Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Машкина Н. Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 09 марта 2016 года жалобу Л.Н.А, на решение судьи Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 22 января 2016 года,
установил:
Постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике от 30 октября 2015 года Л.Н.А,, как должностное лицо - главный бухгалтер Государственного учреждения "Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Воткинский", признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000,00 руб.
Л.Н.А,, не согласившись с указанным постановлением, обратилась с жалобой в Воткинский районный суд Удмуртской Республики, указывая на отсутствие в ее действиях состава административного правонарушения.
Решением судьи Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 22 января 2016 года постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике от 30 октября 2015 года оставлено без изменения, жалоба Л.Н.А, - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, Л.Н.А, просит отменить решение судьи, указывая на то, что в её действиях отсутствует состав административного правонарушения. Полагает, что при отражении в бюджетном учете обязательств (денежных обязательств) следует руководствоваться разъяснениями Минфина России от 21 января 2013 года N 02-06-07/155; внесенные изменения в пункт 70 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года N 191н применяются при составлении бюджетной отчетности начиная с отчетности за 2015 год; договор безвозмездного пользования имуществом (транспортными средствами) от 01 декабря 2014 года N 192 был направлен МВД по УР и получен ГУ "Межмуниципальный отдел МВД России "Воткинский" в конце января 2015 года, таким образом, в бухгалтерском учете транспортные средства не могли быть оприходованы.
В судебное заседание Л.Н.А, не явилась.
В судебном заседании представитель административного органа Ш.М.Ю. с жалобой не согалсилась.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не ограничиваясь доводами жалобы, дело проверено в полном объеме.
Постановлением по делу об административном правонарушении N 63 от 30 октября 2015 года должностному лицу - главному бухгалтеру Государственного учреждения "Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Воткинский" Л.Н.А,, вменено нарушение порядка предоставления бюджетной отчетности, выразившейся в предоставлении заведомо недостоверной бюджетной отчетности за 2014 год:
допущено искажение годовой бюджетной отчетности за 2014 года - в Отчете о принятых бюджетных обязательствах ф. 0503128 не отражен объем принятых бюджетных обязательств текущего (отчетного) финансового года, не исполненных по состоянию на 01 января 2015 года по КБК "данные изъяты" в сумме 341174,67 руб. (нарушение статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 7 подпункта 3 пункта 70 Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года N 191н);
в справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к Балансу ф. 050310 по коду строки 015 занижены показатели на сумму 1065800,00 руб. Согласно справке к документу "Поступление ОС (забаланс)" N "данные изъяты" ГУ "Межмуниципальный отдел МВД России "Воткинский" два автомобиля на общую сумму 1065800,00 руб. приняты к учету 12 января 2015 год, следовало оприходовать на момент подписания акта приема-передачи имущества, то есть 01 декабря 2014 года (нарушена статья 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункты 3, 7. 20 Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года N 191н).
Действия Л.Н.А, квалифицированы по статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица.
Исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статус должностного лица распространяется на физических лиц, наделенных организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в юридическом лице, независимо от формы собственности и подчиненности.
Административная ответственность должностных лиц по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях возможна только в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения ими возложенных на них служебных обязанностей, то есть как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.
Статьей 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее по тексту - Федеральный закон N 402-ФЗ), бухгалтерский учет - это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В силу статьи 3 Федерального закона N 402-ФЗ, бухгалтерская (финансовая) отчетность - это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 402-ФЗ ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. При этом руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью.
Приказом Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике от 04 августа 2011 года N 406-лс Л.Н.А, с 01 августа 2011 года назначена на должность главного бухгалтера бухгалтерии межмуниципального отдела МВЛ России "Воткинский".
В соответствии с Должностным регламентом, утвержденным начальником МО МВД России "Воткинский" 15 ноября 2013 года главный бухгалтер: руководить работниками бухгалтерии; несет персональную ответственность за решение задач, возложенных на подразделение; организует работу по постановке и ведению бухгалтерского учета организации в целях получения заинтересованными внутренними и внешними пользователями полной и достоверной информации о ее финансово-хозяйственной деятельности и финансовом положении; руководит формированием информационной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета, обеспечивает предоставление необходимой бухгалтерской информации внутренним и внешним пользователям; обеспечивает своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств; отражает на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с расчетами с безналичными денежными средствами, по прочим операциям, контроль и учет принятых бюджетных и денежных обязательств и пр.; за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей может быть привлечен к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Л.Н.А, является субъектом вменного административного правонарушения.
