Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Кабировой Е.В., Тумашевич Н.С.
при секретаре Рюмине А.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Ланцова А. С. на решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 17 ноября 2015 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Ланцова А. С. к администрации муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области о признании права на нахождение в списках граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, признании незаконным и отмене решения и постановления.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кабировой Е.В., объяснения представителя истца Ланцова А.С. - Порадного В.В., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя ответчика администрации муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области - Ереминой Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Ланцов А. С. обратился в Кингисеппский городской суд Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области (далее - администрация МО "Кингисеппский муниципальный район") о признании за ним права на нахождение в списках граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, признании незаконным и отмене пункта 1.9 постановления N администрации МО "Кингисеппский муниципальный район" в части исключения Ланцова А.С. из списков граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В обоснование заявленных требований Ланцов А.С. указывал, что он зарегистрирован и проживает в одной комнате двухкомнатной квартиры по адресу: "адрес". В данном жилом помещении с ним зарегистрирована и проживает его дочь Ланцова А.А ... В 2002 году в установленном законом порядке он вместе с дочерью был включен в очередь на обеспечение жилым помещением как военнослужащий, уволенный из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации. Вместе с тем постановлением администрации от 30 апреля 2015 года на основании решения комиссии по жилищным вопросам он исключен из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и снят с учета.
Истец полагал, что оснований, установленных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, для снятия его с учета, не имелось, а потому находил действия администрации незаконными, нарушающими его права. Одновременно находил, что постановление издано без учета положений Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинградской области от 1987 года, а также части 2 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) (л.д. 3-5).
При рассмотрении дела судом первой инстанции представитель истца Ланцова А.С. - Черный А.Э. поддерживал исковые требования. Представители ответчика администрации муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области - Еремина Н.А. и Кузьмина С.А. исковые требования не признавали (л.д. 129-132).
Решением Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 17 ноября 2015 года в удовлетворении исковых требований Ланцова А.С. отказано (л.д. 133-135).
Истец Ланцов А.С. не согласился с законностью и обоснованностью постановленного решения, представил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
В качестве оснований для отмены постановленного решения ссылается на неправильное применение норм материального права.
Полагает, что основания для снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, установленные пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК Российской Федерации, отсутствовали, поскольку основания, которые у него были на момент принятия на учет, не изменились.
При этом судом не дана оценка тому обстоятельству, что указание в постановлении о снятии с учета на то, что он обеспечен жилым помещением общей площадью 42,3 кв.м, противоречит материалам дела, так как он обеспечен служебным жилым помещением в коммунальной квартире.
Указывает на то, что судом также не учтено, что вступившим в законную силу и исполненным решением Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 26 июля 1999 года по делу N2-1959 договор найма квартиры изменен, за Ланцовым А.С. закреплена комната площадью 13,03 кв.м.
По мнению подателя жалобы факт исключения военного городка из числа закрытых не имеет правого значения для разрешения спора, поскольку истец был принят на учет после исключения данного городка из числа закрытых.
Как считает истец, то обстоятельство, что его дочь имеет в собственности другие жилые помещения, не имеет значения, поскольку дочь отказалась от получения жилого помещения вместе с ним и получила эти квартиры по безвозмездным сделкам (по наследству).
Иные доводы жалобы соответствуют правовой позиции истца, изложенной в исковом заявлении и при рассмотрении дела в суде первой инстанции (л.д.141-145).
Представитель ответчика администрации МО "Кингисеппский муниципальный район" - Еремина Н.А. в поданных возражениях дала критическую оценку доводам апелляционной жалобы (л.д.148-152).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Ланцова А.С. - Порадный В.В. поддержал доводы жалобы, представитель ответчика администрации муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области - Еремина Н.А. возражала против доводов жалобы, просила оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Ланцову А.С. при прохождении военной службы на основании ордера, выданного Санкт-Петербургской Пригородной КЭЧ 9 декабря 1995 года N на состав семьи из трех человек (он, супруга, дочь) предоставлено жилое помещение - двухкомнатная квартира общей площадью 46,78 кв.м, жилой площадью 29,79 кв.м по адресу: "адрес" (л.д.125).
