Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.
судей Мокрушиной В.П., Титовой В.В.
при секретаре Ждановой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула
на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 16 октября 2015 г. по делу по административному исковому заявлению К.О.А., К.А.Ю., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетнего К.К.А., к комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, администрации города Барнаула об оспаривании приказа об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий молодой семьи.
Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия
установила:
К.О.А., К.А.Ю., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетнего К.К.А., обратились в суд с иском к комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула (далее по тексту также - Комитет), администрации города Барнаула об оспаривании приказа об отказе молодой семье в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Требования мотивированы тем, что супруги К. и их несовершеннолетний ребенок являются молодой семьей, которая нуждается в улучшении жилищных условий, так как проживают в квартире "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м., что свидетельствует о том, что на одного члена семьи приходится менее учетной нормы общей площади жилого помещения.
Однако приказом Комитета от ДД.ММ.ГГ семье К. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку супруги К. являются собственниками квартиры общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенной по адресу "адрес", К.А.Ю. до ДД.ММ.ГГ являлся собственником 1/3 доли квартиры общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенной по адресу "адрес", следовательно, до ДД.ММ.ГГ семья К.А.Ю. была обеспечена суммарной общей площадью жилых помещений более учетной нормы, установленной решением Барнаульской городской Думы от 27 февраля 2006 г. N 294. Считают решение об отказе в признании нуждающимися принятым незаконно, поскольку намеренного ухудшения жилищных условий со стороны К. допущено не было. Просили признать незаконным приказ комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула *** от ДД.ММ.ГГ об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении молодой семье К.А.Ю., признать приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула *** от ДД.ММ.ГГ молодую семью К.А.Ю. нуждающейся в жилом помещении, на основании данного приказа обязать администрацию г.Барнаула включить семью К.А.Ю. в список участников государственной программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 годы по г.Барнаулу, сформированный по состоянию на 01 сентября 2015 г., с учетом вынесенного судебного решения, взыскать с Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула в пользу истцов судебные расходы в размере 8 300 рублей.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 16 октября 2015 г. исковые требования удовлетворены частично. Признан незаконным приказ комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула *** от ДД.ММ.ГГ об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении молодой семье К.А.Ю. На комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула возложена обязанность рассмотреть вопрос о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении молодой семьи К.А.Ю. В остальной части требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме, указывая, что в результате действий К.А.Ю. по отчуждению принадлежащей ему доли в праве собственности на жилое помещение указанная семья может быть признана нуждающейся в жилом помещении, тогда как ранее на каждого члена семьи приходилось более учетной нормы. Считает, что допустимых и относимых доказательств, обосновывающих отчуждение принадлежащей истцу доли, суду не представлено, а указанные К.А.Ю. причины отчуждения жилого помещения правового значения не имеют и не могли быть положены в основу удовлетворения требований.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просили, доказательства уважительности причин неявки не представили, в связи с чем на основании положений статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело по жалобе в их отсутствие.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа) утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", целью которой является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Приложением N 3 к подпрограмме (в той же редакции) являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).
Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В действующей редакции Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение N4) к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. N 889) содержат аналогичные положения.
Такие же положения содержались в Порядке формирования списков молодых семей - участников государственной программы Алтайского края "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011 - 2015 годы", утвержденном постановлением Администрации Алтайского края от 11 июля 2011 г. N 356, действовавшем до 07 сентября 2015 г., и содержатся во введенном в действие с 07 сентября 2015 г. новом Порядке, разработанном в соответствии с Приложением N 4, к указанной выше подпрограмме.
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Барнаульской городской Думы N 294 от 27 февраля 2006 г. "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Барнауле" учетная норма в г. Барнауле установлена в размере не более 12 кв.м. общей площади на одного члена семьи (п.1.1).
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Согласно части 4 названной нормы с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
В силу положений пунктов 2, 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как следует и материалов дела, приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** семье К.А.Ю., проживающей в "адрес", отказано в признании нуждающейся в жилом помещении, так как супруги К. являются собственниками указанной квартиры общей площадью "данные изъяты" кв.м, К.А.Ю. до ДД.ММ.ГГ принадлежала 1/3 доля в праве собственности на квартиру общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенную по адресу "адрес", то есть до ДД.ММ.ГГ семья К.А.Ю. была обеспечена суммарной общей площадью жилых помещений более учетной нормы, установленной решением Барнаульской городской Думы от 27 февраля 2006 г. N 294.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что К.А.Ю. и К.О.А. состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГ, имеют несовершеннолетнего сына К.К.А., ДД.ММ.ГГ года рождения.
К.О.А. состоит на регистрационном учете по месту жительства в квартире "адрес" с ДД.ММ.ГГ, К.А.Ю. - с ДД.ММ.ГГ, сын К.К.А. - с ДД.ММ.ГГ, что подтверждается выпиской из домовой книги. При этом с момента рождения и до ДД.ММ.ГГ К.А.Ю. проживал и был зарегистрирован по адресу "адрес", в последующем имел регистрацию в Первомайском районе вплоть до ДД.ММ.ГГ
Квартира *** по "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м. принадлежит К.О.А., К.А.Ю. на праве собственности.
Истцы работают в г.Барнауле с 2008 года.
Судом также установлено, что какого-либо иного жилого помещения в собственности либо в пользовании К.О.А., К.А.Ю. не имеют, что свидетельствует о том, что обеспеченность семьи истцов общей площадью жилого помещения составляет менее учетной нормы, установленной в г. Барнауле, а именно на каждого члена семьи К. приходится по "данные изъяты" кв.м. (34,7 : 3).
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что оспариваемый приказ *** от ДД.ММ.ГГ нельзя признать законным и принял обоснованное решение об удовлетворении требований в этой части.
В целях восстановления нарушенных прав истцов суд правомерно возложил на комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула обязанность рассмотреть вопрос о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении молодой семьи К.А.Ю.
Доводы Комитета об отсутствии допустимых и относимых доказательств, обосновывающих отчуждение принадлежащей истцу доли, фактически выражают несогласие с выводами суда, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, получивших оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поэтому во внимание не принимаются. Оснований для переоценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение этой нормы права должно осуществляться во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Как усматривается из материалов дела, на основании договора на передачу и продажу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГ К.А.Ю. наряду с матерью К.О.И., братом К.А.Ю. принял участие в приватизации квартиры по адресу "адрес"
Согласно договору дарения от ДД.ММ.ГГ К.А.Ю. подарил своей матери К.О.И., постоянно проживающей по указанному адресу, 1/3 долю в праве собственности на квартиру по адресу "адрес"
С учетом места расположения указанного жилого помещения (значительная отдаленность от г.Барнаула), установленных судом обстоятельств заключения договора дарения, постоянного проживания семьи в г.Барнауле, действия К.А.Ю. нельзя признать умышленным ухудшением жилищных условий, ограничивающим на основании статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации его право состоять на жилищном учете.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула от 16 октября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.