Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Муртазина А.И.,
судей Губаевой Н.А., Садыковой Э.И.,
при секретаре судебного заседания Зариповой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Губаевой Н.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Гимадиева Ф.Т. Насырова Р.А. на решение Буинского городского суда Республики Татарстан от 21 декабря 2015 года, которым оставлен без удовлетворения иск Гимадиева Ф.Т. к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Буинском районе РТ о включении в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости периодов работы и назначении досрочной пенсии по старости.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав выступления Гимадиева Ф.Т. и его представителя Насырова Р.А. в поддержку жалобы, представителя ГУ - УПФ РФ в Буинском районе РТ Гараевой Р.Т., возражавшей против жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гимадиев Ф.Т. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Буинском районе РТ (далее - УПФР в Буинском районе) о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов работы и назначении досрочной пенсии по старости. В обоснование указав, что решением ответчика N537451/15 от 14 сентября 2015 года ему было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с тем, что в специальный стаж для назначения пенсии не включен период его работы с 21 декабря 1987 года по 31 октября 1994 года в должности каменщика в Буинской ПМК-7. Считает данный отказ незаконным и просил включить данный период в специальный стаж и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения с заявлением о ее назначении.
В судебном заседании Гимадиев Ф.Т. иск поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе представитель Гимадиева Ф.Т. просит решение суда первой инстанции отменить и вынести решение об удовлетворении исковых требований. При этом указывает, что не согласен с выводами суда, поскольку в спорный период истец осуществлял трудовую деятельность именно как каменщик, постоянно работающий в бригаде каменщиков, что подтверждается протоколом заседания совета трудового коллектива по ПМК - 7 от 4 декабря 1989 года.
Судебная коллегия считает решение суда правильным.
В соответствии с п.2. ч.1. ст.30 Закона РФ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2002 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 указанного Федерального закона, на один год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства от 18 июля 2002 года N 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом указанного подпункта.
В разделе XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N 2 постановлением Кабинета Министров СССР от 09 августа 1991 года N 591 включена позиция 2290000а-12680 - каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.
При этом Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, и действовавшим до 1 января 1992 года, работа каменщика (кроме каменщиков на горячих работах, футеровщиков - каменщиков в определенных производствах) не предусмотрена.
Таким образом, право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях предусмотрено только для каменщиков, постоянно работавших в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, и не предоставлено для других каменщиков.
Вопрос о включении той или иной работы в соответствующие списки относится к компетенции Правительства Российской Федерации, и включение в списки определенной работы одной и той же профессии обусловлено различными условиями труда, в связи с чем гражданам предоставляются различные льготы, в том числе и по пенсионному обеспечению.
Из материалов дела следует, что Гимадиев Ф.Т. обратился в УПФР в Буинском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением ответчика N 537451/15 от 14 сентября 2015 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии, ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. В льготный стаж не включен период работы с 21 декабря 1987 года по 31 октября 1994 года в качестве каменщика в Буинском ПМК - 7.
Отказывая в удовлетворении иска о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда вышеуказанного периода, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что факт постоянной занятости истца на работах в связи с тяжелыми условиями труда в течение полного рабочего дня в должности каменщика, постоянно работающего в бригаде каменщиков в спорные периоды, не подтвержден.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается.
Доводы, апелляционной жалобы истца, судебная коллегия отклоняет, поскольку должности "каменщик" не соответствуют Списку N2, а, следовательно, работа в данной должности не дает права на пенсию на льготных основаниях. Имеющиеся в материалах дела документы не содержат данные о том, что в спорные периоды работа Гимадиева Ф.Т. была связана именно с постоянной работой в бригаде каменщиков или в специализированном звене каменщиков комплексных бригад.
Из трудовой книжки следует, что в указанные периоды истец работал каменщиком. Названный документ, указывая лишь на наименование должности, не содержит, тем не менее, каких-либо данных, раскрывающих характер выполняемой истцом работы, и не позволяет соотнести его трудовые функции с должностями, работами, перечисленными в соответствующем Списке N 2.
Представленные истцом протокол, также не содержат сведений о его занятости в спорные периоды в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, что является необходимым условием для подтверждения факта работы в особых условиях труда и соответственно зачета этих периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Доводы жалобы о том, что свидетель Хамматов И.Х. может подтвердить работу истца в должности каменщика в бригаде, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 4, 6, 28 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства N 555 от 24.07.2002 г., основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Кроме того, периоды работы на территории РФ до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Следовательно, характер работы подтверждается только письменными доказательствами, что также разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Кроме того, в силу ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", свидетельскими показаниями могут подтверждаться лишь периоды работы в порядке, предусмотренном Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа; характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что указанные работы по специальности каменщика осуществлялись истцом в составах бригады каменщиков или специализированных звеньев каменщиков комплексных бригад, суду, в том числе апелляционной инстанции, не представлено, по делу не установлено.
Иные доводы апелляционной жалобы, направлены на иную оценку доказательств по делу, аналогичны доводам, приведенным при рассмотрении дела по существу в суде первой инстанции, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований к отмене состоявшегося судебного постановления.
При таких данных судебная коллегия считает, что решение суда основано на анализе пенсионного законодательства, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые были надлежащим образом исследованы и оценены.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.199, п.1 ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Буинского городского суда Республики Татарстан от 21 декабря 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Гимадиева Ф.Т. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.