Статьей 13 Федерального закона N 402-ФЗ установлены общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен Приказом Минфина России N 191н от 28 декабря 2010 года "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
Как следует из представленных материалов, проведенной проверкой правомерности использования средств федерального бюджета, а также имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственном учреждении "Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Воткинский" за 2013-2014 годы выявлены нарушения бюджетного законодательства - предоставление заведомо недостоверной бюджетной отчетности за 2014 год.
Данные обстоятельства подтверждаются, имеющимися в материалах дела доказательствами: копией формы 0503130 "Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 01 января 2015 года; копией справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к форме 0503130 по состоянию на 01 января 2015 года; копией формы 0503127 "отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 01 января 2015 года"; копией формы 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности на 01 января 2015 года"; копией формы 0503128 "Отчет о принятых бюджетных обязательств", договора безвозмездного пользования имуществом (транспортными средствами) от 01 декабря 2014 года N 192ю;
Представленные в деле доказательства получены с соблюдением требований статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются достаточными и допустимыми.
Оценив представленные в деле доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о доказанности виновности Л.Н.А, в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные выводы сделаны должностным лицом административного органа и судьей районного суда с учетом правильного применения норм материального права.
Доводы жалобы о том, что при отражении в бюджетном учете обязательств (денежных обязательств) следует руководствоваться разъяснениями Минфина России от 21 января 2013 года N 02-06-07/155, основаны на неверном толковании норм материального права.
При этом утверждения о том, что изменения внесены в пункт 70 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года N 191н, применяются при составлении бюджетной отчетности начиная с отчетности за 2015 год, являются ошибочными и несоответствующими положениям нормативного акта.
Так, Приказом Минфина России от 19 декабря 2014 года N 157н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" внесены изменения в пункт 70 данной Инструкции (пункт 2.29).
Согласно пункта 2 Приказа Минфина России от 19 декабря 2014 года N 157н, Настоящий приказ, то есть вносимые изменения применяются при составлении бюджетной отчетности, начиная с отчетности за 2015 год, за исключением подпунктов "б", "г", "д" пункта 2.4, пунктов 2.6, 2.7, подпункта "д" 2.13, пункта 2.35, подпункта "а" пункта 2.45, подпункта "б" пункта 2.49, подпунктов "а", "б" пункта 2.81, пункта 3.1, подпунктов "б", "в", "г", "и" пункта 3.4, пунктов 3.5, 3.6, подпунктов "б", "в", "г", "и" пункта 3.9, пункта 3.10, подпунктов "а", "б", "в", "з", "и" пункта 3.18, подпунктов "б", "в", "г", "и" пункта 3.21, пункта 3.22, подпунктов "б", "в", "г", "и" пункта 3.23, пунктов 3.24, 3.25, подпунктов "а", "б", "в", "з", "и" пункта 3.28 Изменений, применяемых, начиная с годовой отчетности за 2014 год.
Ссылка в жалобе о том, что договор безвозмездного пользования имуществом (транспортным средством) от 01 декабря 2014 года N 192ю был направлен в МВД по Удмуртской Республике и получен ГУ "Межмуниципальный отдел МВД России "Воткинский" в конце января 2015 года, собранными в материалах дела доказательствами объективно не подтверждена.
Иная оценка Л.Н.А, обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств, не свидетельствуют об ошибочности выводов должностного лица административного органа и судьи районного суда и незаконности вынесенного постановления и судебного акта.
Административное наказание назначено Л.Н.А, в пределах санкции статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением общих правил назначения наказания, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначенное административное наказание адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению обязанностей по соблюдению бюджетного законодательства, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Оценивая в совокупности исследованные доказательства, принимая во внимание установленные обстоятельства, оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Жалоба не содержит доводов, которые влекут отмену обжалуемого судебного постановления.
Лицо, привлечено к административной ответственности в сроки, установленные статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба подана с соблюдением сроков на ее подачу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Решил:
постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике от 30 октября 2015 года и решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 22 января 2016 года оставить без изменения, жалобу Л.Н.А, - без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующими порядок обжалования в порядке надзора.
Судья Н. Ф. Машкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.