными доводы апелляционной жалобы, как основанные на неверном понимании норм права и противоречащие установленным судом действительным обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах вывод суда об отказе в удовлетворении иска Ларина В.А. к администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области об установлении границ земельного участка является правильным.
Указанные в апелляционной жалобе представителя Ларина В.А. - Малаканова В.И. доводы по существу повторяют обстоятельства дела, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда, принятого при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 ГПК РФ. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от "02" ноября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца Ларина В.А. - Малаканова В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.