Судья Алтайского краевого суда Вегель А.А., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лаура" на решение судьи Ленинского районного суда г.Барнаула от 18 декабря 2015 года по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Лаура" на постановление главного государственного инспектора Ленинского района г.Барнаула по пожарному надзору Ч. *** от ДД.ММ.ГГ, которым
общество с ограниченной ответственностью "Лаура", юридический адрес: "адрес", ИНН ***, ОГРН ***,
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвернуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150000 руб.
УСТАНОВИЛ:
постановлением прокурора Ленинского района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ возбуждено дело об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лаура" (далее - ООО "Лаура", Общество).
Согласно данному постановлению ДД.ММ.ГГ в ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности в нежилом здании (ТРЦ "Малина"), расположенном по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности ООО "Лаура", проведенной прокуратурой Ленинского района г.Барнаула с привлечением старшего инспектора отделения по Ленинскому району г.Барнаула ТО НД N1 ГУ МЧС России по Алтайскому краю Ш., выявлены следующие нарушения:
- двери эвакуационного выхода в тамбур первого этажа открываются не по направлению выхода из здания (п.34 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- ширина основного прохода в торговом зале на 1 этаже менее 2,5 м (установлены банкоматы и торговое оборудование) (п.36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- на объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты (п.61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- на первом, втором и третьем этажах устроены торговые отделы на путях эвакуации к выходам (п.36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии (п.61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- автоматическая установка водяного пожаротушения находится в неисправном состоянии (п.61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
-отсутствует автоматическая пожарная сигнализация под подвесными потолками в торговых залах и коридорах торгового центра (п.4 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", НПБ 104-03 табл.2 п.5, табл.1, 3);
- двери выхода на кровлю выполнены не противопожарными с пределом огнестойкости не менее 30 мин. по потери целостности и теплоизолирующей способности (п.4 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.п.8.4, 5.14 СНиП 21-01-97);
- в торговых залах без естественного освещения отсутствует система вытяжной противодымной вентиляции (п.4 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.8.2 СНиП 41-01-2003, п.1.72 СНиП 2.08.02-89).
Действия ООО "Лаура" квалифицированы по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
Постановлением главного государственного инспектора Ленинского района г.Барнаула по пожарному надзору Ч. *** от ДД.ММ.ГГ ООО "Лаура" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Барнаула от 17 августа 2015 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ООО "Лаура" - без удовлетворения.
Решением судьи Алтайского краевого суда от 30 сентября 2015 года постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение должностному лицу.
По результатам нового рассмотрения дела должностным лицом вынесено постановление *** от ДД.ММ.ГГ, которым ООО "Лаура" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150000 руб. Данным постановлением исключено из вменения нарушение требований п.34 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, выразившееся в том, что двери эвакуационного выхода в тамбур первого этажа открываются не по направлению выхода из здания.
В жалобе, поданной в Ленинский районный суд г.Барнаула, ООО "Лаура" просило постановление отменить либо назначить штраф в размере ниже низшего предела, ссылаясь на то, что выявленные правонарушения содержатся в предписании *** от ДД.ММ.ГГ, срок исполнения которого, установленный до ДД.ММ.ГГ; в настоящее время вмененные нарушения устранены; п.34 Правил противопожарного режима является недействующим; п.36 Правил не устанавливает требований к размерам ширины проходов; исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты имеется и хранится по адресу: "адрес", во время проверки не была принята во внимание и приобщена к материалам дела; нарушения, выразившееся в том, что на первом, втором и третьем этажах устроены торговые отделы на путях к эвакуационным выходам, в торговых залах без естественного освещения отсутствует система вытяжной дымовентиляции, в помещениях торгового центра не предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3 типа являются несущественными, так как величина пожарного риска объекта защиты не превышает нормативное значение, установленное федеральным законодательством, здание соответствует требованиям пожарной безопасности; согласно протоколам проведенных технических измерений систем и отдельных элементов противопожарной защиты *** от ДД.ММ.ГГ, *** от ДД.ММ.ГГ автоматическая пожарная сигнализация и автоматическая установка пожаротушения находятся в дежурном режиме, замеренные параметры соответствуют требованиям пожарной безопасности; в деле отсутствуют доказательства осуществления прокуратурой процессуальных действий, в том числе осмотра; в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении не указано время совершения (выявления) правонарушения; характер совершенного правонарушения и роль правонарушителя, размер вреда и тяжести наступивших последствий не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, большая часть нарушений устранена до проведения проверки прокуратурой; если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушении, судья на основании ст.2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием; штраф в сумме 150000 руб. является существенным, так как деятельность Общества в настоящее время носит убыточный характер.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Барнаула от 18 декабря 2015 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, ООО "Лаура" просит прекратить производство по делу в связи с малозначительностью вменяемого правонарушения, либо снизить размер административного штрафа ниже низшего предела.
