Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Улановой Е.С.
судей - Черкуновой Л.В., Ефремовой Л.Н.,
при секретаре - Татариновой Г.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 08 декабря 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Солодовой И.Д. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании недействительным результата открытого конкурса по отбору управляющей организации на управление домом удовлетворить.
Признать недействительными результаты открытого конкурса, проведенного Департаментом г.о.Самара по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом N по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ.".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Улановой Е.С., возражения на жалобу представителя Солодовой И.Д. - Хорольского Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Солодова И.Д. обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании недействительным результата открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления домом. В обоснование заявленных требований указала, что в середине ДД.ММ.ГГГГ на входных дверях многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", появилось объявление о том, что Департаментом проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации на управление указанным домом. Победителем конкурса признана управляющая организация ООО "данные изъяты", с которой собственники должны заключить договоры управления. Позднее из сайта torgi.gov.ru жители дома узнали, что лот с домами по ул. "адрес" N, N имеет N, извещение на данном сайте опубликовано ДД.ММ.ГГГГ., установлена дата окончания приема заявок ДД.ММ.ГГГГ., итоги конкурса подведены ДД.ММ.ГГГГ ... Организатор конкурса не уведомил собственников помещений в многоквартирном доме о предстоящем конкурсе. Также в срок установленный законом организатор не уведомил собственников о результатах открытого конкурса, об условиях договора управления этим домом. Полагает, что допущенные Департаментом нарушения процедуры проведения конкурса лишили собственников жилых помещений права на заблаговременное ознакомление с конкурсной документацией, получение разъяснений положений конкурсной документации, беспрепятственный осмотр объектов конкурса, своевременное ознакомление с проектом договора управления, привлечение для участия в конкурсе других управляющих организаций. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Солодова И.Д. просила суд признать недействительным результат открытого конкурса, проводимого Департаментом управления имуществом г.о. Самара по отбору управляющей организации дл управления многоквартирным домом N по улице "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом г.о. Самара просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Считает, что решение суда не основано на законе, вынесено с существенным нарушением норм материального и процессуального права, что повлекло за собой неправильное определение юридически значимых обстоятельств. Указал, что Департамент подготовил и ДД.ММ.ГГГГ. разместил извещения и конкурсную документацию о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления указанными многоквартирными домами на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" - www.torgi.gov.ru. Указанный сайт является общедоступным для любых пользователей, при этом регистрация пользователей не нужна. Следовательно, с извещением о проведении открытого конкурса, конкурсной документацией, и проектом договора управления мог ознакомиться любой пользователь. Уведомление собственников данного многоквартирного дома проводилось путем размещения сообщения на досках объявлений.
В заседании судебной коллегии представитель Солодовой И.Д. - Хорольский Л.В. возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя истицы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее Правила).
В целях указанных Правил под конкурсом понимается форма торгов, победителем которых признается участник конкурса, предложивший за указанный организатором конкурса в конкурсной документации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в течение установленного срока выполнить наибольший по стоимости объем работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, на право управления которым проводится конкурс.
В соответствии с пунктом 4 Правил принципами проведения конкурса являются: создание равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей; добросовестная конкуренция; эффективное использование средств собственников помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий пользования помещениями в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме; доступность информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения.
Согласно пункту 5 Правил нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной названными Правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.
Информационное обеспечение проведения открытого конкурса регламентировано разделом III Правил.
В соответствии с п. 32 указанных Правил, информация о проведении конкурса по отбору управляющей компании размещается организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru
Согласно п. 37 Правил извещение о проведении конкурса размещается организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за 30 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с 40 Правил не позднее чем за 25 дней до даты начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе организатор конкурса обязан уведомить о дате проведения конкурса всех собственников помещений в многоквартирном доме (многоквартирных домах) путем размещения сообщения в местах, удобных для ознакомления собственниками помещений в многоквартирном доме, - на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также путем размещения сообщения о проведении конкурса на официальном сайте.
