Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Машкиной Н. Ф.,
при секретаре судебного заседания Зеленцовой Н. З.,
с участием прокурора Афляутновой Т. Ф.,
представителя административного истца и заинтересованного лица П.И.Ю,, действующей по доверенности "данные изъяты" от 21 сентября 2015 года (срок действия доверенности по 24 марта 2018 года)
представителя административного ответчика Русских А. А., действующей по доверенности N N от 11 января 2016 года (срок действия доверенности по 31 декабря 2016 года), В.С.В,, действующего по доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия доверенности по 31 декабря 2016 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики о признании недействующим пункта 1 приложения 2 Приказа N 20/26 от 30 октября 2015 года Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики в части установления тарифов на тепловую энергию для Кировского территориального участка Горьковской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральнодирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД",
установил:
Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики 30 октября 2015 года принят приказ N 20/26 "О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 21 ноября 2014 года N 24/37 "О долгосрочных параметрах регулирования для Кировского территориального участка Горьковской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" на 2015-2017 годы и тарифах на тепловую энергию, поставляемую Кировским территориальным участком Горьковской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" потребителям".
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги (далее по тексту - ОАО "РЖД") обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, в котором просит:
признать недействующим пункт 1 приложения 2 Приказа N 20/26 от 30 октября 2015 года;
обязать Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики принять необоснованно непринятые расходы и увеличить необходимую валовую выручку затрат на сумму 8134,37 тыс. руб.;
в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу утвердить новый тариф на тепловую энергию для Кировского территориального участка Горьковской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД".
Заявление мотивировано тем, что тариф на 2016 года устанавливался с использованием метода индексации тарифов установленных на 2015-2017 годы. Утвержденная регулирующим органом величина расходов на расчетный период (2016 год) составила 12813,83 тыс. руб. В расчет тарифа на 2016 год включена необходимая валовая выручка в сумме фактических расходов, учитываемых в бухгалтерском учете в размере 26905,75 тыс. руб.
Согласно экспертному заключению расходы на топливо учтены в размере 6154,97 тыс. руб. из расчета 674 тонны по цене 9131,88 руб./т. Неучтенное количество топлива составило 135 тонн, величина снижения цены составила 1891,67 руб./т. Причина снижения объема мазута согласно протоколу заседания Комиссии по тарифному регулированию - перерасчет расходов мазута на объем производства тепловой энергии 6019,15 Гкал. исходя из принятого норматива удельного расходы условного топлива на долгосрочный период регулирования в размере 153,41 кг у.т./Гкал и калорийности (6069 ккал/куб.м.), удельный расход принят в размере 111,98 куб.м/Гкал. При расчёте и расхода топлива экспертной группой используется не соответствующей данной котельной удельный расход топлива и низшая теплота сгорания топлива.
Утвержденная регулирующим органом величина расходов по электроэнергии на расчётный период составила 590,70 тыс. руб. из расчета 223, 79 тыс.кВтч по цене 2,64 руб./кВтч. Объем электроэнергии учтен на уровне, принятом на долгосрочный период регулирования в соответствии с пунктом 34 Приказа ФСТ России от 13 июня 2013 года N 760-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере тепловодоснабжения". Данный объем не соответствует фактическому расходу электроэнергии по рассматриваемым котельным. Цена на 2016 год определена как фактически сложившееся цена за 1 квартал 2015 года на уровне напряжения ВН с учетом прогнозных индексов цен (тарифов) на электроэнергию на 2016 года - 107,8% (прогноз СЭР РФ).
Ответчиком учтены расходы по фонду оплаты труда производственного персонала в размере 2977,08 тыс. руб., соответственно не приняты расходы по отчислениям на социальные нужды в размере 760,67 тыс. руб.
