Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вегель А.А.,
судей Зацепина Е.М., Титовой В.В.,
при секретаре Ждановой М.С.,
с участием прокурора Беспаловой М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу К. на решение Бийского городского суда Алтайского края от 19 ноября 2015 года по делу по заявлению
К. об оспаривании постановления Администрации города Бийска от 15 апреля 2015 года N 707 "Об утверждении краткосрочного плана реализации в 2015 году краевой программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014-2043 годы".
Заслушав доклад судьи Вегель А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления Администрации города Бийска от 15 апреля 2015 года N 707 "Об утверждении краткосрочного плана реализации в 2015 году краевой программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014-2043 годы" в части невключения в краткосрочный план реализации на 2015 год многоквартирного дома по ул. Декабристов, 9 в г. Бийске по всем видам работ капитального ремонта: ремонт подъездов, фундамента, подвального помещения, утепление и ремонт фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения; неправильного формирования реестра и краткосрочного плана на 2015 год. Также просил возложить обязанность устранить допущенные нарушения.
В обоснование требований ссылался на то, что оспариваемым постановлением утвержден реестр многоквартирных домов и очередность их ремонта, согласно которому дом по ул. Декабристов, 9 в г. Бийск не вошел в указанный план на 2015 год, несмотря на то, что имеет максимальный итоговый балл 28,5, установленный вступившим в законную силу решением Бийского городского суда от 22 января 2015 года по делу ***.
Исходя из требований Порядка применения критериев для определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 21 августа 2013 года N 458, такой реестр формируется на основании решений комиссий по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Для определения очередности используются следующие критерии: год ввода в эксплуатацию, дата последнего проведения капитального ремонта; нормативные сроки службы конструктивных элементов и инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах; полнота поступлений взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирном доме.
Между тем многоквартирные дома, включенные в краткосрочный план реализации в 2015 году краевой программы, имеют меньший итоговый балл, чем многоквартирный дома по ул. Декабристов, 9 в г. Бийск, что противоречит условиям программы и нарушает права и интересы заявителя, как собственника квартиры в данном доме.
Расчет итогового балла по домам, включенным в краткосрочный план реализации на 2015 год, произведен рабочей комиссией неправильно и Администрацией города Бийска не проконтролирован, несмотря на представление прокурора г. Бийска, принятое по заявлению К.
Учитывая критерии, установленные Правительством Российской Федерации для включения многоквартирного дома в программу капитального ремонта, итоговый балл должен формироваться исходя из суммирования расчетных показателей по каждому из конструктивных элементов жилого дома, связанных с превышением нормативных сроков, в связи с чем начинать реализацию программы с ремонта крыши неправомерно.
Формирование краткосрочного плана реализации в 2015 году краевой программы осуществлено неправильно, без учета установленных критериев отбора. В план необходимо включать все виды работ по каждому из домов, имеющему максимальное количество баллов перед другими домами. В том виде, в котором сформирован план реализации программы на 2015 год, - исходя из каждого вида работ в отдельности, он нарушает права и интересы собственников дома по ул. Декабристов, 9 в г. Бийск, 1964 года постройки, поскольку этот дом требует также проведения капитального ремонта подвала, стен, инженерных коммуникаций, сроки эксплуатации которых значительно превышены по сравнению с другими домами, включенными в план на 2015 год.
