Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Ермаковой Е.И.,
судей - Набок Л.А., Никоновой О.И.,
при секретаре - Бирюковой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г.о.Самара на решение Ленинского районного суда г.Самара от 18 декабря 2015 года, которым постановлено:
"Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Гницевич Е.С. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям и нормам, расположенное в черте населенного пункта г. Самара, в соответствии с действующим законодательством.
В остальной части иска отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Набок Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гницевич Е.С. обратилась в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о.Самара, Администрации г.о.Самара о предоставлении жилого помещения.
В обоснование требований истец указала, что с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес". В настоящее время является собственником 72/111 долей указанной квартиры в порядке приватизации. Большая часть жилых помещений в данном доме находятся в муниципальной собственности. 21.06.2001г. вынесено постановление администрации Железнодорожного района г.Самара N 845 о предоставлении гражданам данного дома жилого помещения в связи с произошедшим пожаром 15.04.2001г. Вместе с тем, жилые помещения не предоставлены. Решением Думы г.о. Самары N 711 от 26.03.2009г. указанный дом внесен в общий перечень ветхих многоквартирных домов. Постановлением Главы г.о.Самара от 05.04.2013г. N 940 дом признан аварийным, подлежим сносу и отселению до 01.04.2014г., впоследствии срок отселения продлен до 31.12.2015г.
Ссылаясь на то, что жилое помещение Гницевич Е.С. до настоящего времени не предоставлено, истец просила суд обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара и Администрацию г.о.Самара предоставить ей равнозначное жилое помещение соответствующее санитарным, пожарным, техническим нормам, в пределах г.Самара в соответствии с действующим законодательством.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом г.о.Самара просит решение суда отменить. Обязанности по отселению граждан, занимающих жилые помещения на праве собственности, на Департамент не возложены. Указывает, что оснований для предоставления жилого помещения по нормам в соответствии со статьей 57 ЖК РФ у суда не имелось. Внеочередное предоставление жилого помещения повлечет за собой нарушение прав граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ранее истца.
В заседании судебной коллегии представитель Гницевич Е.С. - Гницевич Н.Н. возражала против доводов апелляционной жалобы.
В судебное заседание не явились иные участники процесса, извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, считает его законным и обоснованным исходя из следующего.
Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 86, 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, подлежит сносу, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Статьей 89 ЖК РФ предусмотрено, что предоставляемое в таком случае гражданам жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Из материалов дела следует, что Гницевич Е.С. является собственником жилого помещения по адресу: "адрес" доля 72/111.
Судом установлено, что квартира "адрес" имеет общую площадь 50,2 кв.м., жилую площадь 37,4 кв.м. Квартира состоит из 2 кухонь и 3 комнат. Фактически Гницевич Е.С. занимает 2 комнаты площадью 23,3 кв.м., и кухню площадью 3,6 кв.м.
Распоряжением первого заместителя Главы г.о.Самара от 05.04.2013г. N 940 многоквартирный дом по адресу: г.Самара, ул.Аксаковская, д.6 литера В, признан аварийным и подлежащим сносу.
Пунктом 3 указанного распоряжения предусмотрена обязанность Департамента управления имуществом г.о.Самара предоставить гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, другие жилые помещения в соответствии с жилищным законодательством до 01.04.2014г.
Согласно распоряжению первого заместителя Главы г.о.Самара от 24.10.2014г. N 5533, срок расселения продлен до 31.12.2015г..
Решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 540 утверждена Адресная программа сноса, реконструкции ветхого жилого фонда в городском округе Самара".
Из приложения к Адресной программе сноса, реконструкции ветхого жилого фонда в г.о.Самара (в редакции Решения Думы городского округа Самара от 26.03.2009г. N711), дом "адрес" включен в указанную программу под N.
С учетом установленных обстоятельств по делу и приведенных законодательных положений учитывая, что жилое помещение истца признано непригодным для проживания, доказательств проведения ремонтных работ или иного улучшения состояния дома не представлено, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Департамент не является надлежащим ответчиком по делу, судебной коллегией отклоняются.
В соответствии со ст. 45 Устава городского округа Самары от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.Полномочия органов местного самоуправления городского округа Самары в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ст. ст. 45-47 Устава городского округа Самары.
Полномочия Главы городского округа Самары в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ч. 1 ст. 46 Устава, в соответствии с которой Глава городского округа Самара принимает решения по следующим вопросам управления и распоряжения имуществом городского округа Самара:
а) о распоряжении земельными участками в порядке, установленном земельным законодательством;
б) о приобретении недвижимого имущества в собственность городского округа Самара;
в) о внесении бюджетных средств и имущества городского округа Самара в качестве вкладов в имущество и уставные капиталы юридических лиц в соответствии с решением Думы городского округа Самара о бюджете городского округа Самара на соответствующий финансовый год (далее также - решение о бюджете городского округа Самара);
г) о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий городского округа Самара и муниципальных учреждений городского округа Самара;
д) об утверждении плана приватизации имущества городского округа Самара.
На основании п. "г" ст. 47 Устава Департамент управления имуществом городского округа Самара осуществляет следующие полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара:
- осуществляет исполнение постановлений Главы городского округа Самара о распоряжении земельными участками, распоряжается иным муниципальным имуществом (отчуждает имущество, передает в безвозмездное пользование, аренду, залог,
доверительное управление, осуществляет иное распоряжение), заключает и исполняет соответствующие договоры, является правопреемником по ранее заключенным договорам;
- осуществляет иные полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, установленные настоящим Уставом, а также не отнесенные федеральным законодательством, настоящим Уставом, муниципальными правовыми актами городского округа Самара к компетенции других органов местного самоуправления городского округа Самара.
Таким образом, Департамент управления имуществом г.о.Самара наделен полномочиями в области управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе, полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным жилищным фондом, в связи с чем, судебная коллегия соглашается с мнением суда первой инстанции о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является Департамент управления имуществом г.о.Самара.
Ссылка в жалобе на то, что внеочередное предоставление жилого помещения повлечет за собой нарушение прав граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ранее истца, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Статья 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
В то же время, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия отмечает следующее.
Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Обязанность предоставить истцу жилое помещение возложена на ответчика в связи с невозможностью проживания в аварийном доме, а не в связи с улучшением жилищных условий в порядке части 1 статьи 57 ЖК РФ.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
При этом другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Учитывая изложенное, решение суда в резолютивной части подлежит уточнению с указанием на предоставление жилого помещения истцу равнозначного ранее занимаемого ею.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Самара от 18 декабря 2015 года оставить по существу без изменения.
Изложить резолютивную часть решения Ленинского районного суда г.Самара от 18 декабря 2015 года в следующей редакции:
"Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Гницевич Е.С. благоустроенное жилое помещение, в границах населенного пункта город Самара, отвечающее установленным требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению".
В остальной части решение суда оставить в прежней редакции.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.