Каякентский районный суд
судья Гаджимурадов М.М.
Суд апелляционной инстанции:
Верховный Суд Республики Дагестан
Джарулаев А.К. (докл.),
Ашуров А.И.,
Ибрагимова А.М.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
г.Махачкала 2 марта 2016 года
Президиум Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Мирзаева Р.М.,
членов президиума Абдулхалимова М.М., Гончарова И.А., Загирова Н.В., Магомедова М.А., Мустафаевой З.К., Орцханова А.И., Османова Т.С., Сулейманова С.М.,
при секретаре Магомедовой Х.М.,
рассмотрел по кассационному представлению прокурора Республики Дагестан Шахнавазова Р.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 6 октября 2015 года административное дело по заявлению прокурора Каякентского района о признании решения Собрания депутатов МО "сельсовет Нововикринский" от 20 января 2012 года N 11-3 "О нормативах формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в МО "сельсовет Нововикринский"" в части установления нормативов формирования расходов на оплату труда главы МО "сельсовет Нововикринский" недействующим со дня его принятия, возложении обязанности отменить указанное решение.
Заслушав доклад члена президиума Абдулхалимова М.М., объяснения заместителя прокурора Республики Дагестан Гамидова А.Б., просившего удовлетворить кассационное представление, главы МО "сельсовет Нововикринский" Каякентского района Магомедова Н.Р., просившего кассационное представление оставить без удовлетворения, президиум
установил:
Прокурор Каякентского района обратился в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия решения Собрания депутатов МО "сельсовет Нововикринский" от 20 января 2012 года N 11-3 "О нормативах формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в МО "сельсовет Нововикринский"" в части установления нормативов формирования расходов на оплату труда главы МО "сельсовет Нововикринский", возложении обязанности отменить указанное решение.
Заявление мотивировано следующим.
Указанное решение Собрания депутатов МО "сельсовет Нововикринский" от 20 января 2012 N 11-3 в части установления нормативов формирования расходов на оплату труда главы МО "сельсовет Нововикринский" принято в нарушение положений постановления Правительства Республики Дагестан от 14 июля 2010 года N 252 "О нормативах формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Дагестан", в соответствии с которым нормативы расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности в сельских поселениях, в том числе глав МО сельских поселений, определяются с учетом положений п.6 постановления и раздела 2 приложения N 1 к данному постановлению.
Согласно данному постановлению Правительства Республики Дагестан "сельсовет Нововикринский" с численностью населения от 1.500 до 5.000 человек относится к 4-ой группе оплаты труда. В соответствии с п.6 постановления для муниципальной должности "глава муниципального образования" предусмотрено вознаграждение в 2011-2012 годы в размере "." рублей, 2013 году - "." рублей "." копейки, 2014 году - "." рублей "." копейки, ежемесячное денежное поощрение из расчета 0,6 денежного вознаграждения, материальная помощь из расчета 2-х денежных вознаграждений в год и единовременная выплата (пособие на лечение) при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска из расчета 2-х денежных вознаграждений в год. Однако в нарушение данной нормы к денежному вознаграждению главы МО "сельсовет Нововикринский" применены дополнительные выплаты, регламентированные в соответствии с п.5 постановления Правительства Республики Дагестан для лиц, замещающих должность главы или председателя представительного органа муниципальных районов и городских округов.
Согласно п.2 ст.136 Бюджетного кодекса РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года, не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.
Принесенный прокурором Каякентского района на указанное решение Собрания депутатов протест оставлен главой МО "сельсовет Нововикринский" без рассмотрения. Постановлением мирового судьи судебного участка N 61 Каякентского района от 22 июня 2015 года глава МО "сельсовет Нововикринский" Магомедов Н.Р. привлечен к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ к административному штрафу в размере "." рублей.
Считает, что принятием оспариваемого решения от 20 января 2012 года нарушаются права и интересы МО "сельсовет Нововикринский", поскольку допускается выплата главе МО необоснованно завышенной заработной платы.
Решением Каякентского районного суда от 16 июля 2015 года постановлено:
"Признать решение Собрания депутатов МО "сельсовет Нововикринский" от 20 января 2012 года N 11-3 "О нормативах формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в МО "сельсовет Нововикринский"" в части установления нормативов формирования расходов на оплату труда главы МО "сельсовет Нововикринский" недействующим со дня его принятия.
Обязать Собрание депутатов МО "сельсовет Нововикринский" отменить решение Собрания депутатов МО "сельсовет Нововикринский" от 20 января 2012 года N 11-3 "О нормативах формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в МО "сельсовет Нововикринский"" в части установления нормативов формирования расходов на оплату труда главы МО "сельсовет Нововикринский"".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 6 октября 2015 года постановлено:
"Апелляционную жалобу главы МО "сельсовет Нововикринский" Каякентского района Магомедова Н.Р. удовлетворить.
Решение Каякентского районного суда от 16 июля 2015 года отменить.
По делу принять новое решение.
В удовлетворении заявления прокурора Каякентского района о признании решения Собрания депутатов МО "сельсовет Нововикринский" от 20 января 2012 года N 11-3 "О нормативах формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в МО "сельсовет Нововикринский"" в части установления нормативов формирования расходов на оплату труда главы МО "сельсовет Нововикринский" недействующим со дня его принятия и обязании Собрания депутатов МО "сельсовет Нововикринский" отменить решение Собрания депутатов МО "сельсовет Нововикринский" от 20 января 2012 года N 11-3 "О нормативах формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в МО "сельсовет Нововикринский"" в части установления нормативов формирования расходов на оплату труда главы МО "сельсовет Нововикринский" отказать".
