Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе
председательствующего Анисимовой В.И.,
судей Глуховой И.Л., Рогозина А.А.,
при секретаре Рогалевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 18 января 2016 года дело по апелляционной жалобе ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N" на решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 12 октября 2015 года, которым
удовлетворены заявленные в интересах неопределенного круга лиц исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N" о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства.
На муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N" возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ: обеспечить техническую возможность открывания и закрывания оконных рам и фрамуг в помещениях всех учебных кабинетов, в том числе информатики, кабинетах начальных классов NN 9, 8, 11, 12, 13, 14, кабинете музыки, ОБЖ, географии, истории, ИЗО, биологии, в коридорах школы; выполнить остекление окон в учебных кабинетах школы, коридорах из цельного стеклополотна.
С муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N" в доход бюджета муниципального образования " "адрес"" взыскана государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Рогозина А.А., объяснения директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N" М.Л.Н., доводы жалобы поддержавшей, объяснения представителя третьего лица Управления образования Администрации г. Сарапула А.О.Г. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ), судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - "Управление Роспотребнадзора", ссылаясь на выявление в результате проверки с ДД.ММ.ГГГГ и не устранение до настоящего времени МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N" требований пункта 6.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к воздушно - тепловому режиму", пункта 6.10 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к воздушно - тепловому режиму, пункта 13.1. СанПиН 2. ДД.ММ.ГГГГ-10 "Требования к соблюдению санитарных правил", в интересах неопределенного круга лиц, которые могут привести к причинению вреда для жизни и здоровья человека и явиться причиной возникновения инфекционных заболеваний (эпидемий) и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), обратилось к нему с иском об обязании устранить выявленные нарушения санитарного законодательств - обеспечить техническую возможность открывания и закрывания оконных рам или фрамуг в помещениях всех учебных кабинетов, в том числе информатики, кабинеты начальных классов N 9, 8, 11, 12, 13, 14 кабинет музыки, ОБЖ, географии, истории, ИЗО, биологии, в коридорах школы; выполнить остекление окон в учебных кабинетах школы, коридорах из цельного стеклополотна; пройти всем сотрудникам школы медицинский осмотр в полном объеме: пройти отоларинголога и стоматолога, о чем сделать отметки в медицинских книжках работниках школы.
В ходе рассмотрения дела истец отказался от требований об обязании ответчика организовать проведение медицинского осмотра сотрудников школы, отказ от иска в данной части принят судом, производство по делу в указанной части прекращено.
В оставшейся части истец требования уточнил, просил обязать МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N" обеспечить техническую возможность открывания и закрывания оконных рам или фрамуг в помещениях всех учебных классов; выполнить остекление окон в учебных кабинетах школы, коридорах из цельного стеклополотна; не допускать до работы работников без пройденного в полном объеме медицинского осмотра.
Представитель ответчика МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N" М.Л.Н. иск не признала, ссылаясь на отсутствие финансирования ремонта школы.
Представитель третьего лица Управление образования г. Сарапула А.О.Н., не оспаривая обоснованность предъявленных требований, указала, что обязанности по обеспечению открывания и закрывания в помещениях школы рам и фрамуг, а также остеклению окон в помещениях школы будут выполнены в рамках социально-экономической программы Удмуртской Республики с 2015 по 2020 годы.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя истца и привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица Администрации г. Сарапула Удмуртской Республики, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
В ранее направленных в суд письменных объяснениях по делу Администрация указала, что осуществляет функции и полномочия учредителя МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N", функции главного распорядителя средств города Сарапула по отрасли "образование" осуществляет Управление образования г. Сарапула в соответствии с Положением о нем.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска ввиду того, что МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N" надлежащим ответчиком по делу не является, поскольку замена рам в окнах, срок службы в которых истек, относится к капитальному ремонту и должна производиться собственником здания школы - МО "Город Сарапул". Полагает, что судом необоснованно не были учтены положения части 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании", согласно которым содержание зданий и сооружений относится к полномочиям органов местного самоуправления; главным распорядителем бюджетных средств для указанных целей является Управление образования г. Сарапула. Собственных средств в размере 5 900 000 рублей, необходимых для ремонта здания для исполнения возлагаемых на школу обязанностей, у МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N" не имеется.
В возражениях на апелляционную жалобу третье лицо Администрация города Сарапула выражает несогласие с содержащимися в ней доводами, полагая, что доводы жалобы на законность и обоснованность принятого решения не влияют.
На основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие истца и третьего лица Администрации г. Сарапула, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения проверены судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее.
Оснований для отмены и изменения решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
В соответствии со ст.ст. 2, 4 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", регулирующем отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обеспечивается, в том числе, выполнением органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями всех форм собственности, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ст. 11 названного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии с пунктом 6.6 СанПиН 2.4.2.2821-10 учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы.
Пунктом 6.8 СанПиН 2.4.2.2821-10 предусмотрено, что окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
Согласно требований пункта 6.10 СанПиН 2.4.2.2821-10 остекление окон в учебных кабинетах школы, коридорах должно быть выполнено из цельного стеклополотна. Замена разбитых стекол должна производиться немедленно.
Согласно устава муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N", пункта 7 ст. 1, пункта 2.18 ст. 2 Положения "Об управлении образования г. Сарапула", утвержденным решением Сарапульской городской Думы от 3 июня 2010 года N 16-781, Управление образования от имени Администрация города Сарапула выступает учредителем образовательных учреждений; осуществляет функции и главного распорядителя в соответствии с Бюджетным кодексом РФ средств бюджета г. Сарапула по отрасли "образование", распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным получателям бюджетных средств.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведенных Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г. Сарапуле плановой выездной проверки соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N" ДД.ММ.ГГГГ были выявлены нарушения пунктов 6.6, 6.8, 6.10, 6.13 СанПиН 2.4.2.2821-10: в виду технической невозможности открывания и закрывания оконных рам или фрамуг, связанном с их аварийным состоянием, не осуществляется проветривание помещений в учебном кабинете информатики, кабинетах начальных классов N 9,8,1,12,13,14, кабинетах музыки, ОБЖ, географии, истории, ИЗО, биологии, в коридорах школы; остекление окон в учебных кабинетах школы, коридорах выполнено не из цельного стеклополотна, что было отражено в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Предписанием Управления Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ срок устранения указанных нарушений санитарного законодательства был установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акта проверки ТОУ Роспотребнадзора по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ указанные предписания ответчиком исполнены не были.
Разрешая спор, суд, руководствуясь приведенным выше нормами, регулирующим спорные правоотношения и пунктом 1.13 Устава МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N", согласно которому школа отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, пришел к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по устранению указанных выше нарушений санитарного законодательства.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается и основания для его переоценки по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
В соответствии с пунктом 2 ст. 120 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ) бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества.
Деятельность бюджетных учреждений регулируется также Федеральным законом "О некоммерческих организациях".
Согласно пункта 3, 6 и 7 ст. 9. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83- ФЗ) применительно к муниципальным бюджетным учреждениям соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя такого учреждения, формирует и утверждает муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности.
При этом финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
Порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания в отношении муниципальных бюджетных учреждений определяется местной администрацией.
Положения указанных правовых норм в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Таким образом, начиная с 1 января 2011 года собственник имущества муниципального бюджетного учреждения по обязательствам этого учреждения ответственности не несет; на учредителя данного учреждения возложена обязанность формировать и утверждать муниципальные задания для него в соответствии с основными видами деятельности, а само финансовое обеспечение выполнения данного задания осуществляется в виде субсидий из муниципального бюджета с учетом расходов на содержание недвижимого имущества (за исключением случая, когда недвижимое имущество сдано в аренду с согласия учредителя). При этом порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяется местной администрацией.
При этом положения пункта 5 части 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно которому к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, вопреки доводам жалобы, об отсутствии у ответчика обязанности по содержанию здания, установленных ГК РФ, не свидетельствуют.
С учетом этого доводы апелляционной жалобы об отсутствии у МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N" обязанности по содержанию здания судебной коллегией отклоняются.
Поскольку по данному делу учредитель МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N" был привлечен к участию в нем в качестве третьего лица и в суде первой инстанции к нему требований, вытекающих из обязанности по финансированию указанных выше мероприятий в целях обеспечения устранения МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N" выявленных нарушений санитарного законодательства, не заявлялось, возможность разрешения вопрос о финансировании учредителем МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N" указанных мероприятий в рамках настоящего дела отсутствовала.
Доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит.
Установленные ст. 330 ГПК РФ основания для отмены судебного решения отсутствуют, решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сарапульского городского суда от 12 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N" - без удовлетворения.
Председательствующий Анисимова В.И.
Судьи Глухова И.Л.
Рогозин А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.