Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Нурмиева М.М. и Шакировой З.И.,
при секретаре судебного заседания Ахмадеевой А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Нурмиева М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Туктаровой К.А. и Туктаровой З.И. - Шагиевой С.В. на решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 07 декабря 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления Туктаровой К.А., Туктаровой З.И. к Правительству Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительству Республики Татарстан, Главному управлению МЧС России по Республике Татарстан, Исполнительному комитету Бавлинского муниципального района Республики Татарстан о признании потерпевшими в результате чрезвычайной ситуации, признании права на выплату финансовой помощи за утрату имущества и взыскании финансовой и единовременной материальной помощи - отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Туктаровой К.А. и Туктаровой З.И. - Шагиевой С.В., поддержавшей доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации Полевой Л.М., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Туктарова К.А. и Туктарова З.И. обратились к Правительству Российской Федерации, МЧС Российской Федерации, Правительству Республики Татарстан, ГУ МЧС России по Республике Татарстан, Исполнительному комитету Бавлинского муниципального района Республики Татарстан с иском о признании потерпевшими в результате чрезвычайной ситуации, взыскании финансовой помощи. В обоснование иска указано, что принадлежащий истицам жилой дом, расположенный по адресу Республика Татарстан, Бавлинский район, "адрес", в апреле 2012 года пострадал в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в Бавлинском районе в связи с весенним паводком. Изначально истицы были включены в списки лиц, пострадавших от чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение финансовой помощи. Финансовая помощь пострадавшим была перечислена 30 декабря 2015 года, после чего истицам стало известно, что они были исключены из списка пострадавших. По мнению истиц, ими был соблюдён порядок оформления документов для выделения материальной помощи, но из соответствующих списков они были исключены по вине должностных лиц. На основании изложенного истицы просили признать их потерпевшими в чрезвычайной ситуации, возникшей в Бавлинском районе с 09 апреля 2012 года по 15 апреля 2012 года, признать за каждой из них право на получение финансовой помощи в размере 50000 руб. в связи с частичной утратой имущества и единовременной материальной помощи в размере 10000 руб., взыскать в пользу истиц по 60000 руб. финансовой помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Истицы Туктарова К.А. и Туктарова З.И. в суд первой инстанции не явились, их представитель Шагиева С.В. в суде первой инстанции иск поддержала.
Представители ответчиков и третьих лиц в суд первой инстанции не явились.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, приняв решение в вышеприведённой формулировке.
В апелляционной жалобе представитель истиц просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым иск удовлетворить. В обоснование жалобы указано, что действующее законодательство не регулирует порядок обращения пострадавших в уполномоченные органы и не устанавливает критериев признания потерпевшими от чрезвычайных ситуаций. По мнению апеллянта, неосведомлённость истиц о сроках и порядке обращения с заявлением о признании потерпевшими не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска. Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции не дал оценки представленным доказательствам, в том числе видеозаписи, справки о затоплении дома и показаниям свидетеля. В жалобе выражается мнение о том, что факт первоначального включения в списки потерпевших является основанием для выплаты материальной помощи.
Представители Правительства Российской Федерации, МЧС Российской Федерации, Правительства Республики Татарстан, ГУ МЧС России по Республике Татарстан, Исполнительного комитета Бавлинского муниципального района Республики Татарстан в суд не явились, извещены надлежащим образом. Поскольку сведений о наличии существенных препятствий для участия указанных лиц в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 1 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В силу положений п.п. 1, 2 ст. 18 того же Федерального закона граждане Российской Федерации в числе иных имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
По делу установлено, что истицы Туктарова К.А. и Туктарова З.И. являются сособственниками жилого дома, расположенного по адресу Республика Татарстан, Бавлинский район, "адрес". Истица Туктарова К.А. зарегистрирована в д. "адрес" с 29 февраля 1996 года; истица Туктарова З.И. зарегистрирована по адресу Республика Башкортостан, "адрес"
В апреле 2012 года в результате разлива реки Ик во время весеннего половодья произошло подтопление названного дома.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что суду не было представлено доказательств своевременного обращения истиц с заявлением о выплате им материальной помощи.
