Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Науменко Л.А.,
судей А. Л.А., Тертишниковой Л.А.,
при секретаре Ахроменко А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истцов Дулиной Ю. Н., Дулина А. С. на решение Краснощековского районного суда Алтайского края от 13 октября 2015 года
по делу по иску Дулиной Ю. Н., Дулина А. С. к администрации Краснощековского района Алтайского края, администрации Краснощековского сельсовета Краснощековского района Алтайского края, Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о предоставлении выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения.
Заслушав доклад судьи А. Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дулина Ю.Н., Дулин А.С. обратились в суд с иском к администрации Краснощековского района Алтайского края о признании незаконным и отмене решения Межведомственной рабочей комиссии по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения Администрации Краснощековского района Алтайского края об отказе в предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"; признании права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения, расположенного по указанному адресу.
В обоснование требований указано, что в ДД.ММ.ГГ года истцами подано заявление в Администрацию Краснощековского района о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка ? доли жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 73,9 кв.м. ДД.ММ.ГГ Администрацией Краснощековского района направлено уведомление *** об отсутствии у истцов права на получение социальной выплаты, в связи с наличием иного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", (1/12 доли в праве у каждого), пригодного для проживания. Истцы считают указанный отказ незаконным и необоснованным, так как п. 4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края противоречит пп. "а" п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2015 N 447 в части наличия условия об отсутствии у гражданина другого жилого помещения, пригодного для проживания на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты. На момент объявления чрезвычайной ситуации в результате паводка в мае 2014 года истцы являлись собственниками только одного жилого помещения - ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" который подвергся затоплению и требует капитального ремонта.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены - администрация Краснощековского сельсовета Краснощековского района Алтайского края, Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, в качестве третьих лиц - Главное Управление Алтайского края по труду и социальной защите, Главное Управление МЧС России по Алтайскому краю, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политики Алтайского края.
Решением Краснощековского районного суда Алтайского края от 13 октября 2015 года в удовлетворении исковых требований Дулиной Ю.Н., Дулину А.С. о признании права на денежные выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения, отказано.
Дополнительным решением Краснощековского районного суда Алтайского края от 11 декабря 2015 года в удовлетворении исковых требований Дулиной Ю.Н., Дулину А.С. к администрации Краснощековского района Алтайского края, администрации Краснощековского сельсовета Краснощековского района Алтайского края, Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о признании незаконным и отмене решения Межведомственной рабочей комиссии по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения Администрации Краснощековского района Алтайского края об отказе в предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"; о признании права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения, расположенного по указанному адресу отказано.
В апелляционной жалобе истцы Дулина Ю.Н., Дулин А.С. просят решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Жалоба мотивирована тем, что истцы являются пострадавшими в результате паводка и имеют право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта, так как постоянно проживали в спорном жилом помещении, были в нем зарегистрированы и на момент паводка, а также на момент подачи первого заявления от ДД.ММ.ГГ, иного жилья не имели. Постановлением администрации Алтайского края N 234 от 17.06.2015 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденных в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края" предусмотрено, что право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта имеют граждане, не имеющие другого жилья, пригодного для проживания. При этом закон в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей связывает событие, с которым наступили гражданско-правовые последствия. Права истцов возникли из наступления чрезвычайных ситуаций природного характера, вследствие чего законом предусмотрена социальная выплата для проведения капитального ремонта. Указывают, что иное жилое помещение по "адрес" в "адрес" приобрели по договору купли-продажи, обремененного ипотекой в силу закона в ДД.ММ.ГГ года, спустя 10 месяцев после паводка, за счет средств материнского (семейного) капитала, чем лишились возможности в дальнейшем использовать материнский капитал на обучение детей. Ссылаются на то, что в уведомлении администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ неверно указан размер доли, принадлежащих истцам в праве собственности на другое жилое помещение (вместо 1/12 доли указано - ? доля). С отзывом ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края их не ознакомили. Кроме того в апелляционной жалобе заявлено ходатайство о принятии дополнительных доказательств: заявлений о предоставлении мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта жилого помещения поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года от ДД.ММ.ГГ и от ДД.ММ.ГГ; договора займа ипотечный; свидетельств о государственной регистрации права; уведомления об отказе в предоставлении социальной выплаты; свидетельств о рождении детей.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалоб по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закона) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Администрации Алтайского края от 29.05.2014 N 254 "О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" с 29.05.2014 на территории Алтайского края введен режим чрезвычайной ситуации в связи с паводком.
Постановлением администрации Краснощековского района Алтайского края N 383/1 от 29.05.2014 на территории Краснощековского района Алтайского края в с. Краснощёково, с. Харлово, с. Маралиха, с. У-Пустынка и с. Карпово с 29.05.2014 с 23-00 часов введен режим чрезвычайной ситуации в связи со сложной паводковой обстановкой, в результате которой оказались затопленными усадьбы жилых домов.
Судом установлено, что Дулиной Ю.Н., Дулину А.С. принадлежит на праве собственности (по ? доли каждому) жилой дом, расположенный по "адрес" в "адрес", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ.
Указанный жилой дом находился в зоне затопления и пострадал в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком 2014 года.