Регулирующим органом не приняты общепроизводственные (цеховые) расходы на сумму 1520,01 тыс. руб., включающие в себя расходы на оплату цехового персонала (мастера), расходы на обучение, командировки, страхование, вывоз ТБО, работы производственного характера. Согласно экспертному заключению расчета тарифа на тепловую энергию причиной отказа регулирующего органа в принятии расходов послужило не предоставление истцом подтверждающих документов, что не соответствует действительности, были предоставлены обосновывающие документы: расчет "Состав фонда заработной платы о мастеру участка производства за 2014 года", справка "затраты по элементам "Прочие материальные" и "Прочие" по Кировскому ТУ ГДТВ за 2014 года.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" органы регулирования тарифов устанавливают тарифы в сфере тепловодоснабжения в среднем по субъекту Российской Федерации, чтобы рост тарифов на тепловую энергию не превышал установленных предельных индексов. Рост тарифа на тепловую энергию к предыдущему периоду составил 3%. Предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2016 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2182-р, по Удмуртской Республике составляет 4,0%.
Определением суда от 17 февраля 2016 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Кировский территориальный участок Горьковской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД"
В ходе рассмотрения дела определениям суда от 11 марта 2016 года принят отказ ОАО "РЖД" от административного истца в части обязания Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики принять необоснованно непринятые расходы и увеличить необходимую валовую выручку затрат на сумму 8134,37 руб.
В ходе рассмотрения дела административным истцом изменен предмет иска, просит
признать недействующим пункт 1 приложения 2 Приказа N 20/26 от 30 октября 2015 года Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики в части установления тарифов на тепловую энергию для Кировского территориального участка Горьковской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" на период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года;
в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу утвердить новый тариф на тепловую энергию для Кировского территориального участка Горьковской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД".
В судебном заседании представитель административного истца Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и заинтересованного лица Кировского территориального участка Горьковской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" П.И.Ю, заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представители административного ответчика Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики Р.А.А,, В.С.В, против удовлетворения административного искового заявления возражали, ссылаясь на то, что оспариваемые положения Приказа N 20/26 от 30 октября 2015 года приняты с соблюдением компетенции данного органа исполнительной власти Удмуртской Республики, порядка и процедуры его принятия и введения в действие, и соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, а также тарифного дела, заслушав заключение прокурора Афляутновой Т. Ф., полагавшую административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пунктов 1, 3 и 4 Устава ОАО "РЖД", Общество создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами "Об акционерных обществах", "О приватизации государственного и муниципального имущества", и "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и является коммерческой организацией. Общество является юридическим лицом, имеет филиалы и представительства (л. д. 154-179 том 2).
В соответствии с пунктами 1, 3 и 8 Положения о Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД", утвержденного Президентом ОАО "РЖД" 16 ноября 2010 года N 86, Центральная дирекция по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" является обособленным подразделением ОАО "РЖД", не является юридическим лицом, имеет в своем составе структурные подразделения по перечню согласно приложения. Структурным подразделением является в том числе Горьковская дирекция по тепловодоснабжению (л. д. 120-130 том 2).
Согласно пунктов 1 и 8 Положения о Горьковской дирекции по тепловодоснабжению - структурном подразделении Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД", утвержденного начальником Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" 01 апреля 2011 года, Горьковская дирекция по тепловодоснабжению является структурным подразделением акционерного общества "Российские железные дороги", имеет регионально производственные участки согласно перечню (Приложение N1). Региональным производственным участком является в том числе Кировский региональный производственный участок (л. д. 131-141 том 2).
Основной задачей Дирекции является эффективное управление комплексом объектов стационарной теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения, в том числе оказание услуг по тепловодоснабжению и водоотведению объектов железных дорог ОАО "РЖД", а также на договорной основе сторонних потребителей в объемах собственной генерации (пункт 9 Положения).
Согласно приказа Центральной дирекции по тепловодоснабжению- филиала ОАО "РЖД" от 04 октября 2011 года N 9/154-1-11 в положение о Горьковской дирекции по тепловодоснабжению - структурном подразделении Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" внесены следующие дополнения и изменения: по тексту Положения заменить слова "региональный производственный участок" на "территориальный участок" (л. д.182 том 2).