Вывод суда первой инстанции о необоснованности заявленных требований судебная коллегия полагает верным.
В период возникновения вышеуказанной чрезвычайной ситуации действовали Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от
13 октября 2008 года N750 далее - Правила).
В соответствии с п.п. 2, 4, 5 названных Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации. При обращении, предусмотренном пунктами 2 и 3 настоящих Правил, должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, последствий террористического акта или операции по пресечению террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации. По поручению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассматривает в 3-месячный срок с даты подписания этого поручения вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Согласно абз. 2 п. 6 Правил перечень, формы и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами "г" и "д" п. 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий, утвержденными 02 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с п. 9.2.1 Методических рекомендаций финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 9.2.2 Методических рекомендаций граждане включаются в список на получение финансовой помощи на основании проведенного обследования имущества граждан, по результатам которого составляются акты обследования имущества граждан (приложение N7г), которые являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества.
По смыслу вышеприведенных положений реализация права граждан на оказание государственной помощи при чрезвычайной ситуации носит заявительный характер. Кроме того, финансовая помощь оказывается только при утрате имущества первой необходимости; конкретный размер оказываемой помощи определяется на основании актов обследования жилого помещения, составленными специально созданными комиссиями.
Как указывалось выше, чрезвычайная ситуация имела место в апреле 2012 года. В то же время суду не было представлено допустимых доказательств того, что истицы своевременно обратились с заявлением о проведении обследования названного дома и включении их в список пострадавших от чрезвычайной ситуации. В материалы дела представлено лишь их заявление от 09 января 2013 года и не утверждённые акты обследования частного жилого помещения без указания даты их составления. Из материалов дела и пояснений сторон следует, что указанные акты были составлены после обращения истиц в органы местного самоуправления в 2013 году.
Таким образом, акт обследования жилого дома в установленные сроки не составлялся, факт утраты и повреждения имущества истиц объективно не подтвержден. Сам по себе факт наличия у истиц на праве собственности недвижимого имущества, находящегося в районе чрезвычайной ситуации, в отсутствие доказательств повреждения имущества первой необходимости не может служить основанием для удовлетворения иска.
Поскольку в данном случае порядок оформления документов для предоставления единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество не соблюден, то суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска.
Судебная коллегия отмечает при этом, что Туктарова З.И. во всяком случае не может претендовать на получение финансовой помощи, поскольку в силу вышеприведённых положений одним из обязательных условий для получения такой помощи является регистрация по месту жительства в жилом помещении, поврежденном при чрезвычайной ситуации. В то же время, как указывалось выше, Туктарова З.И. зарегистрирована по месту жительства не в д. Уба, а в г. Октябрьский.
При таких обстоятельствах сам по себе факт включения истиц в список граждан, проживающих на территории сельского поселения и претендующих на оказание финансовой помощи не может служить основанием для удовлетворения иска. Судебная коллегия отмечает, что имеющийся в материалах дела список по существу является перечнем лиц, являющихся собственниками жилых помещений или зарегистрированных на территории сельского поселения, и не подтверждает утрату каждым из включённых в него лиц имущества первой необходимости.
Довод жалобы о том, что действующее законодательство не регулирует порядок обращения пострадавших в уполномоченные органы и не устанавливает критериев признания потерпевшими от чрезвычайных ситуаций, опровергается вышеприведёнными нормами материального права.
Довод жалобы о том, что неосведомлённость истиц о сроках и порядке обращения с заявлением о признании потерпевшими не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска, основан на ошибочном толковании норм закона и приведённых подзаконных актов.
Довод жалобы о том, что суд первой инстанции не дал оценки представленным доказательствам, судебная коллегия принять не может. Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам; в то же время суду не было представлено составленного в установленном порядке акта, который мог бы являться основанием для удовлетворения иска.
Иных доводов к отмене оспариваемого решения апелляционная жалоба не содержит.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным; оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от
07 декабря 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Туктаровой К.А. и Туктаровой З.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий -
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.