В кассационном представлении прокурор Республики Дагестан Шахнавазов Р.А. просит отменить апелляционное определение с оставлением без изменения решения суда первой инстанции.
В обоснование представления указывается, что, несмотря на высокий процент дотаций и субвенций из вышестоящих бюджетов бюджетной системы в бюджет МО "сельсовет Нововикринский", судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы закона и сделан ошибочный вывод о том, что постановление Правительства Республики Дагестан от 14 июля 2010 года N 252 носит рекомендательный характер, в то время как согласно требованиям ч.2 ст.136 Бюджетного кодекса РФ установленные нормативы обязательны при формировании расходов на оплату труда главы и других должностных лиц муниципального образования.
Определением судьи Верховного Суда Республики Дагестан Гаджиевой Ш.В. от 9 февраля 2016 года кассационное представление с делом передано на рассмотрение в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Верховного Суда Республики Дагестан.
Президиум находит кассационное представление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Собрания депутатов МО "сельсовет Нововикринский" Каякентского района от 20 января 2012 года N 11-3 при установлении расходов на оплату труда главы МО "сельсовет Нововикринский" определены дополнительные выплаты для главы МО "сельсовет Нововикринский".
Принимая решение об удовлетворении требований прокурора и признавая приведенное выше решение Собрания депутатов МО "сельсовет Нововикринский" в части установления нормативов формирования расходов на оплату труда главы МО "сельсовет Нововикринский" незаконным и недействующим, суд первой инстанции исходил из его противоречия п.6 постановления Правительства Республики Дагестан от 14 июля 2010 года N 252 "О нормативе формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Дагестан", согласно которому определен порядок формирования денежного вознаграждения глав МО городских и сельских поселений.
При этом, согласно п.6 постановления Правительства Республики Дагестан лицам, замещающим муниципальные должности в городских и сельских поселениях, к денежному вознаграждению предусматриваются расходы на следующие дополнительные выплаты: ежемесячное денежное поощрение - из расчета 1 денежного вознаграждения, материальная помощь - из расчета 2-х денежных вознаграждений в год, единовременная выплата (пособие на лечение) при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска - из расчета 2-х денежных вознаграждений в год.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении прав и законных интересов МО "сельсовет Нововикринский" оспариваемым решением Собрания депутатов сельского поселения в указанной части.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в силу п.2 ст.136 Бюджетного кодекса РФ под нормативом в данном случае может пониматься как абсолютная, так и относительная величина, характеризующая расходы на оплату труда вышеуказанных категорий работников и (или) содержание органов местного самоуправления, а установление условий оплаты труда должностных лиц органов местного самоуправления относится к компетенции соответствующего муниципального образования.
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что оспариваемые прокурором положения решения Собрания депутатов сельского поселения "сельсовет Нововикринский" не противоречат закону, следует признать необоснованными и противоречащими нормам материального права.
Согласно п.2 постановления Правительства Республики Дагестан от 14 июля 2010 года N 252 "О нормативе формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Дагестан" органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать размеры денежного вознаграждения и дополнительных выплат лицам, замещающим муниципальные должности, а также размеры должностных окладов, окладов за классный чин, ежемесячных и иных дополнительных выплат лицам, замещающим должности муниципальной службы, применительно к нормативам, утвержденным настоящим постановлением.
В числе рекомендованных нормативов предусмотрены и условия оплаты труда лиц, замещающих должность главы муниципального образования, которые определены п.п.4, 5 нормативов формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Дагестан, утвержденных постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 июля 2010 года N 252, который соответствует действующему законодательству Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.136 Бюджетного кодекса РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года, не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что безвозмездные поступления, поступающие в форме дотаций и субвенций из вышестоящих бюджетов бюджетной системы в бюджет МО "сельсовет Нововикринский", значительно превышают собственные доходы местного бюджета на 50-60 процентов.
Согласно постановлению Правительства Республики Дагестан от 14 июля 2010 года N 252 оплата труда лиц, замещающих муниципальные должности "Глава муниципального образования сельского поселения" формируется и осуществляется исходя из расходов, в состав которых включено денежное вознаграждение, установленное Разделом 2 Приложения N 1 к указанным нормативам, и дополнительные выплаты, предусмотренные п.6 нормативов.
Однако, решением Собрания депутатов МО "сельсовет Нововикринский" от 20 января 2012 года N 11-3 при установлении расходов на оплату труда главы МО "сельсовет Нововикринский" применены дополнительные выплаты, предусмотренные п.5 нормативов для лиц, замещающих должность главы муниципального образования муниципальных районов.
Суд первой инстанции правильно установилюридически значимые обстоятельства, правильно применил нормы материального права и вынес основанное на законе решение об удовлетворении заявления прокурора.
Оснований к его отмене судом апелляционной инстанции не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь ст.329 КАС РФ, президиум
постановил:
Кассационное представление прокурора Республики Дагестан Шахнавазова Р.А. удовлетворить.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 6 октября 2015 года отменить.
Решение Каякентского районного суда от 16 июля 2015 года оставить без изменения.
Председательствующий Р.М.Мирзаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.