Вместе с тем судебная коллегия отмечает, что еще 22 июня 1994 года брак между Ланцовым А.С. и Ланцовой И.А. был расторгнут, что подтверждается свидетельством о расторжении брака (л.д.9).
19 декабря 1995 года Ланцов А.С., Ланцова И.А. и Ланцова А.А. были зарегистрированы в данной квартире по месту жительства (л.д.124).
Приказом главнокомандующего военно-воздушными силами от 29 декабря 1998 года Ланцов А.С. уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга лет - 22 года в календарном исчислении, направлен на учет в объединенный военный комиссариат г.Кингисеппа Ленинградской области (л.д.96).
Заочным решением Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 26 июля 1999 года по делу N был изменен договор найма указанного выше жилого помещения, Санкт-Петербургская КЭЧ была обязана заключить с Ланцовой И.А. и ее дочерью Анной отдельный договор найма жилого помещения в указанной квартире на комнату размером 16,76 кв.м, за Ланцовым А.С. закреплена комната размером 13,03 кв.м. Санкт-Петербургская КЭЧ была обязана открыть на Ланцову И.А. и Ланцова А.С. отдельные лицевые счета на указанные комнаты (л.д.128).
Между тем 25 января 2007 года Ланцова И.А. снялась с регистрации по указанному адресу. Тогда как Ланцова А.А. была зарегистрирована в квартире с 19 декабря 1995 года по 2сентября 1999 года и с 6 сентября 2004 года по 1 февраля 2014 года, а также зарегистрирована с 12 марта 2015 года по настоящее время (л.д.124).
Предоставленная Ланцовым квартира находилась в закрытом военном городке, включенном в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года, под номером 501.
Вместе с тем Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 года N1035-р объект 501, расположенный в поселке Керстово, исключен из данного перечня.
Жилой дом, в котором расположена занимаемая Ланцовыми квартира, относится к государственному жилищному фонду, закреплен за Министерством Обороны Российской Федерации, в муниципальную собственность не передан (л.д.37, 124), что, вместе с тем, не исключает использование расположенных в нем жилых помещений по договору социального найма.
На основании ходатайства военного комиссара города Кингисеппа Ленинградской области от 16 августа 2000 года (л.д.93) и личного заявления Ланцова А.С. от 8 июля 2002 года (л.д.97) постановлением главы администрации МО "Кингисеппский район" Ленинградской области от 10 июля 2002 года N420 истец был принят на учет граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, состав семьи 2 человека (он, дочь), основание: п.15.7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинградской области, утвержденных решением облисполкома и президиума облсовпрофа от 23 ноября 1987 года N 481/10, согласно которому нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы, прослужившие на действительной военной службе не менее 20 календарных лет, лица офицерского состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, уволенные в запас или отставку по состоянию здоровья, возрасту или сокращению штатов с предоставлением жилищных льгот, установленных законодательством, утратившие жилую площадь в Ленинградской области в связи с призывом в Советскую Армию и прибывшие в область в соответствии с правилами прописки (л.д.102).
23 декабря 2004 года решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации МО "Кингисеппский район" Ленинградской области Ланцова А.А. была исключена из состава семьи Ланцова А.С. на участие и обеспечение жильем по программе "Государственные жилищные сертификаты" (л.д.79).
Тогда как решением Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 1 апреля 2005 года по делу N2-306, постановленным по иску Ланцова А.С., названное решение признано незаконным, общественная комиссия по жилищным вопросам администрации МО "Кингисеппский район" Ленинградской области обязана восстановить Ланцову А.А. в списке лиц, имеющих право на участие и обеспечение жильем по программе "Государственные жилищные сертификаты" в качестве члена семьи Ланцова А.С. (л.д.11-12).
Решением комиссии по жилищным вопросам за счет средств социальной выплаты при администрации муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области от 30 апреля 2015 года и постановлением администрации муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области от 30 апреля 2015 года N162 Ланцов А.С. исключен из списков граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д.7).