Как следует из материалов дела Постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 21 ноября 2014 года N 24/37 установлены долгосрочные параметры регулирования для Кировского территориального участка Горьковской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" на 2015-2017 годы для формирования тарифов использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложения 1, установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую Кировским территориальным участком Горьковской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" потребителям, согласно приложению N 2. Тарифы установленные в пункте 2 действуют с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года (л. д. 28-32 том 1).
Согласно пункта 1 Приложения N 2 указанному постановлению установлен тариф на тепловую энергию поставляемую Кировским территориальным участком Горьковской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиал ОАО "РЖД" для потребителей Муниципального образования "Балезинское", в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения:
1 полугодие 2015 года в размере 2017,73 руб./Гкал
2 полугодие 2015 года в размере 2188,43 руб./Гкал
1 полугодие 2016 года в размере 2100,00 руб./Гкал
2 полугодие 2016 года в размере 2169,04 руб./Гкал
1 полугодие 2017 года в размере 2169,04 руб./Гкал
2 полугодие 2017 года в размере 2194,82 руб./Гкал
для населения (тарифы с учетом НДС):
1 полугодие 2015 года в размере 2380,92 руб./Гкал
2 полугодие 2015 года в размере 2582,35 руб./Гкал
1 полугодие 2016 года в размере 2478,00 руб./Гкал
2 полугодие 2016 года в размере 2559,47 руб./Гкал
1 полугодие 2017 года в размере 2559,47 руб./Гкал
2 полугодие 2017 года в размере 2589,89 руб./Гкал
Постановление Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 21 ноября 2014 года N 24/37 административным истцом ОАО "РЖД" не оспорено.
Приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 30 октября 2015 года N 20/26 внесены изменения в Постановление Региональной энергетической комиссией Удмуртской Республики от 21 ноября 2014 года N 24/37 (пункт 1), согласно которым Приложение 2 к постановлению изложена в новой редакции: установлен тариф на тепловую энергию на период:
- для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения:
с 01 января 2015 года по 30 июня 2015 года в размере 2017,73 руб./Гкал
с 01 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года в размере 2188,43 руб./Гкал
с 01 января 2016 года по 30 июня 2016 года в размере 2188,43 руб./Гкал
с 01 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года в размере 2253,60 руб./Гкал
с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года в размере 2253,60 руб./Гкал
с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года в размере 2169,04 руб./Гкал
- для населения (тарифы с учетом НДС):
с 01 января 2015 года по 30 июня 2015 года в размере 2380,92 руб./Гкал
с 01 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года в размере 2582,35 руб./Гкал
с 01 января 2016 года по 30 июня 2016 года в размере 2582,35 руб./Гкал
с 01 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года в размере 2659,25 руб./Гкал
с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года в размере 2559,47 руб./Гкал
с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года в размере 2589,89 руб./Гкал.
Пункт 2 Приказа предусматривает, что он вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Предметом спора является оспаривание данного нормативного правового акта в части установления тарифов на период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей, тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регламентированы Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее по тексту - Федеральный закон N 190-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5, части 3 статьи 7, пункту 4 части 1 статьи 8 Федерального закона N 190-ФЗ установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленным федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
В силу подпункта 2 пункта 7, пункта 11 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2014 года N 466, таким органом является на территории Удмуртской Республики Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйств и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики,
Согласно пунктов 1 и 5 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2014 года N 466 "О Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики", Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики и правопреемником Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики.
Проверяя порядок принятия оспариваемого нормативного акта, суд нарушений не установил.
Согласно подпункта 2 пункта 12 названного выше Положения, Министерство издает в пределах своей компетенции правовые акты в форме приказов, в том числе нормативного характера.
Министерство возглавляет министр энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (пункт 15 Положения).