Решением Бийского городского суда от 05 июня 2015 года заявленные требования были удовлетворены частично: на Администрацию города Бийска возложена обязанность рассмотреть вопрос об установлении необходимости включения в краткосрочный план реализации в 2015 году краевой программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014-2043 годы, утвержденный постановлением Администрации города Бийска от 15 апреля 2015 года N 707, многоквартирного дома N 9 по ул. Декабристов в г. Бийске в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 22 сентября 2015 года решение Бийского городского суда Алтайского края от 05 июня 2015 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 19 ноября 2015 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе К. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование указывает, что судом допущены существенные процессуальные нарушения, которые привели к принятию неправильного решения. В частности, судом не рассмотрено уточненное исковое заявление, которым дополнительно поставлено требование о признании незаконными действий и бездействия ответчиков, допущенных при неправильном формировании реестра и краткосрочного плана реализации программы капитального ремонта на 2015 год, в части многоквартирного дома по ул. Декабристов, 9 в г. Бийске, и которое не было принято к производству суда при первом рассмотрении дела. Поскольку решение суда отменено, суд должен был либо выделить указанное требование в отдельное производство, либо рассмотреть его. Кроме того, суд необоснованно отказал в принятии уточненного искового заявления, содержащего аналогичное требование. Ссылка суда в решении на неправильный выбор способа защиты права не соответствует ст. 136 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку суд не связан доводами административного иска. Судом неправильно распределено бремя доказывания, так как не учтено, что итоговый бал по многоквартирному дому установлен вступившим в законную силу решением Бийского городского суда Алтайского края от 22 января 2015 года по делу N 2-262/2015. Также судом не учтено, что ответчиком до настоящего времени не исполнено названное решение суда от 22 января 2015 года. Суд не применил нормативные правовые акты, которым противоречит оспариваемое постановление, а именно: статьи 161, 166, 167, 168, 189, 191 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 15, 15.1 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", закон Алтайского края от 28 июня 2013 года N 37-ЗС "О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края", постановление Администрации Алтайского края от 27 марта 2014 года N 146 "Об утверждении краевой программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014-2043 годы", ведомственные строительные нормы Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденные приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года N 312, постановление Администрации Алтайского края от 10 апреля 2014 года N 177 (в ред. от 04 августа 2015 года) "О порядке подготовки и утверждения краткосрочных планов реализации краевой программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014-2043 годы", постановление Администрации Алтайского края от 24 апреля 2015 года N 156 "Об утверждении порядка актуализации краевой программы "капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014 - 2043 годы". Суд не учел, что формирование краткосрочного плана реализации на 2015 год осуществлено неправильно, без учета критериев отбора, установленных программой. Все многоквартирные дома, включенные в краткосрочный план реализации на 2015 год, имеют необоснованно завышенные итоговые балы. Многоквартирный дом по ул. Декабристов, 9 в г. Бийске должен быть первым по списку очередности, так как имеет максимальный итоговый бал по сравнению с другими домами.
В поступивших в суд апелляционной инстанции письменных возражениях прокурор г. Бийска просит в удовлетворении апелляционной жалобы К. отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Б. просила об оставлении решения суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционную жалобу возможно рассмотреть в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав прокурора Б., проверив административное дело в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда первой инстанции без изменения.
Судом установлено, что К. является собственником ? доли в праве собственности на квартиру 86 в доме по ул. Декабристов, 9 в г. Бийск.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 22 января 2015 года по делу *** по заявлению К. решение рабочей комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, явившееся основанием для формирования очередности многоквартирных домов, подлежащих включению в краевую программу на проведение капитального ремонта, а также для формирования краткосрочного плана, в части, относящейся к многоквартирному дому по ул. Декабристов, 9 в г. Бийске, признано незаконным. На рабочую комиссию возложена обязанность по устранению допущенных нарушений путем актуализации перечня многоквартирных домов г. Бийска, подлежащих включению в краевую программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в 2015 году в части, относящейся к многоквартирному дому по ул. Декабристов, 9 в г. Бийске, в срок до 1 июля 2015 года.
Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Алтайского краевого суда от 07 апреля 2015 года решение Бийского городского суда Алтайского края от 22 января 2015 года в части возложения обязанности на рабочую комиссию изменено, абзац решения изложен в редакции, возлагающей на рабочую комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов обязанность рассмотреть вопрос об установлении необходимости проведения работ по капитальному ремонту дома, расположенного по адресу: г. Бийск, ул. Декабристов, 9, в установленном законом порядке в срок до 01 июля 2015 года.
Постановлением Администрации города Бийска от 15 апреля 2015 года N 707 утвержден краткосрочный план реализации в 2015 году краевой программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014-2043 годы".
Краткосрочный план разработан в целях определения объема необходимых средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в 2015 году, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения объема финансовой поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств краевого и федерального бюджетов (п. 1).
Мероприятия краткосрочного плана реализации в 2015 году краевой программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014 - 2043 годы" (далее - Краткосрочный план) направлены на решение задачи по своевременному проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (п. 2).
Краткосрочный план сформирован на основании принятых рабочей комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в целях формирования и актуализации краевой программы по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов решений по формированию адресного списка многоквартирных домов города Бийска, подлежащих включению в краевую программу "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014 - 2043 годы" (далее - краевая программа) в порядке, установленном постановлением Администрации Алтайского края от 10 апреля 2014 года N 177 "Об утверждении порядка подготовки и утверждения краткосрочных планов реализации краевой программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014 - 2043 годы" и постановлением Администрации города Бийска от 02 сентября 2013 года N 2782 "Об утверждении Реестра многоквартирных домов города Бийска, подлежащих включению в краевую программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" (п. 3).
