Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Фроловой Т.Е.,
судей Демяненко О.В.,
Идрисовой А.В.,
при секретаре Аюповой И.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан на решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата
Заслушав доклад судьи Фроловой Т.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шамсутдинова Г.Н. обратилась в суд с иском к администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, признании права собственности за земельный участок в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований указала, что, являясь членом СНТ "Коллективный сад N ... " ОСТ ОАО УМПО Калининского района г. Уфа (далее - СНТ "КС N ... "), пользуется закрепленным за ней садовым участком N ... , расположенным на территории данного садоводческого объединения и имеющим следующие характеристики: кадастровый N ... , площадь - ... , категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения садоводства, местоположение - установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; адрес ориентира: адрес
Шамсутдинова Г.Н. обратилась к администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность в порядке приватизации, однако Письмом от дата в удовлетворении заявленных ею требований было отказано со ссылкой на отсутствие доказательств образования СНТ "КС N3" и выделения ему земельного участка до введения в действие Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Просила признать данный отказ незаконным, признать за ней право собственности на приведенный земельный участок.
Решением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата данные требования истицы были удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация ГО г. Уфа Республики Башкортостан просит решение отменить, считает его незаконным, ссылаясь на отсутствие доказательств образования СНТ "КС N3" и выделения ему земельного участка до введения в действие Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Также указала, что спорный участок находится во втором поясе санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения г. Уфы, в связи с чем данный участок ограничен в обороте и в силу ст. 27 ЗК РФ его приватизация запрещена.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, заслушав представителя Шамсутдиновой Г.Н. - Шаймарданова Р.Р., полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене с вынесением нового решения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В п.п. 1, 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Указанным требованиям обжалуемое решение суда не отвечает.
Материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается, что Шамсутдинова Г.Н. является членом СНТ "КС N3" и пользуется закрепленным за ней садовым участком N ...
дата данный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N ... и указанием следующих характеристик: площадь - ... категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения садоводства, местоположение - установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; адрес ориентира: адрес
дата. Шамсутдинова Г.Н. обратилась к администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность в порядке приватизации, однако Письмом от дата в удовлетворении заявленных ею требований было отказано со ссылкой на отсутствие доказательств образования СНТ "КС N3" и выделения ему земельного участка до введения в действие Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (л.д. 13-14).
Разрешая спор, суд каких - либо обстоятельств, препятствующих предоставлению данного участка в собственность Шамсутдиновой Г.Н., не усмотрел, в связи с чем посчитал возможным заявленные ею требования удовлетворить.
С приведенными выводами судебная коллегия согласиться не может.
Концепция собственности или имущества толкуется Европейским судом по правам человека очень широко и включает в себя широкий спектр экономических интересов субъектов права, которые могут быть нарушены при деятельности органов государственной власти, вводящих ограничения права собственности.
Согласно ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ст. 15 ЗК РФ установлено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 81 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года), порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
По смыслу ст. 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
В частности, п. 2.4 Положения об Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 26 декабря 2006 года N 20/21, предусмотрено, что администрация ГО г. Уфа РБ предоставляет земельные участки в установленном законодательством порядке в собственность, аренду и иные виды землепользования.
На основании ст. 27 ЗК РФ, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
В частности, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Таким образом, земельные участки, ограниченные в обороте, могут быть предоставлены в собственность только в случаях, когда закон прямо разрешает передачу такого рода земель из государственной или муниципальной собственности в частную собственность.
В силу ст. 28 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года), не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
На основании ст. 65 ВК РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
На основании п. 2.3.2.4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года N 10, боковые границы второго пояса ЗСО от уреза воды при летне-осенней межени должны быть расположены на расстоянии:
а) при равнинном рельефе местности - не менее 500 м;
б) при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м при крутом.
Согласно п. 1.4 данных Правил, ЗСО (зоны санитарной охраны) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Как следует из п. 1.13 Правил, проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
По смыслу 1.17 Правил, отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
Таким образом, само по себе отсутствие утвержденного в соответствии с требованиями ныне действующего законодательства проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не может свидетельствовать о том, что на земельные участки, попадающие в указанные зоны в соответствии с требованиями СанПиН, а также на земельные участки, попадающие в зоны санитарной охраны, утвержденные на основании ранее действовавшего законодательства, не распространяются ограничения, установленные законом. Земельные участки, ограниченные в обороте, могут быть предоставлены в собственность только в случаях, когда закон прямо разрешает передачу такого рода земель из государственной или муниципальной собственности в частную собственность.
В соответствии с п. 2.3.2.1 Правил, границы второго пояса зон санитарной охраны водотоков (реки, канала) и водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий.
Таким образом, зоны санитарной охраны источников водоснабжения определяются не только в зависимости от расстояния до ближайшего уреза воды, но и в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий.
Как следует из ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Так, Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан N ... от дата утвержден проект "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы", разработанный институтом "Коммунводоканалпроект" в дата, которым установлены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источников водоснабжения г.Уфа РБ.
Указанное Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан N ... от дата, установившее принадлежность спорного земельных участков к данной территориальной зоне, не отменено, не изменено, в установленном порядке утратившим законную силу не признано, в том числе вступившим в действие после его принятия законодательством - СанПиН 2.1.4.1110-02, ВК РФ.
На основании ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение приведенного, муниципальными органами принято Решение Совета городского округа г.Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа РБ" от 22 августа 2008 г. N 7/4 (Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 20 марта 2013 г. N 15/6 внесены изменения в данный муниципально - правовой акт), статьей 50 новой редакции Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан также содержит нормы об ограничении использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории зон с особыми условиями использования территорий по природно-экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям, в частности, в поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (водозаборов).
При этом, из Письма МУП "Уфаводоканал" от дата следует, что спорный земельный участок расположен на территории второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Уфы. Границы поясов санитарной охраны установлены проектом "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г.Уфы", разработанным институтом "Коммунводоканалпроект" и утвержденным Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан N ... от дата Сведения о границах зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Уфы внесены в ГКН и опубликованы на официальном сайте Росреестра в справочно - информационном сервисе "Публичная кадастровая карта".
Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности и системной взаимосвязи, судебная коллегия считает установленным, что испрашиваемый земельный участок находится во втором поясе санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения г. Уфы, в связи с чем данный участок ограничен в обороте и в силу ст. 27 ЗК РФ его приватизация запрещена. Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан N ... от дата, установившее принадлежность спорного земельного участка к данной территориальной зоне, является действующим, подлежащим применению. Данных о том, что с введением в действие новых санитарных правил, границы зон санитарной охраны, установленные ранее, отменены, суду не представлено и судом не добыто. Факт нахождения данного участка во втором поясе санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения г. Уфы, истицей не опровергнут.
Изложенное свидетельствовало об отсутствии у суда правовых оснований для удовлетворения заявленных Шамсутдиновой Г.Н. требований.
Таким образом, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Шамсутдиновой Г.Н.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Шамсутдиновой Г.Н. к администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан о признании отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N ... в собственность незаконным, признании права собственности за земельный участок с кадастровым номером N ... в порядке приватизации, отказать.
Председательствующий Т.Е. Фролова
Судьи О.В. Демяненко
А.В. Идрисова
Справка: судья Н.Ш. Сафиуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.