Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Ануфриевой Н.В.
и судей краевого суда
при секретаре
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите "Дата" гражданское дело по иску Муратовой Л. Д. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа", Администрации муниципального района "Газимуро-Заводский район" Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края компенсации морального вреда и возложении обязанности
по апелляционной жалобе главы МР "Газимуро-Заводского района" - Задорожина Р.О.
на решение Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края от "Дата", которым постановлено:
Исковые требования Муратовой Л. Д. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа", Администрации муниципального района "Газимуро-Заводский район" Забайкальского края, Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда и возложении обязанности, удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа" недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период: с "Дата"г. по "Дата"г. в пользу Муратовой Л. Д. в размере "данные изъяты" (без вычета НДФЛ).
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа" компенсацию морального вреда в пользу: Муратовой Л. Д. в размере "данные изъяты" (без вычета НДФЛ).
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа" выплачивать Муратовой Л. Д. при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ с 1 января 2015 года - 5965 рублей в месяц, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон от 01.12.2014 г. N 408-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" или до прекращения трудовых отношений.
Обязать Администрацию муниципального района "Газимуро-Заводский район", Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в случае недостаточности денежных средств у Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа" профинансировать денежными средствами образовательное учреждение для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы в пределах, выделяемых на эти цели субвенций из краевого бюджета, направленных на оплату труда работников образовательных учреждений.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа" государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 100 (сто) рублей.
Заслушав доклад судьи Ануфриевой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Муратова Л.Д. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что с "Дата" работает в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении "Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа" в должности уборщика служебных помещений. Размер её начисленной заработной платы с "Дата" по "Дата" составлял "данные изъяты". в месяц и включал в себя: оклад в размере - "данные изъяты"., районный коэффициент 40% - "данные изъяты" руб.
Истец считает, что включение компенсационных выплат, а именно районного коэффициента и процентной надбавки в размер ее заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, нарушает ее трудовые права и не соответствует положениям и нормам международного права, Конституции РФ и Российскому трудовому законодательству. Установление повышенной оплаты труда, а именно районных коэффициентов и процентной надбавки к заработной плате по своей правовой природе есть компенсация за труд в местностях с особыми климатическими условиями. То есть, данный вид выплаты по своему основанию не связан с количеством и качеством выполняемого труда. И основанием для его выплаты является то, что она работает в особых климатических условиях. Следовательно, данный вид выплаты должен выплачиваться сверх вознаграждения за труд, равного МРОТ, а не применяться как средство доведения размера всей ее зарплаты до МРОТ, поскольку является одним из видов государственной гарантии. Размер ее вознаграждении за труд, не смотря на прямой запрет на дискриминацию, при установлении и изменений условий оплаты труда снижен по сравнению с установленным и гарантированным Конституцией РФ минимальным размером оплаты труда, поскольку работодатель в нарушение требований Конституции РФ и трудового законодательства включает полагающиеся ей компенсационные выплаты за работу в суровых климатических условиях в равный МРОТ размер вознаграждения за труд. С "Дата" года, размер ее вознаграждения за труд без включения компенсационных выплат должен составлять в месяц 5965 руб.00 коп. Просила взыскать с ответчика МБОУ "Газимуро-Заводская СОШ" недоначисленную и невыплаченную ей заработную плату за период с "Дата" в сумме "данные изъяты" копеек, компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей. Возложить на ответчика МБОУ "Газимуро-Заводская СОШ" обязанность выплачивать ей при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ с 1 января 2015 года - 5965 рублей в месяц, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон от 01.12.2014 N408 - ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" или до прекращения трудовых отношений. Обязать Администрацию муниципального района "Газимуро-Заводский район" профинансировать МБОУ "Газимуро-Заводская СОШ" денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы истцу, в случае недостаточности указанных средств у учреждения.
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 96-110).
В апелляционной жалобе глава МР "Газимуро-Заводского района" - Задорожин Р.О. выражает несогласие с принятым решением, просит его отменить. Полагает, что МБОУ "Газимуро-Заводская СОШ" в силу Устава может нести самостоятельную ответственность за счет собственных средств. Газимуро-Заводский район Забайкальского края не отнесен к районам Крайнего севера. Указывает, что заработная плата в МБОУ начислялась и выплачивалась ежемесячно, состав заработной платы, виды начислений и удержаний излагались доступным способом и неясностей вызвать не могли. Считает, что истец своевременно осведомлена о произведенных работодателем расчетах по начислению заработной платы с момента получения расчетного листка (л.д.123-124).
Стороны, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Муратова Л.Д. в спорный период работала в должности уборщик служебных помещений полный рабочий день в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении "Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа".
