Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Габидуллиной А.Г., Гиниатуллиной Ф.И.,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе С.Р.Т. на решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 14 декабря 2015 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований С.Р.Т. к МКУ "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО г.Казани" о признании незаконным решения жилищной комиссии об исключении из списка получателей государственного жилищного сертификата и возложении обязанности восстановления в списке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав возражения представителя МКУ "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО г.Казани" - Б.Л.А. относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.Р.Т. обратилась в суд с иском к МКУ "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО г.Казани" о признании незаконным решения жилищной комиссии об исключении из списка получателей государственного жилищного сертификата и возложении обязанности восстановления в списке. В обоснование иска указано, что 10 апреля 1997 года истица и члены ее семьи были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма; с 2004 года семья истицы состоит на учете по категории многодетная семья, имеющая пять и более детей, в составе шести человек: истица, сын С.Б.З., сын С.Р.З., дочь С.Л.З., дочь Р.Э.З., и дочь С.Э.З. В апреле 2015г. истица обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и лишь 13 октября 2015 года получила ответ на свое обращение. 28 апреля 2015 года ей был дан ответ согласно которому по решению жилищной комиссии ответчика от 27 апреля 2015 года истица исключена из списка получателей государственного жилищного сертификата в связи с утратой оснований. Свой отказ ответчик мотивирует тем, что дочь истицы Р.Э.З. создала свою семью: зарегистрировала брак с Р.Н.Р. 27 ноября 2010 года и имеет дочь Р.З.Н. Истица с данным отказом не согласна, считает его не законным и нарушающим ее права и противоречащим нормам действующего законодательства.
В судебное заседание С.Р.Т. не явилась, от представителя истицы поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истицы и ее представителя, исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель МКУ "Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИК МО г.Казани" - А.Т.П. исковые требования не признала.
Представитель Управления жилищной политики ИК МО г.Казани о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в суд не явился.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе С.Р.Т. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на доводы искового заявления и на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. В обоснование доводов жалобы указывает, что данным отказом ответчика нарушается конституционное право на жилье истицы и членов ее семьи.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно ст.33 ЖК РСФСР, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, предусматривалось, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений включаются в отдельные списки.
В силу ч.8 ст.36 ЖК РСФСР, матерям, которым присвоено звание "Мать - героиня", многодетным семьям (имеющим трех и более детей) и одиноким матерям, нуждающимся в улучшении жилищных условий жилые помещения предоставлялись в первоочередном порядке.
В соответствии со ст.6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей статьи.
Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 01 марта 2005 года, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В силу п."ж" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечении.
16 мая 2008 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято Постановление N326 "О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного за ними жилого помещения".
Постановлением были утверждены Правила выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного за ними жилого помещения.
Согласно п.2 Правил сертификат является именным свидетельством, удостоверяющего право гражданина на получение за счет средств бюджета Республики Татарстан субсидии для приобретения жилого помещения.
В соответствии с подп."а" п. 4 Правил (с учетом изменений, внесенных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 декабря 2011 года N1021), право на получение сертификата имеют следующие категории граждан, состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий: многодетные семьи, имеющие пять и более детей, зарегистрированных и проживающих с родителями и не образовавших свои семьи (к детям многодетной семьи, образовавшим свои семьи, относятся совершеннолетние дети, состоящие в браке или имеющие своего ребенка (детей).
Из материалов дела следует, что С.Р.Т. с семьей в составе пяти человек с 10 апреля 1997 года поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
С 2002 года семья С.Р.Т. в составе шести человек - истица, супруг истицы и четверо детей состояла также на учете по отдельному списку лиц, пользующихся правом на первоочередное получение жилья, как многодетная семья.
02 декабря 2002 года брак между супругами С прекращен.
25 января 2004 года у истицы родился еще один ребенок - С.Р.З.
По категории многодетная семья, имеющая пять и более детей, семья С.Р.Т. состоит на учете с 2004 года в составе шести человек - истица, сын С.Б.З., 1994 года рождения, сын С.Р.З., 2004 года рождения, дочь С.Л.З., 1996 года рождения, дочь Р.Э.З., 1988 года рождения и дочь С.Э.З., 1986 года рождения.
Семья С была зарегистрирована по месту жительства в "адрес" площадью 36,5 кв.м.
В январе 2007 года истице по программе социальная ипотека была предоставлена "адрес" общей площадью 73,92 кв., в которой по настоящее время проживает истица и ее семья.
Распоряжением Главы администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского района г.Казани от 08 мая 2015 года за N608р исключена из списка граждан-получателей жилищных сертификатов в связи с утратой оснований С.Р.Т., состоящая на учете нуждающихся в жилых помещения по договорам социальной найма с 10 апреля 1997 года и включенная в список на получение государственного жилищного сертификата с 20 февраля 2004 года по категории многодетные семьи, имеющие пять и более детей, в связи с тем, что дочь истицы Р.Э.З. создала свою семью.
Отказывая в удовлетворении требований истицы, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в 2015 году С.Р.Т. обоснованно была исключена из списка очередников Администрацией Авиастроительного и Ново - Савиновского районов ИК МО г.Казани в связи с утратой одного из оснований для получения права состоять на учете для получения сертификата, поскольку на момент возможности получения жилищного сертификата согласно установленной очередности, основания, предусмотренные п.п. "а" пункта 4 Правил, послужившие для постановки на очередь, отпали. Дочь истицы Р.Э.З. создала свою семью, в связи с чем, семья истицы утратила статус многодетной семьи, имеющей пять и более детей.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и соответствуют нормам права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
По своей правовой природе мера социальной поддержки в виде предоставления на безвозмездной основе субсидии для обеспечения жильем многодетных семей не относится к обязательным видам социального обеспечения и, по существу, выступает в качестве дополнительного способа повышения уровня жизни указанных семей.
Республика Татарстан в силу федерального законодательства самостоятельно определяет условия и порядок предоставления субсидии для обеспечения жильем многодетных семей, принимая во внимание, в том числе, и возможности бюджета республики.
Данная мера социальной поддержки носит целевой характер и предоставляется многодетной семье, которая состоит в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и характеризуется признаками, предусмотренными в положениях: определенным количеством детей, зарегистрированных и проживающих с родителями и не образовавших свои семьи.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию истицы при рассмотрении дела в суде первой инстанции и выражают несогласие с выводами суда, поэтому отклоняются судебной коллегией, как основанные на неправильном толковании норм материального права. Указанные доводы являлись предметом судебного исследования и были признаны несостоятельными с приведением в решении убедительных мотивов.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329, ст. 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда г.Казани от 14 декабря 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу С.Р.Т. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.