ДД.ММ.ГГ Дулина Ю.Н., Дулин А.С. обратились в администрацию Краснощековского сельсовета Краснощековского района Алтайского края с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", поврежденного в результате паводка. Однако, в предоставлении выплаты было отказано в связи с тем, что на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты Дулина Ю.Н., Дулин А.С. имеют другое жилое помещение, пригодное для проживания.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствуют совокупность всех условий, необходимых для включения истцов в список граждан-получателей социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка, поскольку истцы имеют в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона, оснований для признания их неправильными, не имеется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2015 N 447 утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, которые устанавливают порядок и условия предоставления в 2015 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (далее - Правил).
Согласно подпункту "а" п.5 Правил трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.
В целях реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, постановлением Администрации Алтайского края от 17.06.2015 N 234 утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края (далее - Порядок), определяющий правила выплаты денежных средств собственникам жилых помещений на проведение капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года.
В соответствии с подп. "а"-"д" п. 7 Порядка для получения социальной выплаты граждане подают в орган местного самоуправления по месту нахождения поврежденного жилого помещения заявление о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения по форме, установленной уполномоченным органом с приложением необходимых документов, предусмотренных указанным пунктом.
Органы местного самоуправления принимают от граждан в день обращения заявление и документы, указанные в пунктах 7, 7.1 настоящего Порядка, рассматривают их в течение 10 дней с даты получения и принимают решение о включении или об отказе во включении гражданина в список граждан на предоставление социальных выплат для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения (п.8 Порядка).
В соответствии с п. 4 названного Порядка право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
- являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
- проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
- не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
- включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
Согласно п. 9 Порядка основаниями для отказа в предоставлении социальной выплаты являются, в том числе несоответствие условиям предоставления социальной выплаты, установленным п. 4 настоящего Порядка (подпункт а).
Таким образом, приведенные выше нормативные положения устанавливают обязательные условия, при соблюдении которых гражданам могут быть предоставлены меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств для проведения капитального ремонта жилого помещения. При этом как следует из системного анализа положений Правил и Порядка одним из необходимых условий для предоставления гражданам мер социальной поддержки в форме выплаты денежных средств для проведения капитального ремонта жилого помещения являются отсутствие у заявителя другого жилого помещения, пригодного для проживания, за исключением другого жилого помещения, поврежденного в результате паводков и требующего проведение капитального ремонта.
Указание в жалобе на то, что необходимость отсутствия иного жилого помещения требуется на дату объявления режима чрезвычайной ситуации, либо дату подачи первого заявления является несостоятельным, поскольку не основано на нормах подпункта "а" пункта 5 Правил. Из приведенных положений следует, что совокупность условий, при наличии которых указанным гражданам, предоставляются меры поддержки, требуется на момент предоставления указанных мер, то есть граждане, приобретшие иное жилое помещение, в том числе и после подачи заявления на предоставление денежной выплаты для проведения капитального ремонта, право на получение социальной поддержки государства утрачивают, так как правовая природа меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты для проведения капитального ремонта жилищного фонда, пострадавшего в результате паводка, направлена на оказание помощи лицам, у которых повреждено единственное пригодное для постоянного проживания жилое помещение ввиду чрезвычайной ситуации.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и 1/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с одновременным обременением ипотекой в силу закона от ДД.ММ.ГГ, Дулиной Ю.Н., Дулину А.С. принадлежит по 1/12 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по "адрес" в "адрес", общей площадью 323 кв.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ. Указанное жилое помещение не было признано пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации 2014 года, является пригодной для проживания. Доказательств непригодности данного жилого помещения для проживания, не представлено.
Таким образом, поскольку истцы приобрели в собственность жилое помещение, пригодное для проживания, вне зависимости от площади данного помещения и размера их долей в праве собственности на него, право Дулиных на жилище не может считаться нарушенным, что исключает предоставление социальной выплаты на проведение капитального ремонта жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
Вывод суда об отказе в иске является обоснованным, поскольку у истцов отсутствует право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения.
Доводы жалобы на то, что другое жилое помещение приобретено на средства материнского капитала, не имеют правого значения при разрешении данной категории дел.
Ссылка истцов на не ознакомление с отзывом Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края является необоснованной. Как следует из материалов дела указанный отзыв истцами получен ДД.ММ.ГГ, что подтверждается расписками (л.д. 87-88).
Также не влияет на законность принятого судом решения довод жалобы о неверном указании администрацией Краснощековского района Алтайского края в уведомлении от ДД.ММ.ГГ размера принадлежащих истцам долей в праве собственности на иное жилое помещение.
Кроме того судебная коллегия отказывает в удовлетворении ходатайства истцов о принятии в качестве дополнительных доказательств заявлений от ДД.ММ.ГГ и от ДД.ММ.ГГ, договора займа ипотечного, свидетельств о государственной регистрации права, уведомление об отказе в предоставлении социальной выплаты, свидетельств о рождении детей, поскольку указанные документы имеются в материалах дела.
Иные доводы жалобы проверены судом апелляционной инстанции и также признаны несостоятельными.
Судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка, в связи с чем, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истцов Дулиной Ю. Н., Дулина А. С. на решение Краснощековского районного суда Алтайского края от 13 октября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.