В 2015 году в результате проведения капитального ремонта будут выполнены работы по ремонту лифтового оборудования, признанного не пригодным для эксплуатации, в количестве 21 единиц в 6 многоквартирных домах, работы по ремонту 17 крыш, работы по выполнению энергетического обследования на 23 многоквартирных домах, общей площадью 122907, 10 кв.м, что позволит улучшить условия проживания 3778 граждан (п. 4).
В краткосрочный план включены многоквартирные дома со сроком выполнения услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных краевой программой. Перечень многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту в 2015 году, приведен в приложении 1. Планируемые показатели выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов указаны в приложении 3. Реестр многоквартирных домов по видам капитального ремонта (приложения 2 и 4) содержит перечень работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на 2015 год (п. 7).
Постановлением Администрации города Бийска от 15 апреля 2015 года N 707 "Об утверждении краткосрочного плана реализации в 2015 году краевой программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014-2043 годы" опубликовано в печатном издании - в газете "Муниципальный вестник", N 12, 22 апреля 2015 года.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 24 Постановления от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
В силу положений Устава муниципального образования город Бийск Алтайского края муниципальные правовые акты Администрации города издаются в виде постановлений и распоряжений. Глава города уполномочен на издание постановлений Администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Алтайского края (ст.ст. 60, 63). Муниципальные правовые акты вступают в силу в день их принятия, если иной срок не установлен самим правовым актом, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Источником официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов является "Муниципальный вестник" (ст. 64).
В соответствии с ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1, 6 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
Законом Алтайского края от 28 июня 2013 года N 37-ЗС "О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" установлены правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края, порядок подготовки и утверждения краевой программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края, и требования к этой программе, а также определено правовое положение регионального оператора и порядок его деятельности.
Полномочия государственной власти Алтайского края в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах закреплены в статье 2 названного Закона, в частности, к полномочиям Администрации Алтайского края относятся: установление порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов; утверждение краевой программы; установление порядка утверждения краткосрочных планов реализации краевой программы и их утверждение (п.п. 2, 3, 4 ч. 2 ст. 2 Закона Алтайского края от 28 июня 2013 года N 37-ЗС "О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края").
К полномочиям органов местного самоуправления края относятся, в том числе, принятие решений о проведении капитального ремонта в соответствии с краевой программой и предложениями регионального оператора в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации; создание комиссий по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и принятия решений о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; утверждение краткосрочных (ежегодных) планов реализации краевой программы на территории соответствующего муниципального образования; иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом (п.п. 2-5 ч. 5 ст. 2 Закона Алтайского края от 28 июня 2013 года N 37-ЗС "О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края").
В силу ч. 5 ст. 6 Закона Алтайского края от 28 июня 2013 года N 37-ЗС "О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" в целях реализации краевой программы, определения объема необходимых средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, конкретизации сроков его проведения, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта Администрация Алтайского края и органы местного самоуправления муниципальных образований края утверждают краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации краевой программы в порядке, установленном Администрацией Алтайского края.
В соответствии с п.п. 1-5 ч. 5, ч. 6 ст. 7 Закона Алтайского края от 28 июня 2013 года N 37-ЗС "О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" в целях формирования краевой программы органы местного самоуправления муниципальных образований Алтайского края, на территории которых расположены многоквартирные дома: проводят мониторинг технического состояния многоквартирных домов в порядке, установленном Администрацией Алтайского края; создают комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в порядке, предусмотренном Администрацией Алтайского края; принимают решение о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в порядке, предусмотренном Администрацией Алтайского края; формируют перечень объектов общего имущества, подлежащего включению в краевую программу, для обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов; направляют в уполномоченный орган реестр многоквартирных домов по форме, утвержденной Администрацией Алтайского края, в течение двух месяцев с даты вступления настоящего Закона в силу.
Уполномоченный орган на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, в течение одного месяца формирует проект краевой программы.
Постановлением Администрации Алтайского края от 10 апреля 2014 года N 177 "О порядке подготовки и утверждения краткосрочных планов реализации краевой программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014 - 2043 годы" (в ред. от 04 августа 2015 года N 323) утвержден порядок подготовки и утверждения краткосрочных планов реализации краевой программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014 - 2043 годы.