Для определения основных направлений деятельности Министерства и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется Комиссия по тарифному регулированию, общей численностью не более 9 человек. Министр является председателем Комиссии и утверждает персональный состав Комиссии, а также порядок ее деятельности. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы (пункт 14 Положения).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2, подпунктом 3 пункта 5 Порядка размещения (опубликования) правовых актов Удмуртской Республики на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики, к правовым актам Удмуртской Республики относятся правовые акты исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики в области государственного регулирование цен (тарифов), размещение (опубликование) на сайте правовых актов Удмуртской Республики осуществляется, если иное не установлено законодательством или самим паровым актом, в течение 10 дней со дня подписания правового акта исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики в области государственного регулирование цен (тарифов).
06 ноября 2015 года Приказ Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 30 октября 2015 года N 20/26 опубликован на официальном Сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru, и 06 ноября 2015 года размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" органа регулирования.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики, подписан уполномоченным должностным лицом, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу.
На момент рассмотрения настоящего административного дела оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу, является действующим.
Данные обстоятельства участниками процесса не оспаривались.
Проверяя существо оспариваемого административным истцом пункта 1 приложения 2 Приказа N 20/26 от 30 октября 2015 года и, исходя из положений части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о его соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как указано, было выше государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом N 190-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее по тексту - Методические указания).
Одним из методов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является метод индексации установленных тарифов.
Государственное регулирование цен (тарифов) с применением такого метода осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 10 Федерального закона N 190-ФЗ).
При рассмотрении спора судом установлено, что Постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 21 ноября 2014 года N 24/37 установлены долгосрочные параметры регулирования для Кировского территориального участка Горьковской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" и тарифы на тепловую энергию на долгосрочный период регулирования на 2015-2017 годы методом индексации установленных тарифов.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования органом регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляется корректировка ранее установленных долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
Материалами дела подтверждено, что 30 апреля 2015 года начальник Кировского территориального участка Горьковской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" представил в Региональную энергетическую комиссию Удмуртской Республики заявление об установлении двухставочного тарифа на тепловую энергию на 2016 год, согласно которого просит утвердить предлагаемые тарифы на услуги теплоснабжения на 2016 года: ст. Балезино (котельные западного парка, локомотивного депо) - 4651,92 руб. за 1 гКал; ст. Яр (котельные ПЧ-13, Пч-14) - 3480,71 руб. за 1 гКал. Поименован перечень прилагаемых документов.
На основании Приказа Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 13 мая 2015 года N 04-01/223 открыто дело о корректировки долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения.
В порядке пункта 28 Привал регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 (далее по тексту - Правила), органом регулирования была проведена экспертиза поступившего предложения об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию на предмет определения их обоснованности.
Из Заключения - Корректировки тарифов на тепловую энергию, поставляемую Кировским территориальным участком Горьковской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" (МО "Балезинское"), следует, что в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, предусматривающего, что тарифы устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из не превышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по стоянию на 31 декабря, предложены к утверждению следующие тарифы с календарной разбивкой:
1 полугодие 2016 года - 2188,43 руб./Гкал (без НДС) на уровне декабря 2015 года, в том числе для населения 2582,35 руб./Гкал (с учетом НДС);
2 полугодие 2016 года - 2253,60 руб./Гкал (без НДС) с ростом 103,0%, в том числе для населения 2659,25 руб. /Гкал (с учетом НДС) (л. д. 108-111 том 2).
После проведения данного исследования и получения его результатов было принято оспариваемое решение. Таковое вынесено 30 октября 2015 года с соблюдением требований пунктов 30, 31 Правил, а именно, посредством открытого голосования единогласно коллегиальным органом - Комиссией по тарифному регулированию Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики, что подтверждается протоколом заседания от 30 октября 2015 года N 20 (л. д. 11-12 том 1), и оформлено Приказом, содержащим все необходимые реквизиты, которому присвоен номер N 20/26.
Анализируя доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта положениям действующего законодательства, суд исходит из следующего.
