Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Машкина Н. Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 14 марта 2016 года жалобу защитника Р.А.С. на решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 12 января 2016 года,
установил:
Постановлением начальника отдела охраны объектов животного мира Управление охраны, мониторинга объектов животного мира и среды их обитания Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 10 ноября 2015 года N 339 К.Н,А. признан виновным в совершении административного правонарушение, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500,00 руб.
К.А.Н. не согласившись с постановлением, обратилось с жалобой в Сарапульский городской суд Удмуртской Республики, указывая на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.
Решением судьи Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 12 января 2016 года постановление N 339 от 10 ноября 2015 года оставлено без изменения, жалоба К.Н,А.- без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, защитник К.Н,А. - Р.А.С. просит отменить решение судьи и постановление, ссылается на отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности, указывая, что вывод о наличии состава административного правонарушения сделан не на основании доказательств, а на основе предположения.
В судебное заседание К.Н,А. не явился.
В судебном заседании защитник Р.А.С. жалобу и доводы, изложенные в ней поддержала.
В судебное заседание представитель административного органа не явился.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, прихожу к следующему.
Не ограничиваясь доводами жалобы, дело проверено в полном объеме на основании статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил охоты.
Судей районного суда установлено, что 01 ноября 2015 года К.Н,А. находился на территории охотничьих угодий Каракулинского охотничьего хозяйства в 2 км. на юго-запад от "адрес", с оружием системы "данные изъяты" в отсутствие путевки и разрешения на добычу животных ресурсов на территории данных охотничьих угодьях.
По данному факту специалистом-экспертом Минприроды УР составлен протокол об административном правонарушении N от 01 ноября 2015 года в отношении К.Н,А.
На основании указанного протокола начальником отдела охраны объектов животного мира Управления охраны, мониторинга объектов животного мира и среды их обитания Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики вынесено постановление от 10 ноября 2015 года N 339 о привлечении К.Н,А. к административной ответственности по части 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении административного дела по жалобе К.Н,А. судья районного суда пришел к выводу о законности и обоснованности вынесенного должностным лицом постановления.
Однако судьей районного суда не учтены следующие обстоятельства.
Положения части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривают, что обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)
Согласно пункту 1 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол.
Согласно части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Частью 1 статьи 23.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе частями 1 и 1.1 статьи 8.37 (за исключением административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях), частью 3 статьи 8.37 (за исключением административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях) настоящего Кодекса.
В силу части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 этой статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 04 марта 2015 года N 28 (действовавшим на момент составления в отношении К.Н,А. протокола об административном правонарушении) утвержден Перечень должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики и учреждений, находящихся в его ведении, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в который, в частности, включены должности: специалист-эксперт отдела планирования и реализации проектов строительства и ремонта гидротехнических сооружений, специалист-эксперт отдела водохозяйственных мероприятий и водного хозяйства, специалисты-эксперты в отделах охраны объектов животного мира Управления охраны, мониторинга объектов животного мира и среды их обитания, мониторинга объектов животного мира и охраны среды их обитания Управления охраны, мониторинга объектов животного мира и среды их обитания, надзора за использованием объектов животного мира, их воспроизводством, организации и регулирования промышленного, спортивного и любительского рыболовства в соответствии с утвержденными министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики должностными регламентами.
Должность "специалист-эксперт Минприроды УР" в указанном Перечне не поименована.
В ходе рассмотрения административного дела в порядке пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, представителю административного органа Л.В.В. было предложено предоставить: приказ о назначении на должность должностного лица - С.Д.Ю., составившего протокол об административном правонарушении и утвержденный министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики его должностной регламент.
Указанные документы на рассмотрение дела не предоставлены.
При таких обстоятельствах нахожу, что протокол об административном правонарушении составлен в отношении К.Н,А. не уполномоченным лицом.
Таким образом, порядок производства по делу об административном правонарушении был нарушен, поскольку составление протокола об административном правонарушении в отношении К.Н,А. неуполномоченным лицом, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, чем относит его к недопустимому доказательству по делу.
Исходя из положений статей 28.2, части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие в деле протокола об административном правонарушении не позволяет окончить производство по делу об административным правонарушении постановлением о назначении административного наказания, иных доказательств недостаточно для констатации виновности лица в совершении правонарушения.
В силу части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, что также соответствует положению части 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации.
Указанные процессуальные нарушения, допущенные в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, влекут существенное нарушение прав К.Н,А., что не позволило всесторонне и полно рассмотреть дело и принять по нему объективное решение, в связи с чем, состоявшиеся по делу акты подлежат отмене.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление принимается решение об отмене постановления и прекращении производства по делу.
Жалоба подана с соблюдением сроков на ее подачу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление начальника отдела охраны объектов животного мира Управление охраны, мониторинга объектов животного мира и среды их обитания Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 10 ноября 2015 года N 339 и решение судьи Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 12 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении К.Н,А. отменить с прекращением производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они вынесены.
Жалобу защитника Р.А.С. - удовлетворить.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующими порядок обжалования в порядке надзора.
Судья Н. Ф. Машкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.