судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда
в составе: председательствующего Ефремовой Л.Н.,
судей Черкуновой Л.В., Сафоновой Л.А.,
при секретере Устяк Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Белотуровой В.В. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 11 декабря 2015г., которым постановлено:
"В удовлетворении иска Белотуровой В.В. отказать."
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н.,
суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Истец - Белотурова В.В. обратилась( ДД.ММ.ГГГГ.) в суд с иском к мэрии городского округа "адрес" о выполнении обязательств по предоставлению жилищного сертификата, ссылаясь на следующее.
С ДД.ММ.ГГГГ истец была принята на учет как выехавшая из районов Крайнего Севера.
С момента постановки на учет она являлась участником всех программ по льготному обеспечению жильем граждан, имеющих стаж работы в районах Крайнего Севера.
В программу за ДД.ММ.ГГГГ годы истец была включена в список под N, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Истец просила суд обязать мэрию "адрес" выполнить обязательства по обеспечению жильем (жилищным сертификатом) Белотурову В.В., как выехавшую из районов Крайнего Севера не ранее ДД.ММ.ГГГГ. и состоявшую в очереди с ДД.ММ.ГГГГ, имеющую стаж работы в районе Крайнего Севера более N лет.
Представитель ответчика - мэрии "адрес" иск не признал, утверждая, что с ДД.ММ.ГГГГ истец стоит в очереди на общих основаниях, а ни как лицо, выехавшее из района Крайнего Севера; в ДД.ММ.ГГГГ году истцом впервые было подано заявление об участии в программе для граждан, выехавших из района Крайнего Севера, после чего она была поставлена в очередь в категорию "работающие", но после выхода истца на пенсию, она была переведена в категорию "пенсионеры" и стоит в очереди под N; независимо от очередности и категории, в настоящее время не представляется возможным обеспечение истца жилым помещением, так как сроки обеспечения жильем от мэрии "адрес" не зависят, поскольку средства поступают из федерального бюджета, которые распределяются между субъектами Российской Федерации, а впоследствии распределяются Министерством социально-демагрофической и семейной политики "адрес".
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истцом ставится вопрос об отмене решения суда и о постановке нового решения об удовлетворении её иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 125-ФЗ от 25.10.2002г. "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:
инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;
инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
В силу ст. 2 Федерального закона N 125-ФЗ от 25.10.2002г., если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).
Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
На основании ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 125-ФЗ от 25.10.2002г., граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
Ранее действовавший Федеральный закон от 25.07.1998 г. N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч. 1 ст. 1).
На основании ст. 4 ФЗ N 125-ФЗ от 25.10.2002 г. право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом, который является именным документом, подтверждающим право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании личного заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ., истец с ДД.ММ.ГГГГ.(она и сын) приняты на учет нуждающихся в жилом помещении на общих основаниях, что подтверждается Постановлением администрации Центрального района г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N.
Так, из заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ о принятии её и сына на учет следует, что при постановке на учет ДД.ММ.ГГГГ году истцом не предоставлялись и не проверялись никакие документы, касающиеся её работы в районах Крайнего Севера.
Поэтому не обоснованны доводы истца о том, что она с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете как лицо, выехавшее из районов Крайнего Севера и участвовала во всех программах на основании ее личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ от истца поступало заявление об изменении состава семьи (она вышла замуж), в котором также не стоял вопрос об имеющихся льготах, связанных с работой в районах Крайнего Севера.
Лишь ДД.ММ.ГГГГ от истца поступило первое заявление от ДД.ММ.ГГГГ об участии в Программе, то есть после вступления в силу Федерального закона N 125-ФЗ от 25.10.2002г. "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям".
Стороны не оспаривают, что ДД.ММ.ГГГГ года истец относилась к категории "работающие граждане" и состояла в списке под N.
Однако после выхода на пенсию, истец отнесена к категории "пенсионеры", состоит в очереди за N, включена в заявку, в соответствии со статьёй 2 Федерального закона N 125-ФЗ от 25.10.2002г.
ДД.ММ.ГГГГ. истцу( ДД.ММ.ГГГГ.рожд.) исполнилось N лет.
Суд правильно признал, что предоставление жилищной субсидии зависит от даты постановки на учет и финансирования субъекта РФ на указанные цели в соответствующем финансовом году.
Так, согласно ст. 7 и ст. 8 ФЗ N 125-ФЗ от 25.10.2002 г., средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период; их распределение по субъектам РФ осуществляется в соответствии с методикой, разработанной Правительством РФ, и утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В силу ч. 2 ст. 2 ФЗ N 125-ФЗ от 25.10.2002 г., очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий.
Судом обоснованно признано, что отсутствуют правовые основания для обязания мэрии "адрес" обеспечить истца жилищным сертификатом, поскольку жилищные сертификаты выдаются Министерством социально-демографической и семейной политики "адрес" после соответствующего финансирования из федерального бюджета.
Судом установлено, что в настоящее время финансирование отсутствует как по категории "пенсионеры", так и по категории "работающие граждане", поэтому сроки выделения денежных средств от ответчика не зависят.
Проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности и дав им
надлежащую правовую оценку, суд пришел к правильному выводу о том, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Решение суда является законным и обоснованным. Для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения по основаниям, указанным в статье 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
Доводы апелляционной жалобы Белотуровой В.В. о несогласии с решением суда, судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание, поскольку данные доводы истца были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили в решении суда правильную правовую оценку.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 11 декабря 2015г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Белотуровой В.В. - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6 месяцев.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
СУДЬИ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.