Так, ни в административном исковом заявлении, ни при рассмотрении дела представителем административного истца не приведены нормы действующего законодательства, имеющего большую юридическую силу, которому не соответствуют положения оспариваемого нормативного правового акта.
Из заявления начальника Кировского территориального участка Горьковской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" от 29 октября 2010 года направленного в адрес Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики следует, что заявитель просит рассмотреть тарифы на 2016 год на тепловую энергию, отпускаемую Кировским территориальным участком Горьковской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД", на заседании Комиссии по тарифному регулированию 30 октября 2015 года, без их присутствия. С тарифами в следующих размерах (без учета НДС) ознакомлены и согласны: котельные ст. Балезино - 1 полугодие 2016 года 2188,43 руб./Гкал, 2 полугодие 2016 года 2253,60 руб./Гкал (л. д. 36 том 2).
Данное обстоятельство, дает суду основания полагать, что заявитель (административный истец) после ознакомления с экспертным заключением был согласен с предложенными тарифами, принять участие на заседании Комиссии желания не заявил.
В судебном заседании достоверно установлено, что административный истец в результате несогласие с установленными тарифами с заявлением о разногласиях, возникающих между органами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения в Федеральную антимонопольную службу России не обращался.
В обоснование несогласия с установленными тарифами административный истец указывает на то, что в расчет необходимой валовой выручки при расчеты тарифа на 2016 года включены следующие расходы:
расходы по топливу - не учтено количество топлива в объеме 135т., при расчете расхода топлива используется не соответствующий данной котельной удельный расход топлива и низшая теплота сгорания топлива;
расходы по электроэнергии - объем электроэнергии не соответствует фактическому расходу электроэнергии по рассматриваемым котельным;
расходы на оплату труда - не приняты расходы по отчислениям на социальные нужды;
не приняты общепроизводственные (цеховые) расходы, включающие в себя расходы на оплату цехового персонала (мастера), расходы на обучение, командировки, страхование, вывоз ТБО, работы производственного характера. Согласно экспертному заключению причиной отказа в принятии расходов послужило не предоставление истцом подтверждающих документов, что не соответствует действительности.
Суд находит данные доводы несостоятельными.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях.
Согласно пункта 33 Методических указаний при расчете долгосрочных тарифов методом индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка определяется на основе следующих долгосрочных параметров регулирования, которые определяются перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяются:
1) базовый уровень операционных расходов, устанавливаемый органом регулирования в соответствии с пунктом 37 настоящих Методических указаний;
2) индекс эффективности операционных расходов, устанавливаемый органом регулирования для каждой регулируемой организации с учетом утвержденной для нее инвестиционной программы. Индекс эффективности операционных расходов устанавливается в размере от 1 до 5 процентов в соответствии с приложением 1 к настоящим Методическим указаниям.
Пунктом 3 Приложения N 1 к методическим указаниям установлено, что для организаций, осуществляющих деятельность по производству тепловой энергии (мощности), теплоносителя, индекс эффективности операционных расходов для первого долгосрочного периода регулирования определяется в размере 1 процента уровня операционных расходов текущего года долгосрочного периода регулирования, если инвестиционная программа регулируемой организации не предусматривает больший темп снижения операционных расходов, но не более 5 процентов.
Инвестиционная программа регулируемой организации Кировским территориальным участком Горьковской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" не представлена (п. 1.17. Заключения органа регулирования).
В базовый уровень операционных расходов включаются следующие расходы (пункт 37 Методических указаний) в том числе: 3) расходы на оплату труда; 4) расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями; 6) расходы на служебные командировки; 7) расходы на обучение персонала.
Согласно пункту 49 Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования по формуле (20), приведенной в пункте 49 Методических указаний.
При этом скорректированные операционные (подконтрольные) расходы, определяемые в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования по формуле (10) с применением уточненных значений индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и индекса изменения количества активов. Формула (10) определена в пункте 36 Методических указаний.
