Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кулеш О.А.
судей Зацепина Е.М., Новиковой Н.В.
при секретаре Усачевой К.Н.,
с участием прокурора Мариупольского А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление Барнаульского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
на решение Ленинского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 02 сентября 2015 г. по делу по заявлению Федерального казенного учреждения Лечебное исправительное учреждение N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю (далее ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Алтайскому краю) об установлении административного надзора в отношении Г.,
Заслушав доклад судьи Зацепина Е.М., судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение Лечебное исправительное учреждение N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Г. сроком на 8 лет, а также административных ограничений в виде явки в органы внутренних дел 4 раза в месяц по месту жительства, запрета на пребывание в местах, связанных с распитием алкогольной продукции (кафе, рестораны, бары), уведомления органов внутренних дел, осуществляющих административный надзор, о месте работы, месте жительства, а также о их перемене, запрета на пребывание в дошкольных и средних общеобразовательных учреждениях, запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, с 23 часов до 06 часов.
Требования мотивированы тем, что Г. осужден за совершение преступления, предусмотренного п. "в" ч. 3 ст. 132 Уголовного кодекса Российской Федерации, отбывает наказание за совершение особо тяжкого преступления - насильственных действий сексуального характера в отношении малолетней. Являлся нарушителем установленного порядка отбывания наказания, имел взыскания за нарушение режима содержания, оказывал негативное влияние на осужденных, на путь исправления не встал.
Решением Ленинского районного суда от 02 сентября 2015 года заявление удовлетворено частично. Установлен административный надзор в отношении Г. сроком на 8 лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, а также административные ограничения в виде обязательной явки в органы внутренних дел 3 раза в месяц по месту жительства, запрета на пребывание в местах, связанных с распитием алкогольной продукции (кафе, рестораны, бары), пребывания в дошкольных и средних общеобразовательных учреждениях, пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23 часов до 06 часов. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционном представлении Барнаульский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях просит решение суда изменить, изложив абзац 5 резолютивной части решения в соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре", а именно: "запретить пребывание в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков". Из мотивировочной части решения Ленинского районного суда г.Барнаула исключить ссылку на п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона, указав п.2 ч.1 ст.5, исключить утверждение о возможности досрочного прекращения административного надзора.
В судебное заседание представитель ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Алтайскому краю, Г., не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционное представление в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора М. о необходимости изменения решения суда в части установления административных ограничений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в части (пункт 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно статье 2 Федерального закона N 64-ФЗ от 25 марта 2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
На основании частей 1 и 2 статьи 3 Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 указанной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Из части 2 статьи 3 Федерального закона следует, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит ссылку в абзаце 4 на листе 2 мотивировочной части решения, на п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона, которая определяет установление административного надзора на срок от одного года до трех лет ошибочной.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Из материалов дела следует, что приговором Калманского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ Г. осужден по п."в" ч.3 ст.132 Уголовного кодекса Российской Федерации к 8 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Согласно приговору, срок наказания в 8 лет лишения свободы фактически исчисляется с ДД.ММ.ГГ, т.е. окончание срока - ДД.ММ.ГГ.
Преступление, за совершение которого был осужден Г., относится к категории особо тяжких преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетнего.
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что имеются основания для установления в отношении Г. административного надзора.
Пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" предусмотрено, что административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора 8 лет определен верно, поскольку в соответствии с пунктом "д" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Перечень ограничений, которые могут устанавливаться в отношении поднадзорного лица, определен в статье 4 Федерального закона N 64-ФЗ.
Установленные судом первой инстанции административные ограничения способствуют предупреждению совершения Г. преступлений и других правонарушений, оказанию на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, в полной мере отвечают целям административного надзора, а также соответствуют характеру и степени общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления.
Административные ограничения установлены с учетом конкретных обстоятельств дела.
Вместе с тем, поскольку установленное судом административное ограничение в виде запрета пребывания в определенных местах, (барах, ресторанах, кафе, ночных клубах), связанных с распитием спиртных напитков носит фактически неопределенный характер и не обеспечивает профилактическое воздействие, а также учитывая, что в статье 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" содержится исчерпывающий перечень административных ограничений, выбор которых предполагает точное их изложение судом применительно к указанной норме, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в части установленных административных ограничений, указав в резолютивной части в отношении Г. на период установленного административного надзора в том числе: запретить пребывание в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков.
Доводы апелляционного представления являются обоснованными.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 02 сентября 2015 года изменить, изложив его в следующей редакции.
Заявление Федерального казенного учреждения Лечебное исправительное учреждение N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Г., ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженца "данные изъяты" со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания до дня погашения судимости за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить Г., административные ограничения:
- являться в органы внутренних дел 3(три) раза в месяц по месту жительства;
- запретить пребывание: в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков;
- запретить пребывание в дошкольных и средних общеобразовательных учреждениях;
- запретить пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин.
В остальной части требования ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по АК оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.