Согласно п. 3 указанного постановления план реализации краевой программы утверждается постановлением Администрации края.
Согласно п. 4 постановления подготовка и утверждение планов реализации краевой программы включает в себя следующие этапы: направление собственникам помещений в многоквартирных домах, планируемых к включению в план реализации краевой программы на очередной год, предложений, связанных с проведением капитального ремонта в соответствии со статьей 189 Жилищного кодекса Российской Федерации; разработка и утверждение планов реализации краевой программы органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположены многоквартирные дома, подлежащие капитальному ремонту в планируемом периоде; разработка плана реализации краевой программы уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства; утверждение плана реализации краевой программы в установленном порядке.
В соответствии с п. 5 постановления Администрации Алтайского края от 10 апреля 2014 года N 177 планы реализации краевой программы состоят из двух разделов:
первый раздел плана реализации краевой программы содержит: основные цели и задачи; мероприятия с указанием сроков их реализации и исполнителей; основные показатели; ожидаемые конечные результаты выполнения плана; отчетность о выполнении плана;
второй раздел плана реализации краевой программы состоит из приложений по утвержденным уполномоченным органом формам, которые должны содержать: перечень многоквартирных домов, включенных в краевую программу на соответствующий год; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включенном в краевую программу на соответствующий год, их стоимость; объем необходимых средств для финансирования проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в краевую программу на соответствующий год, за счет взносов собственников помещений в многоквартирном доме на капитальный ремонт; объем долевого финансирования за счет средств государственной и (или) муниципальной поддержки; планируемые показатели выполнения плана реализации краевой программы.
В силу п. 7 постановления Администрации Алтайского края от 10 апреля 2014 года N 177 органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов с учетом предложений лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, или регионального оператора утверждают планы реализации краевой программы в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, и направляют их в уполномоченный орган в 2014 году до 1 июля, в последующие годы - до 1 сентября года, предшествующего году, в котором планируется проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования и включенных в краевую программу.
В силу п. 8 постановления Администрации Алтайского края от 10 апреля 2014 года N 177 уполномоченный орган на основании утвержденных органами местного самоуправления планов реализации краевой программы в течение одного месяца формирует проект плана реализации краевой программы в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории Алтайского края.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу, что утверждение краткосрочного плана реализации в 2015 году краевой программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014 - 2043 годы" относится к компетенции города Бийска, к полномочиям Администрации города Бийска, при этом требования к порядку принятия, опубликования, вступления в силу оспариваемого постановления соблюдены, по форме он соответствует нормативным правовым актам, принимаемым Администрацией города Бийска.
По своему содержанию оспариваемое постановление соответствует требованиям, установленным Законом Алтайского края от 28 июня 2013 года N 37-ЗС "О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" и постановлением Администрации Алтайского края от 10 апреля 2014 года N 177 "О порядке подготовки и утверждения краткосрочных планов реализации краевой программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014 -2043 годы".
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований отказано обоснованно.
Доводы жалобы о несоответствии оспариваемого постановления статьям 161, 166, 167, 168, 189, 191 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьям 15, 15.1 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", закону Алтайского края от 28 июня 2013 года N 37-ЗС "О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края", постановлению Администрации Алтайского края от 27 марта 2014 года N 146 "Об утверждении краевой программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014-2043 годы", приказу Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года N 312 "Об утверждении ведомственных СНиП, ВСН-58-88(р), постановлению Администрации Алтайского края от 10 апреля 2014 года N 177 (в ред. от 04 августа 2015 года) "О порядке подготовки и утверждения краткосрочных планов реализации краевой программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014-2043 годы", постановлению Администрации Алтайского края от 24 апреля 2015 года N 156 "Об утверждении порядка актуализации краевой программы "капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014 - 2043 годы" не нашли своего подтверждения.
Так, ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит понятие жилищного фонда, ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации касается выбора способа управления многоквартирным домом и требований к деятельности по управлению многоквартирным домом, ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень услуг и работ по капитальному ремонту, выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального взноса на капитальный ремонт, ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации касается решения собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта, ст. 191 Жилищного кодекса Российской Федерации касается мер государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта.
