Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Габидуллиной А.Г., Гиниатуллиной Ф.И.,
при секретаре судебного заседания Вдовиной Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Фасхутдиновой М.М. на решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 17 декабря 2015 года, которым Фасхутдиновой М.М., отказано в удовлетворении иска к Исполнительному комитету Бавлинского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным решения об исключении из списка получателей субсидии за счет федерального бюджета на приобретение жилья и возложении обязанности восстановить в списках на получение субсидии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Фасхутдиной М.М. - Фасхутдиновой Р.К., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фасхутдинова Р.К., действующая в интересах опекаемого Фасхутдиновой М.М., обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения Исполнительного комитета Бавлинского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком) N 36 от 12 октября 2015 года об исключении из списка получателей субсидии на приобретение жилья и о восстановлении Фасхутдиновой М.М. в списках получателей субсидии. В обоснование иска указала, что Фасхутдинова М.М. является вдовой участника Великой Отечественной войны, инвалидом первой группы. 15 сентября 2010 года Фасхутдиновой М.М. было подано заявление о постановке на учет по улучшению жилищных условий. Решением жилищной комиссии Исполкома от 01 октября 2010 года N 34 Фасхутдиновой М.М. было отказано в постановке на учет по улучшению жилищных условий в связи с тем, что она в 2010 году прописала в квартире своих внуков. 14 января 2015 года Фасхутдиновой М.М. вновь было подано заявление о постановке на учет по улучшению жилищных условий. Решением жилищной комиссии Исполкома от 22 января 2015 года ... Фасхутдинова М.М. в составе семьи 4 человек была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты подачи повторного заявления, а не с даты первоначального обращения - 15 сентября 2010 года. Не согласившись с датой постановки на учет, Фасхутдинова М.М. обратилась с жалобой на действия государственных органов. Решением жилищной комиссии Исполкома от 12 октября 2015 года N 36 Фасхутдинова М.М. исключена из списка получателей субсидии за счет федерального бюджета на приобретение жилья по основанию, что Фасхутдинова М.М. 13 февраля 2012 года подарила квартиру, расположенную по адресу: город Бавлы, "адрес" общей площадью 64,5 кв. м своему сыну Фасхутдинову А.К., чем намеренно ухудшила свои жилищные условия. Решение об исключении Фасхутдиновой М.М. из списка получателей субсидии не соответствует закону, оснований для принятия такого решения не имелось. Тот факт, что Фасхутдинова М.М. 13 февраля 2012 года подарила указанную квартиру своему сыну, не влияет на нуждаемость истца в улучшении жилищных условий, поскольку она также продолжает проживать с семьей сына в указанной квартире и никакого ухудшения или улучшений жилищных условий не состоялось.
Суд первой инстанции принял решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе представитель истца Фасхутдинова Р.К. просит решение суда отменить, указывая на его незаконность и необоснованность. В жалобе отмечается, что оснований для исключения Фасхутдиновой М.М. из списка получателей субсидии за счет федерального бюджета на приобретение жилья, не имелось, поскольку договор дарения, заключенный Фасхутдиновой М.М. со своим сыном не может отразиться на ее жилищные условия ввиду того, что площадь жилья, приходящаяся на одного проживающего, не изменилась. Указывает, что доводы ответчика о намеренном ухудшении жилищных условий Фасхутдиновой М.М. суд должен был рассмотреть с учетом того, что истец является инвалидом первой группы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Как следует из пункта 2 статьи 23.2 названного Закона средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (пункты 4, 5 статьи 23.2).
Согласно пункту 11 статьи 23.2 указанного Закона определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" определена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах"". Изменениями, внесенными в данный нормативный акт указом Президента Российской Федерации от 09 января 2010 года N 30, распространено действие Указа на всех лиц упомянутой категории, а не только вставших на учет до 1 марта 2005 года.
Из материалов дела следует, что Фасхутдинова М.М. решением общественной жилищной комиссии Исполкома от 22 января 2015 года ... признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в составе семьи 4 человек.Принимая решение об отказе в иске, суд исходил из того, что Фасхутдинова М.М. предприняла действия по отчуждению принадлежащего имущества в целях преднамеренного ухудшения жилищных условий. На момент принятия оспариваемого решения от 12 октября 2015 года не истек пятилетний срок с момента отчуждения истцом квартиры, принадлежащей ей на праве собственности.