В судебное заседание законный представитель и защитники ООО "Лаура" ТагильцевВ.Н., К. не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств не поступило, в связи с чем, исходя из положений ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, дело может быть рассмотрено без их участия.
Выслушав прокурора М., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, нахожу основания для изменения постановления должностного лица и решения судьи.
В силу ч.4 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно положениям Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства и за нарушение этих требований, равно как и за иные правонарушения в области пожарной безопасности, лица, ответственные за соблюдение требований пожарной безопасности, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (статьи 1, 38).
Субъектами указанного административного правонарушения являются в частности юридические лица, вина которых согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ устанавливается выявлением наличия у него возможности для соблюдения требований пожарной безопасности, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятием всех зависящих от него мер по соблюдению этих требований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N39 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
В соответствии с п.61 данных Правил руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.
На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
В силу п.36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается:
а) устраивать пороги на путях эвакуации (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;
б) загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов;
в) устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;
г) фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре), а также снимать их;
д) закрывать жалюзи или остеклять переходы воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;
е) заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг;
ж) изменять направление открывания дверей, за исключением дверей, открывание которых не нормируется или к которым предъявляются иные требования в соответствии с нормативными правовыми актами.
Пунктом 8.2 СНиП 41-01-2003 установлено, что системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре следует предусматривать из каждого помещения без естественного освещения: торговых залов.
Вина ООО "Лаура" в совершении вмененного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением прокурора Ленинского района о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ, актом проверки прокуратуры Ленинского района от ДД.ММ.ГГ, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ, согласно которому собственником нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес", является ООО "Лаура".
Указанные доказательства оценены судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, в совокупности полностью подтверждают наличие в действиях ООО "Лаура" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
Административное наказание назначено с учетом требований ст.4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, в минимальном размере.
При этом судьей правомерно указано на отсутствие доказательств наличия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о возможности назначения административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей. Приложенная к жалобе налоговая декларация не свидетельствует об обратном.
Ссылка Общества на то, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности содержатся в предписании *** от ДД.ММ.ГГ, срок исполнения которого установлен до ДД.ММ.ГГ, не свидетельствует о незаконности решения судьи. В силу положений ст.25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении. Выдача уполномоченным органом предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности не освобождает Общество от административной ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований пожарной безопасности.
Судьей обоснованно отклонен довод жалобы о том, что исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты имеется и хранится по адресу: "адрес" поскольку доказательств представления таковой при проведении прокурорской проверки в материалах дела не имеется.
Утверждение Общества о несущественности выявленных нарушений требований пожарной безопасности, так как величина пожарного риска объекта защиты не превышает нормативного значения, несостоятельно. Законодателем соблюдение требований пожарной безопасности не ставится в зависимость от величины пожарного риска.
Протоколы проведенных технических измерений систем и отдельных элементов противопожарной защиты *** от ДД.ММ.ГГ, *** от ДД.ММ.ГГ, заключение *** о независимой оценке пожарного риска, на которые ссылалось в жалобе Общество, не могут быть приняты во внимание, поскольку они получены после проведения прокурорской проверки.
Ссылка в жалобе на отсутствие доказательств осуществления прокуратурой процессуальных действий опровергается актом проверки от ДД.ММ.ГГ.
Вопреки доводам жалобы, в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении указано время совершения (выявления) вменяемого правонарушения.