Из экспертного заключения следует, что операционные расходы, входящие в необходимую валовую выручку по регулируемой деятельности на 2016 года скорректированы в соответствии с Методическими указаниями с применением уточненных значений индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации. Индекс корректировки составил 105,3% к утвержденному базовому уровню операционных расходов на 2015 года. При этом определенный Методическими указаниями механизм корректировки операционных расходов не предусматривает возможность включения дополнительных расходов, сверх установленного базового уровня операционных расходов и уточненных значений индекса потребительских цен и индекса изменения количества активов. Материалы тарифного дела не содержат документов, свидетельствующих об изменении количества активов у организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности регулируемой организации по состоянию на 2015 год.
Следовательно, у органа регулирования отсутствовали основания для увеличения операционных расходов на оплату труда, расходов общепроизводственного назначения, расходов на служебные командировки, расходов на обучение персонала. В связи с чем, доводы административного истца о том, что регулирующий орган отказал в принятии документов, обосновывающих общепроизводственные расходы: Расчёт "Состав фонда заработной платы по мастеру участка производства за 2014 год", справку "затраты по элементам "Прочие материальные" и "Прочие" по Кировскому ГУ ГДТВ за 2014 года", правого значения не имеют.
При этом, следует отметить, что регулируемой организацией не представлены какие-либо обосновывающие документы, подтверждающие расходы на вывоз ТБО и страхование. В материалы тарифного дела на 2016 год регулируемой организацией представлен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте от 17 марта 2014 года сроком действия на 1 год (пункт 1.6. договора) (л. д. 47 том 2), иные документы регулируемой организацией не представлялись.
В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
В судебном заседании достоверно установлено, что административным истцов в орган регулирования не был предоставлен утвержденный в установленном порядке норматив удельного расхода условного топлива, что позволяло органу регулирования определить расход топлива на основании отчетных данных, предоставляемых административным истцом.
Из экспертного заключения следует, что по расходы организации на покупку топлива (мазута) приняты в соответствии с пунктом 25 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов исходя из стоимости покупки 1 тонны мазута, удельного расхода мазута и объема выработки тепловой энергии, расход мазута рассчитан на объем производства тепловой энергии 6019,15 Гкал. исходя из принятого норматива удельного расхода условного топлива на долгосрочный период регулирования в размере 153,41 кг.у.т./Гкал и калорийности мазута (9590 ккал/куб.м) удельный расход мазута принят в размере 111,89 куб.м./Гкал. Стоимость мазута принята 9131,88 руб./т. На уровне средней фактической цены за 9 месяцев с ростом 103,3% (согласно прогноза СЭР на 2016 года).
Суд находит, что расходы на приобретение топлива, входящие в необходимую валовую выручку по регулируемой деятельности на 2016 год определены органом регулирования в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере теплоснабжения.
Пункт 34 Методических указаний предусматривает, что на каждый год долгосрочного периода регулирования определяются прогнозные параметры регулирования (далее также - плановые параметры расчета тарифов) на каждый расчетный период регулирования долгосрочного периода регулирования, в том числе: стоимость покупки единицы энергетических ресурсов (в том числе топлива для организаций, осуществляющих деятельность по производству тепловой энергии (мощности), потерь тепловой энергии для организаций, осуществляющих деятельность по передаче тепловой энергии, теплоносителя), холодной воды, теплоносителя, определяемая в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования (подпункт 6)
Также на каждый год долгосрочного периода регулирования определяются в соответствии с пунктом 40 настоящих Методических указаний и в течение этого периода не пересматриваются, если иное не предусмотрено пунктом 50 настоящих Методических указаний, в том числе: объем потребления прочих энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя в сопоставимых условиях.
Согласно пункту 27 Методических указаний, объем потребления энергетического ресурса в расчетном периоде регулирования определяется с учетом фактических значений объема потребления такого энергетического ресурса в предыдущие расчетные периоды регулирования.