Из материалов дела следует, что Солодова И.Д. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование исковых требований Солодова И.Д. ссылается на нарушение Департаментом п. 40 Правил, так как ответчик не уведомил всех собственников о дате проведения конкурса путем размещения объявлений во всех подъездах.
Департамент управления имуществом г.о. Самара, возражая на заявленные требования, указал, что ДД.ММ.ГГГГ разместил извещение и конкурсную документацию о проведении конкурса по отбору управляющей компании на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru. Уведомил собственников путем размещения сообщений на досках объявлений (л.д. 80).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Департаментом управления имуществом г.о. Самара проведен открытый конкурс по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом по адресу: "адрес", о чем также уведомлены собственники (л.д. 81).
Из протокола N от ДД.ММ.ГГГГ о вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: "адрес" (лот N), следует, что на момент вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе поступила заявка на участие в конкурсе по лоту N от ООО "данные изъяты".
Из копии протокола рассмотрения заявок N от ДД.ММ.ГГГГ. усматривается, что ООО "данные изъяты" признан единственным претендентом, подавшим заявку - участником конкурса, ему в течение 3 рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе направляется проект договора управления многоквартирным домом, входящий в состав конкурсной документации в соответствии с п. 71 Правил.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Департаментом управления имуществом г.о. Самара при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом N по "адрес" не соблюден порядок проведения конкурса, предусмотренный Правилами. При этом суд указал, что допущенные нарушения выразились в не уведомлении жителей дома о проведении открытого конкурса, лишили их возможности участвовать в конкурсе по отбору управляющей организации.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции.
Согласно п. 87 Правил - участник конкурса вправе обжаловать результаты конкурса в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Пункт 2 Правил разъясняет, что под "участником" конкурса понимается претендент, допущенный конкурсной комиссией к участию в конкурсе. "Претендент" - любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, представившие заявку на участие в конкурсе.
В силу ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В силу вышеприведенных норм закона для признания торгов недействительными по иску лица, заинтересованного в надлежащем проведении торгов вследствие нарушения порядка их проведения, суд должен оценить, насколько допущенное нарушение является существенным, и могли ли нарушения, на которые ссылается заявитель, повлиять на результаты торгов. В случае если нарушения, на которые ссылается заявитель, не повлияли и не могли повлиять на результаты торгов, то отсутствуют основания для удовлетворения заявленного требования.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ на истице лежала обязанность доказать не только нарушение правил проведения конкурса, но и то, что именно вследствие таких нарушений её права и законные интересы были нарушены.
Таких допустимых и достоверных доказательств стороной истицы суду не представлено.
В суде первой инстанции допрошена в качестве свидетеля ФИО1, пояснившая, что о проведении конкурса жителей заранее не предупреждали, они хотят организовать своё ТСЖ.
В материалы дела стороной истицы представлено напечатанное заявление о том, что жители многоквартирного дома N по ул. "данные изъяты" предварительно не были уведомлены о проведении открытого конкурса по выбору управляющей организации для многоквартирного дома. Заявление имеет графы с указанием ФИО и подписей. Ни подписи, ни само заявление надлежащим образом не заверены. О допросе в качестве свидетелей указанных в заявлении граждан сторона истицы не ходатайствовала.
Кроме того, при несогласии с выбранной по результатам конкурса управляющей компанией, Солодова И.Д. как собственник жилого помещения в многоквартирном доме, не лишена возможности инициировать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора иного способа управления, иной управляющей компании в соответствии с пунктом 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для признания недействительным результата открытого конкурса, проведенного Департаментом управления имуществом г.о. Самара по отбору управляющей организации дл управления многоквартирным домом N по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание всё вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что решение Ленинского районного суда г. Самары от 08 декабря 2015 года подлежит отмене, а заявленные Солодовой И.Д. исковые требования оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 08 декабря 2015 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Солодовой И.Д. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании недействительным результата открытого конкурса по отбору управляющей организации на управление домом - отказать.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.