Из трудового договора истицы, справок о начислении заработной платы, видно, что на должностной оклад начислялись надбавки за непрерывный стаж работы - 30%, районный коэффициент - 40%, доплата до МРОТ - "данные изъяты"., доплата за вредность "данные изъяты" руб., в октябре доплата за замещение.
С учетом перечисленных выплат, заработная плата Муратовой Л.Д. не превышала минимальный размер оплаты труда, установленный в Российской Федерации, что не соответствует нормам трудового законодательства.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, применил подлежащие применению к правоотношениям сторон нормы материального права (ст.ст. 129, 133, 146 ТК (далее по тексту ТК РФ), ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" N54 от 20 апреля 2007 года, а также положения ст. 237 ТК РФ), представленным по делу доказательствам дал оценку, соответствующую требованиям ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку работодателем были нарушены положения об исчислении заработной платы работникам, работающим в особых климатических условиях при выполнении ими в течение месяца нормы труда и нормы рабочего времени, которым должна быть гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда, но и повышенный размер оплаты труда, обеспечивающийся выплатой надбавок компенсационного характера (районный коэффициент и северная процентная надбавка). Суждения суда в данной части подробно мотивированы и судебной коллегии не представляются ошибочными.
Довод апелляционной жалобы о том, что Газимуро-Заводский район Забайкальского края не отнесен к районам Крайнего севера, не является значимым и не влияет на правильность принятого решения, поскольку при принятии судебного решения судья районного суда не руководствовалась главой 50 ТК РФ, решение в данной части принято со ссылкой на ст. 148 Трудового Кодекса РФ, Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 09.01. 1986 г. N 53 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области", Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.1967г. N512/П-28 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения".
Довод жалобы представителя соответчика о том, что на Администрацию муниципального района "Газимуро-Заводский район" Забайкальского края не может быть возложена обязанность по финансированию заработной платы истицы, работающей в образовательном учреждении, поскольку МБОУ "Газимуро-Заводская СОШ" в силу Устава может нести самостоятельную ответственность за счет собственных средств, судебной коллегией отклоняется в виду его несостоятельности.
Как правильно установилсуд, МБОУ "Газимуро-Заводская СОШ" является бюджетным учреждением. Функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация муниципального района "Газимуро-Заводский район" Забайкальского края, которая должна нести дополнительную ответственность по обязательствам школы по выплате истице недоначисленой заработной платы.
Принимая решение о привлечении Администрации муниципального района к дополнительной ответственности суд, руководствуясь ст. 20 Трудового кодекса РФ, исходил из того, что Администрация муниципального района "Газимуро-Заводский район" Забайкальского края осуществляет функции учредителя и собственника учреждения.
В соответствии с ч. 12 ст. 20 ТК РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.
В силу п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона N273-ФЗ, как и п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
По смыслу приведенных правовых норм финансирование расходов на оплату труда истцу, как работнику образовательного учреждения в спорные периоды осуществлялось за счет денежных средств субъекта Российской Федерации, выделяемых в виде субвенций местным бюджетам.
В соответствии со ст.140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
Статьей 2 Закона Забайкальского края от 23 декабря 2011 года N612-ЗЗК "О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях" установлено, что субвенции местным бюджетам выделяются из бюджета Забайкальского края для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в части финансирования расходов, в том числе, на оплату труда работников общеобразовательных учреждений.
Субвенции местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях, поступившие в доход местных бюджетов, распределяются между муниципальными общеобразовательными учреждениями в соответствии с порядком, утверждаемым нормативным правовым актом органа местного самоуправления, установленного уставом муниципального образования.
Кроме того, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 года N81н утверждены Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.
Пункт 1 Требований устанавливает общие требования к порядку составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее - План).
План составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период (п.3).
Плановые показатели по выплатам формируются учреждением (подразделением) в соответствии с настоящими Требованиями в разрезе выплат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда (п.11).
План государственного (муниципального) бюджетного учреждения (План с учетом изменений) утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п.22).
Таким образом, из системного толкования приведенных норм, следует, что Администрация муниципального района "Газимуро-Заводский район" Забайкальского края принимает участие в распределении финансовых средств, перечисляемых муниципальным бюджетным учреждениям для оплаты труда работников. Поэтому судебная коллегия полагает, что возложение судом первой инстанции на Администрацию муниципального района "Газимуро-Заводский район" Забайкальского края обязанности по финансированию расходов образовательного учреждения на выплату заработной платы работникам является правомерным.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе повторяют позицию соответчика, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Газимуро - Заводского районного суда Забайкальского края от "Дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.