Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Нурисламова Ф.Т.
судей Киньягуловой Т.М., Портянова А.Г.
при секретаре Филипповой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Уфа РБ на решение Ленинского районного суда г. Уфы РБ от 22 декабря 2015 года, которым удовлетворен иск Банниковой А.В., Вязовой Е.Н., Артемьевой А.И.
Заслушав доклад судьи Нурисламова Ф.Т., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Банникова А.В., Вязова Е.Н., Артемьева А.И. обратились в суд с иском к администрации г. Уфа РБ о возложении обязанности заключить договор предоставления земельного участка в собственность за плату, мотивируя тем, что на основании договоров купли продажи от ... года и договора дарения от ... года являются сособственниками (по 1\4 доле каждая) жилого дома по адресу: ... , расположенном на земельном участке в ... кв.м. с кадастровым номером ... , с разрешенным использованием: для обслуживания жилого дома.
На их обращение в ... года с заявлением в администрацию ГО г. Уфа о предоставлении земельного участка в собственность ответа не получили.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
Администрация г.Уфа РБ ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву незаконности и необоснованности, указывая на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне специального назначения, а также входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность, в связи с чем предоставление в собственность спорного земельного участка не представляется возможным.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истцов Ж., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что на основании договоров купли продажи от ... года и договора дарения от ... года истцы являются сособственниками (по 1\4 доле каждая) жилого дома по адресу: ... , расположенном на земельном участке в ... кв.м. с кадастровым номером ... , с разрешенным использованием: для обслуживания жилого дома, поэтому заявители обладают правом выкупа земельного участка, с чем судебная коллегия не может согласиться, поскольку согласно сведений, содержащихся в кадастровом паспорте испрашиваемого заявителями земельного участка, этот земельный участок расположен в зоне специального назначения, сведения о котором внесены в ГКН на основании Решения Совета городского округа г. Уфа "О правилах землепользования и застройки г. Уфа" от ... г. за N ...
То есть, до того как истцы приобрели в собственность дом этот дом располагался на земельном участке входящим в зону специального назначения.
Поэтому испрашиваемый земельный участок не подлежит использованию в целях, не соответствующих его целевому назначению, и не может быть передан в собственность заявителей.
Одним из принципов земельного законодательства РФ является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы ... (ст. 1 ЗК РФ).
Передача земельного участка из государственной или муниципальной собственности в собственность либо в аренду физических лиц возможна только в случаях и на основаниях предусмотренных действующим законодательством.
При этом, соблюдение общеправового принципа законности применительно к данным правоотношениям, в силу особой значимости земли как пространственного базиса соответствующих территорий, имеет первоочередное значение.
Согласно положений п. 3.3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года N 84 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", согласно которому границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, далее - промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении.
Целью установления санитарных зон является создание условий для санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Сам по себе факт наличия у истцов на праве собственности жилого дома на испрашиваемом земельном участке не является основанием для предоставления им данного земельного участка в собственность, поскольку они заведомо, будучи осведомленными о нахождении земельного участка в санитарной зоне, ... года и ... года, то есть, после установления санитарной зоны предприятий на испрашиваемом участке земли, приобрели жилой дом, на что указано в их Свидетельствах о государственной регистрации права.
Согласно п. п. 8, 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ акты земельного законодательства основываются на ряде принципов, в том числе на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, определения правового режима земли, исходя из ее принадлежности по целевому назначению к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок, проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе, к санитарным зонам предприятий.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Земельные участки в составе санитарных зон промышленных и иных предприятий используются для размещения указанных предприятий.
Судом при разрешении спора не принято во внимание то, что на землях, отнесенных к санитарным зонам, запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению, запрещается строительство жилых домов, а лишь допускается сохранение ранее возведенных.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного, назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения и т.д.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривают, что для размещения объектов индивидуального жилищного строительства и садово-огороднического хозяйства предназначены жилые зоны.