Нарушения требований пожарной безопасности, отраженные в акте проверки представляют собой непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в помещениях торгового центра, в связи с чем доводы о малозначительности совершенного административного правонарушения следует признать несостоятельными.
С учетом изложенного оснований для отмены решения судьи и постановления должностного лица не имеется.
Вместе с тем, из постановления должностного лица подлежит исключению указание на нарушение Обществом п.36 Правил противопожарного режима Российской Федерации, выразившееся в том, что ширина основного прохода в торговом зале на 1 этаже менее 2,5 м (установлены банкоматы и торговое оборудование), так как положения данного пункта Правил не содержат требований к размерам ширины проходов.
Пунктом 120 Правил противопожарного режима Российской Федерации установлено, что руководитель организации обеспечивает на вещевых рынках, организованных в установленном порядке, расположенных на открытых площадках или в зданиях (сооружениях), соблюдение следующих требований пожарной безопасности:
ширина прохода между торговыми рядами, ведущего к эвакуационным выходам, должна быть не менее 2 метров;
через каждые 30 метров торгового ряда должны быть поперечные проходы шириной не менее 1,4 метра.
Однако нарушение указанного пункта Правил ООО "Лаура" в рамках настоящего дела не вменялось, а кроме того, из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и акта проверки нельзя сделать вывод, что ширина основного прохода в торговом зале на 1 этаже менее 2 м.
Отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, регулирует Федеральный закон от 27 декабря 2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании".
В силу ст.5.1 названного Федерального закона особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Во исполнение данной нормы Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N1047-р (действующим на момент выявления рассматриваемого правонарушения) утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В данный Перечень (пункт 86) включен СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха". Разделы 4 - 6 (пункты 6.1.1 - 6.4.4, 6.4.6, 6.4.7, 6.5.4, 6.5.5, 6.5.7 - 6.5.14, 6.6.2 - 6.6.26), 7 (пункты 7.1.1 - 7.1.5, 7.1.8 - 7.1.13, 7.2.1 - 7.2.4, абзацы первый и второй пункта 7.2.10, пункты 7.2.13, 7.2.14, 7.2.17, 7.3.1, 7.3.2, 7.4.1, 7.4.2, 7.4.5, 7.5.1, 7.5.3 - 7.5.11, 7.6.4, 7.6.5, 7.7.1 - 7.7.3, 7.8.2, 7.8.6, 7.8.7, 7.9.13, 7.9.15, 7.9.16, 7.10.7, 7.10.8, 7.11.18), 9 - 11, 12 (пункты 12.7 - 12.9, 12.11 - 12.21), 13 (пункты 13.1, 13.3 - 13.5, 13.8, 13.9).
Таким образом, на момент совершения (выявления) административного правонарушения раздел 8 СНиП 41-01-2003, в том числе п.8.2, не был отнесен к числу национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
При таких обстоятельствах из постановления должностного лица также подлежит исключению нарушение ООО "Лаура" п.8.2 СНиП 41-01-2003, равно как и п.1.72 СНиП 2.08.02-89, так как СНиП 2.08.02-89 является недействующим с 31 декабря 2009 года.
Помимо этого из постановления должностного лица следует исключить нарушение Обществом табл.2 п.5, табл.1 НПБ104-03, выразившееся в том, что в помещениях торгового центра не предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3 типа, поскольку в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении данное нарушение не вменялось.
Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лаура" оставить без удовлетворения.
Решение судьи Ленинского районного суда г.Барнаула от 18 декабря 2015 года, постановление главного государственного инспектора Ленинского района г.Барнаула по пожарному надзору Ч. *** от ДД.ММ.ГГ изменить.
Исключить из постановления главного государственного инспектора Ленинского района г.Барнаула по пожарному надзору Ч. *** от ДД.ММ.ГГ указание на нарушение обществом с ограниченной ответственностью "Лаура" пункта 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, выразившееся в том, что ширина основного прохода в торговом зале на 1 этаже менее 2,5 м (установлены банкоматы и торговое оборудование); пункта 8.2 СНиП 41-01-2003, пункта 1.72 СНиП 2.08.02-89; табл.2 п.5, табл.1 НПБ104-03, выразившееся в том, что в помещениях торгового центра не предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3 типа.
Судья А.А. Вегель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.