Пунктом 28 Основ ценообразования определено, что при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:
в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:
предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;
динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
Из материалов тарифного дела следует, что регулируемой организацией были заявлены расходы на покупку электрической энергии за 1 квартал 2015 года - средний тариф на энергию 2,45 руб./кВт.ч. (л. д. 66 том 2).
Согласно экспертного заключения средняя цена на электрическую энергию определена органом регулирования с учетом фактически сложившейся цены за 1 квартал 2015 года на уровне напряжения ВН с учетом прогнозных индексов цен (тарифов) на электроэнергию на 2016 года - 107,8% (прогноз СЭР РФ) в размере 2,64 руб./кВт.ч (2,45х107,8%).
Объем электроэнергии в размере 223,79 тыс.кВтч учтен на уровне, приятом на долгосрочный период регулирования, в соответствии с пунктом 50 Методических указаний.
Расходы на приобретение электроэнергии в размере 590,70 тыс. руб., входящие в необходимую валовую выручку по регулируемой деятельности на 2016 года, определены в соответствии с пунктом 27 Методических указаний, как производная цены на объем электроэнергии.
Суд не усматривает нарушений органом регулирования действующего законодательства при определении данного вида расходов. При определении размера расходов были учтены сведения, предоставленные регулируемой организацией.
Таким образом, при расчете (корректировке) тарифов на 2016 год органом регулирования использовались прогнозные индексы согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый 2017 и 2018 годов. Указанный расчет осуществлен в соответствии с требованиями Основ ценообразования, а также положений Методических указаний.
В части доводов административного истца о неприменении органом регулирования предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2016 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2182-р по Удмуртской Республики, который составил 4,0%, а также предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по Муниципальному образованию "Балезинский район", утвержденного Указом Главы Удмуртской Республики N 229 "Об установлении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, образованных на территории Удмуртской Республики, на 2016 год" в размере 6,1%, суд исходит из следующего.
Предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги устанавливаются не к какому-либо определенному ресурсу, а в отношении набора потребляемых гражданином коммунальных услуг. Таким образом, установленные ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги относятся к совокупному платежу за коммунальные услуги, включая холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании "Балезинский район" (с 1 января 2016 года по 30 июня 2016 года в размере 0 процентов, с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года в размере 6,1 процента) по настоящему делу не имеют правового значения, поскольку были утверждены Указом Главы Удмуртской Рсепублики N 229 "Об установлении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, образованных на территории Удмуртской Республики, на 2016 год" - 30 ноября 2015 года. Между тем, оспариваемый правовой акт был принят административным ответчиком 30 октября 2015 года.
Таким образом, орган регулирования не имел возможность при установлении тарифа для административного истца принять во внимание предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании "Балезинский район" ввиду отсутствии таковых на момент принятия нормативного правового акта.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого Приказа Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики были соблюдены требования федерального законодательства, в том числе и установленные частью 1 статьи 3 Федерльного закона N 190-ФЗ общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения по соблюдению баланса экономических интересов административного истца и интересов потребителей; обеспечению экономически обоснованной доходности текущей деятельности административного истца; обеспечению недискриминационных и стабильных условий осуществления административным истцом предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения.
Согласно пункта 2 части 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В виду того, что судом административные исковые требования признаны не подлежащими удовлетворению, в соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отсутствуют основания для взыскания с ответчика расходов административного истца по оплате государственной пошлины
Руководствуясь статьями 175, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики о признании недействующим пункта 1 приложения 2 Приказа N 20/26 от 30 октября 2015 года Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики в части установления тарифов на тепловую энергию для Кировского территориального участка Горьковской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" на период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года, возложении обязанности в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить новый тариф на тепловую энергию для Кировского территориального участка Горьковской дирекции по тепловодоснабжению-структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД", отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено 16 марта 2016 года.
Судья Н. Ф. Машкина
Копия верна: судья Н. Ф. Машкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.