Статья 15 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" содержит положения относительно региональной адресной программы капитального ремонта многоквартирных домов, ст. 15.1 закона касается региональной программы капитального ремонта и краткосрочного плана ее реализации в том случае, когда субъект Российской Федерации претендует на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Между тем, по делу установлено, что в 2015-2016 годах финансовая поддержка за счет средств названного Фонда, равно как и меры государственной и муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Алтайского края не предоставляются, капитальный ремонт осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах, что следует из оспариваемого постановления.
Ведомственные строительные нормы Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденные приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года N 312, устанавливают состав и порядок функционирования системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения по перечню согласно СНиП 2.08.02-85 независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и является обязательным для организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий (п.п. 1.1, 1.2).
Постановление Администрации Алтайского края от 24 апреля 2015 года N 156 "Об утверждении порядка актуализации краевой программы "капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014 - 2043 годы" определяет порядок актуализации краевой программы "капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014 - 2043 годы".
Таким образом, перечисленные нормативные правовые акты не регулируют правоотношения по принятию и утверждению краткосрочного плана реализации в 2015 году краевой программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014-2043 годы".
Как указано выше, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует закону Алтайского края от 28 июня 2013 года N 37-ЗС "О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" и постановлению Администрации Алтайского края от 10 апреля 2014 года N 177 (в ред. от 04 августа 2015 года) "О порядке подготовки и утверждения краткосрочных планов реализации краевой программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014-2043 годы".
Постановлением Администрации Алтайского края от 27 марта 2014 года N 146 (в ред. от 08 июля 2015 года N 271) утверждена краевая программа "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014-2043 годы. Согласно приложению 2 Перечень многоквартирных домов, включенных в краевую программу "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014-2043 годы, дом по адресу: г. Бийск, ул. Декабристов, 9, - включен в указанный перечень по виду работ: ремонт крыши - на планируемый период 2014-2018 годов, проведение энергетического обследования - 2019-2023 годов, ремонт внутридомовых инженерных систем, замена коллективного прибора учета потребления ресурсов - 2024-2028 годов, ремонт подъездов, подвального помещения, утепление и ремонт фасада - 2029-2033 годов. Следовательно, противоречий данному акту также не имеется, им не определен ремонт спорного дома в 2015 году.
Доводы жалобы о необходимости включения дома по ул. Декабристов, 9 в г. Бийске в Краткосрочный план реализации в 2015 году краевой программы ввиду его технического состояния, не могут повлечь отмену решения суда. Оценка действий органа власти по включению (невключению) многоквартирного дома в краткосрочный план реализации краевой программы на тот или иной год, а также расчет итоговых баллов с целью установления очередности включения многоквартирных домов для проведения капитального ремонта означает вмешательство в компетенцию органа местного самоуправления, что недопустимо при проверке соответствия нормативного правового акта вышестоящему законодательству.
Кроме того, административный истец не лишен права в порядке, предусмотренном ч. 8 ст. 7 Закона Алтайского края от 28 июня 2013 года N 37-ЗС "О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края", постановлением Администрации Алтайского края от 24 апреля 2015 года N 156 "Об утверждении порядка актуализации краевой программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014-2043 годы", ставить вопрос об изменении очередности работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по ул. Декабристов, 9 в г. Бийске путем актуализации краевой программы.
Вопреки доводам жалобы, из решения Бийского городского суда Алтайского края от 22 января 2015 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 07 апреля 2015 года не следует, что многоквартирный дом по ул. Декабристов 9 в г. Бийске имеет преимущественное право на включение в краткосрочный план реализации краевой программы на 2015 год.
Доводы жалобы о том, что истцом заявлялось также требование о признании незаконными действий и бездействия ответчиков, допущенных при неправильном формировании реестра и краткосрочного плана реализации программы капитального ремонта на 2015 год, не свидетельствуют о незаконности решения, поскольку уточненное исковое заявление не было принято к производству суда. Поскольку по указанному требованию судом не принималось решение, то и не должно было приниматься при новом рассмотрении дела. Доводы жалобы об обратном основаны на неправильном толковании норм процессуального права.
Указание в жалобе на необоснованный отказ суда в принятии к производству суда уточненного искового заявления не принимается во внимание, поскольку заявление дополнительно требования о признании незаконными действий и бездействия ответчиков, допущенных при неправильном формировании реестра и краткосрочного плана реализации программы капитального ремонта на 2015 год, не может быть признано уточнением, данные требования подлежат рассмотрению в ином процессуальном порядке, нежели требования о признании недействующим нормативного правового акта.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 19 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.