Доводы представителя истца о том, что сделка по дарению квартиры не может быть расценена как действия по намеренному ухудшению жилищных условий с целью приобретения права состоять на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут служить правовым основанием для удовлетворения иска.
Как видно из материалов дела, Фасхутдинова М.М., 04 января 1932 года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы и преимущества, установленные статьями 20, 21 Федерального закона "О ветеранах".
С 28 июня 1972 года и по настоящее время Фасхутдинова М.М. зарегистрирована и проживает в принадлежавшей ей трехкомнатной квартире общей площадью 64,5 кв. м, расположенной по адресу: город Бавлы, "адрес". Данная квартира принадлежит Фасхутдиновой М.М. на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 01 июня 1998 года. В указанной квартире с 22 мая 2001 года зарегистрирован ее сын Фасхутдинов А.К., с 19 февраля 2010 года внук Фасхутдинов Э.А., с 28 сентября 2010 года - внук Фасхутдинов Р.А. (л.д.41).
Согласно договору дарения от 13 февраля 2012 года Фасхутдинова М.М. передала данное жилое помещение в собственность своего сына Фасхутдинова А.К.
Несмотря на переход права собственности к сыну, Фасхутдинова М.М. продолжает проживать в качестве члена семьи своего сына и пользоваться жилым помещением в том же объеме и на тех же условиях, когда собственником квартиры была она.
Решением жилищной комиссии Исполкома от 12 октября 2015 года N 36 на основании протеста Бавлинской городской прокуратуры решение общественной жилищной комиссии ... отменено и признано недействительным. Фасхутдинова М.М. исключена из списка получателей субсидии на приобретение жилья по основанию, что Фасхутдинова М.М. 13 февраля 2012 года заключила со своим сыном Фасхутдиновым А.К. договор дарения, принадлежащей ей на праве собственной указанной выше квартиры.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно части 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Казанской городской Думы от 01 ноября 2006 года N 10-13 "Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Круг лиц, являющихся членами семьи собственника жилого помещения, определен частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации. К ним относятся супруг собственника жилого помещения, дети и родители данного собственника.
Согласно статье 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из имеющейся в материалах дела выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что 24 февраля 2011 года Фасхутдинов А.К., Фасхутдинова С.А., действующая от себя и от имени несовершеннолетних Фасхутдинова Р.А., Фасхутдинова Э.А., заключили договор купли-продажи квартиры общей площадью 45,6 кв. м по адресу: город Бавлы, "адрес". Данная квартира находится в общей долевой собственности доля ? у Фасхутдинова А.К., его жены и детей (л.д.56).
Исходя из указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая, что Фасхутдинова М.М., Фасхутдинов А.К., Фасхутдинова С.А., Фасхутдинов Р.А., Фасхутдинов Э.А. зарегистрированы в одной квартире, являются членами единой семьи, то определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения должно определяться исходя из суммарной общей площади жилых помещений, занимаемых семьей Фасхутдиновых. Учитывая площадь квартиры 64,5 кв. м, на каждого из членов семьи Фасхутдиновых приходится по 12,9 кв. м общей площади, что свыше учетной нормы даже и без учета размера площади квартиры, приобретенной 24 февраля 2011 года, находящейся в собственности Фасхутдинова А.К., Фасхутдиновой С.А., Фасхутдинова Р.А., Фасхутдинова Э.А.
Учитывая площадь квартиры 64,5 и квартиры 45,6 кв. м (всего 110,1 кв.м), на каждого из членов семьи Фасхутдиновых приходится по 22,02 кв. м общей площади.
Довод апелляционной жалобы о незаконном снятии Фасхутдиновой М.М. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении является необоснованным, поскольку обеспеченность истицы общей площадью жилого помещения составляет более учетной нормы.
Довод жалобы о том, что судом не учтено, что Фасхутдинова М.М. является инвалидом I группы, недееспособной, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку Фасхутдинова М.М. не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, само по себе наличие инвалидности не является безусловным основанием для признания нуждающимся в предоставлении субсидии.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию истицы, изложенную в суде первой инстанции, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу обстоятельствам дал суд первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 199, пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 17 декабря 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Фасхутдиновой М.М. - Фасхутдиновой Р.К. без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.