Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Гизатуллина А.А.,
судей: Демяненко О.В. и Идрисовой А.В.,
с участием прокурора З.Л.И.,
при секретаре А.И.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению Благовещенского межрайонного прокурора на решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 01 декабря 2015 года по административному делу по административному исковому заявлению Отдела МВД России по Благовещенскому району к Брюханову С.А. об установлении административного надзора.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Идрисовой А.В., заслушав заключение прокурора З.Л.И., проверив материалы гражданского дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Начальник Отдела МВД России по Благовещенскому району обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Б.С.А.
В обоснование заявления указано, что приговором Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата Б.С.А. осужден по ... Уголовного кодекса Российской Федерации к ... лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. дата освобожден из ... по постановлению Калининского районного суда города Уфы Республики Башкортостан условно-досрочно на неотбытый срок ... , по состоянию на дата. В соответствии с частью 3 пункта "г" статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации Б.С.А. С.А. имеет не погашенную судимость за совершение тяжкого преступления против свободы, чести и достоинства личности до ... года. В настоящее время, для предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, возникает необходимость установления в отношении Б.С.А. административного надзора.
Истец просил суд установить административный надзор в отношении Б.С.А. на срок до погашения судимости со следующими ограничениями: запрещение посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в них, проводимых на территории адрес и адрес Республики Башкортостан; запрещение пребывания вне дома по месту проживания в период времени с 22 до 06 часов утра, за исключением времени нахождения на учебе или работе; являться на регистрацию 2 раза в месяц в Отдел МВД России по адрес в установленные дни (каждый второй и четвертый вторник месяца).
Решением Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от дата административное исковое заявление Отдела МВД России по адрес к Б.С.А. об установлении административного надзора, установлении административных ограничений удовлетворено частично.
Установлен в отношении Б.С.А., дата года рождения, административный надзор на срок до погашения судимости - до дата.
На весь срок административного надзора Б.С.А. установлены административные ограничения:
Запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
Запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания Б.С.А., в ночное время суток (промежуток времени с 22 до 06 часов по местному времени), за исключением работы в ночное время;
Являться на регистрацию один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В апелляционном представлении Благовещенский межрайонный прокурор просит решение суда изменить в части административных ограничений, указав о запрете пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания Б.С.А., в ночное время суток (промежуток времени с 22 до 06 часов по местному времени), установить, что срок административного надзора в отношении Б.С.А. следует исчислять со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Лица, участвующие в деле, не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора З.Л.И., поддержавшую представление прокурора, обсудив доводы апелляционного представления, рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Б.С.А. приговором Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата был осужден по ... УК РФ к ... годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, исчисляя срок наказания с дата.
дата он освобожден из ... по постановлению Калининского районного суда города Уфы Республики Башкортостан условно-досрочно на неотбытый срок ... , по состоянию на дата.
Разрешая дело, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в отношении указанного лица, освобожденного из мест лишения свободы, должен быть установлен административный надзор.
Данный вывод суда основан на правильном применении закона и соответствует обстоятельствам дела.
Административный надзор устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 06 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее также - Федеральный закон).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 2 Федерального закона административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор, указаны в статье 3 Федерального закона.
Так, согласно части 2 статьи 3 Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Административный ответчик имеет непогашенную судимость за совершение преступлений при опасном рецидиве преступлений, относится к числу лиц, указанных в части 2 статьи 3 Федерального закона, и в отношении его должен быть установлен административный надзор.
Принимая решение об установлении административного надзора, суд первой инстанции установилв отношении административного ответчика административный надзор на срок погашения судимости - до дата.
Срок административного надзора установлен судом правильно.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Приговором Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата Б.С.А. был осужден по ч ... УК РФ. Это преступления, которые на основании части четвертой статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации относятся к категории тяжкого преступления.
Пунктом "г" части третьей статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на день совершения этих преступлений, было установлено, что в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, судимость погашается по истечении шести лет после отбытия наказания.
Исходя из этого, в отношении административного ответчика, относящегося к числу лиц, указанных в части 2 статьи 3 Федерального закона, и осужденного за совершение тяжкого преступления, должен быть установлен административный надзор на указанный срок погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, поэтому судом первой инстанции верно установлен срок административного надзора до погашения судимости - до дата.
Доводы апелляционного представления о том, что в решении суда должно быть указано об установлении срока административного надзора со дня вступления в законную силу решения суда противоречат нормам материального права, так как пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона предусмотрено, что срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора, однако в данном случае административный надзор устанавливается в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона, поэтому пункт 2 части 3 статьи 5 Федерального закона применению не подлежит.
При административном надзоре в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения, указанные в части 1 статьи 4 Федерального закона.
В соответствии с частью 1 настоящей статьи в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В соответствии с требованиями части 2 настоящей статьи установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Исходя из этих законоположений, а также задач административного надзора, установленных в статье 2 Федерального закона, суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно должен установить и соответствующие административные ограничения.
Принимая решение об установлении административного надзора, суд первой инстанции установилв отношении поднадзорного лица следующие административные ограничения:
- запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания Б.С.А., в ночное время суток (промежуток времени с 22 до 06 часов по местному времени), за исключением работы в ночное время;
- обязательная явка на регистрацию один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Эти виды административных ограничений предусмотрены пунктами 3 и 5 части 1 статьи 4 Федерального закона. При этом в соответствии с требованиями части 2 настоящей статьи установление судом административного ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Установление этих видов административных ограничений учитывает характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления, относящегося к категории тяжких преступлений,
Установление этих видов административных ограничений направлено для предупреждения совершения поднадзорным лицом преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, отвечает задачам административного надзора и обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Об установлении других административных ограничений, предусмотренных частью 1 статьи 4 Федерального закона, административный истец суд не просил, и оснований для их установления при рассмотрении дела в суде не установлено.
Количество, в соответствии с которым поднадзорное лицо обязано являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, определено судом в пределах, установленных пунктом 5 части 1 статьи 4 Федерального закона, и с учетом обстоятельств дела является разумным.
Вместе с тем, устанавливая административное ограничение, предусмотренное пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона, суд первой инстанции установилв отношении поднадзорного лица запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток, за исключением работы в ночное время.
Судебная коллегия находит обоснованным довод апелляционного представления о том, что судом неправомерно сделано исключение для запрета пребывания в ночное время вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства Б.С.А. во время работы в ночное время, так как на работу в ночное время суток административный ответчик в суде не ссылался, на представил доказательства, подтверждающие, что он работает в ночное время суток.
Более того, закон не предусматривает возможности при установлении судом в отношении поднадзорного лица административного ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, одновременного установления судом каких-либо исключений из такого запрета.
Устанавливая административное ограничение, предусмотренное пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона, суд должен определить время суток, в течение которого поднадзорному лицу запрещается пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, без каких-либо исключений из такого запрета.
При таких обстоятельствах, решение суда в этой части подлежит соответствующему изменению, а в остальной части - оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от дата изменить в части установления в отношении Б.С.А. административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица Б.С.А., в ночное время суток (промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени), за исключением работы в ночное время, указав об установлении в отношении Б.С.А. административного ограничения - запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица Б.С.А., в ночное время суток (промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени).
В остальной части решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения.
Председательствующий: А.А. Гизатуллин
судьи: О.В. Демяненко
А.В. Идрисова
справка: судья Хисматуллина И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.