Таким образом, в данном случае испрашиваемый истцами земельный участок не подлежит использованию в целях, не соответствующих его целевому назначению, что прямо предусмотрено положениями ч. 5 ст. 98 ЗК РФ. В данном случае, спорный земельный участок отнесен к зоне земель специального назначения решением Совета ГО г. Уфа РБ. Данные обстоятельства подтверждаются нормативными документами, кадастровым паспортом земельного участка и сторонами не оспаривается.
Как установлено, испрашиваемый участок находится в специальной зоне и в соответствии с вышеприведенными нормами градостроительного и земельного законодательства может быть использован только в соответствии с целевым назначением, предусмотренным для земель специального назначения, а указанный вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка - для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек - не входит в вид разрешенного использования земель специального назначения.
Кроме того, на основании ст. 56.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель является одним из видов ограничений прав на землю.
В соответствии с п. 4 ст. 70.1 Земельного Кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства от 22 июля 2008 года за N 561, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки. Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, в силу приведенных норм закона обременение в виде резервирования земельных участков для муниципальных нужд должно быть опубликовано в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации.
Согласно решениям Совета городского округа г. Уфа за N ... от ... года (в ред. от ... года) испрашиваемый истцом земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд сроком до ... года. Решение Совета городского округа г. Уфа за N ... от ... года (в ред. от ... года) опубликовано в газете " ... " за N ... ( ... - ... ) от ... года.
Заявители утверждают о том, что они только лишь в ... года обратились в администрацию г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность за плату, хотя такого письма суду не представлено.
Согласно п. 9 указанного Решения Совета Управлению по земельным ресурсам Администрации г. Уфы предписано в течение 30 рабочих дней с момента опубликования настоящего решения провести действия для осуществления регистрации ограничения прав на резервируемые земельные участки в порядке, установленном действующим законодательством.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ отказано в регистрации ограничения прав на земельные участки.
Согласно указанного отказа Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ сообщает, что, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", заявителю отказано в государственной регистрации ограничений на земельные участки, по следующим причинам: право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с Законом о регистрации.
При этом регистрационная служба ссылалась на статью 131 ГК РФ, которой установлено, что регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами, а также указывала на то, что согласно статье 4 Закона о регистрации наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Регистрационная служба указывала также, что в соответствии с пунктами 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.
Пунктом 2 статьи 56 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах:
особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного Мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диккх животных; условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной Дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной Или муниципальной собственности; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом РФ, федеральными законами. В соответствии с пунктом 6 статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, установленном законом.
Вступившим в законную силу решением ... суда РБ от ... г. отказано в удовлетворении заявления Управления по земельным ресурсам Администрации г. Уфы о признании недействительным решения от ... г. об отказе в государственной регистрации ограничения (обременения) права в отношении земельных участков; возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации по РБ произвести правовую регистрацию ограничения (обременения) права в отношении земельных участков.
При этом суд исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрена регистрация ограничения прав земельные участки, установленного решением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, государственная регистрация ограничения на земельные участки в рассматриваемом случае противоречит нормам действующего законодательства.
Таким образом, со стороны администрации г. Уфы соблюдена процедура обременения испрашиваемого земельного участка в виде его резервирования для муниципальных нужд.
Решение Совета городского округа г. Уфа за N ... от ... года (в ред. от ... года) кем либо не оспорено, не отменено, недействительным не признано.
Из вышеизложенного следует, что при наличии обременения испрашиваемого земельного участка в виде его резервирования для муниципальных нужд и нахождения его в зоне специального назначения этот земельный участок не может быть предоставлен заявителям в собственность.
Поэтому, исходя из положений ст. 330 ГПК РФ исследуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований заявителей.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Уфы РБ от 22 декабря 2015 года отменить. Вынести новое решение.
Отказать в удовлетворении иска Банниковой А.В., Вязовой Е.Н., Артемьевой А.И. о возложении обязанности на Администрацию г. Уфы предоставить им земельный участок по адресу: ... в ... кв.м. с кадастровым N ... в собственность в порядке выкупа.
Председательствующий: Ф.Т. Нурисламов
Судьи: Т.М. Киньягулова
А.Г. Портянов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.