Разрешая требования, суд пришёл к выводу о том, что основания, дающие право на получение истцом жилого помещения по договору социального найма, утрачены, а потому решение о снятии его с учёта нуждающихся в жилом помещение соответствует закону.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации), принятыми в соответствии с ЖК Российской Федерации, другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, установлены главой 7 и статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 6 того же Федерального закона предусмотрено, что граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Одним из таких оснований по смыслу пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учётной нормы.
Решение жилищной проблемы является основанием для снятия военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, с очереди на получение жилых помещений за счет средств федерального бюджета также в силу пункта "г" статьи 26 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N1054.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспеченность военнослужащего, уволенного с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, должна составлять не менее 18 кв. м общей площади на одного человека.
Учитывая, что обеспеченность Ланцова А.С. и члена его семьи общей площадью жилого помещения составляет 23,39 кв.м на одного человека, то есть более 18 кв. м на одного человека, суд правильно сделал вывод о том, что истец и член его семьи обеспечены общей площадью жилого помещения более учётной нормы.
Таким образом, доводы жалобы об отсутствии оснований для снятия истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, установленных пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК Российской Федерации, противоречат установленным по делу обстоятельствам. Тогда как неизменность состава семьи и обеспеченности жильем с момента постановки на учет не может повлиять на правильность выводов суда, поскольку, исходя из смысла приведенных законоположений, установление факта отсутствия оснований, дающих гражданину право на получение жилого помещения по договору социального найма, является достаточным условием для принятия решения о снятии его с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Доводу истца о том, что он не обеспечен жилым помещением по договору социального найма, а обеспечен служебным жилым помещением в коммунальной квартире, судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Так, в материалах дела отсутствуют доказательства, отвечающие требованиям статей 59, 60 ГПК Российской Федерации, подтверждающие включение квартиры, в которой проживают Ланцовы, в состав специализированного жилого фонда как в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РСФСР, так и в соответствии с действующим жилищным законодательством. Между тем согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получить в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Также не представлено истцом доказательств проживания в коммунальной квартире. Как правильно указал суд первой инстанции, заочное решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 26 июля 1999 года по делу N об изменении договора найма "адрес" не исполнено, что, в том числе, подтверждается решением Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 1 апреля 2005 года по делу N, которым установлено, что Ланцова А.А. является членом семьи Ланцова А.С., а также актом проверки жилищных условий от 24 июня 2002 года по указанному адресу, в соответствии с которым Ланцов А.С. и Ланцова А.А. ведут совместное хозяйство, при этом лицевой счет открыт на Ланцова А.С. (л.д.84-85). Тогда как представленная истцом выписка из финансового лицевого счета от 1 декабря 2001 года (л.д.88) не соответствует содержанию решения суда 1999 года, свидетельствует о выделении Ланцову А.С. с Ланцовой А.А. комнаты 16,76 кв.м, Ланцовой И.А. - комнаты 13,03 кв.м, в связи с чем не подтверждает фактического изменении договора найма.
Ни квитанций, свидетельствующих о раздельной оплате жилых помещений и коммунальных услуг, ни иных доказательств, подтверждающих фактическое изменение договора найма, не представлено. Поквартирная карточка, заведенная жилищно-эксплуатационной организаций на указанную квартиру, также не содержит информации об изменении договора найма (разделе лицевых счетов) (л.д.126). В то же время согласно сообщению РЭР N05 филиала "Санкт-Петербургский" акционерного общества "Славянка" от 13 ноября 2015 года (л.д.121-122) семья Ланцовых за исполнением заочного решения Кингисеппского городского суда Ленинградской области не обращалась. Обращение Ланцова А.С. имело место в ноябре 2015 года, на что получен отказ.
В связи с установлением факта отсутствия оснований для обеспечения истца жилым помещением, вопреки доводам жалобы, не имеет значения то обстоятельство, что истец был принят на учет нуждающихся в получении жилого помещения после исключения военного городка из числа закрытых.
Наличие в собственности дочери истца иных жилых помещений в силу части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (в контексте признания ее членом семьи Ланцова А.С.) имеет значение для признания Ланцовых нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с чем доводы жалобы в данной части являются несостоятельными.
Иные приведенные в жалобе доводы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 17 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Ланцова А. С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
судья Заплохова И.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.