Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Мочаловой Ю.Р.,
судей Терехина В.А., Сафиной М.М.,
при секретаре судебного заседания Гиниатуллине Э.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Мочаловой Ю.Р. административное дело по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 2 ноября 2015 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Маркеловой Т.К. к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан о признании незаконным решения об осуществлении государственного кадастрового учета объекта, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет части жилого дома удовлетворить.
Признать незаконным решение филиала Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан N1600/501/15-108957 от 10 августа 2015 года об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Обязать филиал Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан произвести государственный кадастровый учет части жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего Маркеловой Т.К.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Хабибуллиной Э.Р. в поддержку апелляционной жалобы, Маркеловой Т.К., возражавшей ее удовлетворению, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Маркелова Т.К. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан) об отказе в осуществлении кадастрового учета.
В обоснование требований указала, что является собственником части жилого дома, расположенного по адресу: "адрес". Ранее этот дом принадлежал нескольким собственникам на праве общей долевой собственности, но решением Кировского районного суда города Казани от 6 февраля 2015 года произведен реальный раздел жилого дома, и в собственность Маркеловой Т.К. передана часть помещений под литерами А, а1, Г2, Г3, Г4, Г9, Г10, Г11, крыльцо.
Маркелова Т.К. обратилась ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан о постановке на государственный кадастровый учет части здания, состоящего из названных помещений.
Однако 10 августа 2015 года названным органом принято решение N1600/501/15-108957 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета этого объекта, в связи с тем, что часть домовладения не является самостоятельным объектом недвижимости, подлежащим постановке на кадастровый учет.
Полагала такое решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан незаконным и нарушающим право Маркеловой Т.К. на распоряжение своей собственностью.
В судебном заседании суда первой инстанции Маркелова Т.К. заявленные требования поддержала.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан административный иск не признала.
Суд принял решение об удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" просит решение суда отменить, ссылаясь на положения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", из которых делает вывод, что законом не предусмотрена возможность постановки на кадастровый учет как объекта недвижимости части здания (помещения).
Судебная коллегия приходит к следующему.
Статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет лицу право оспаривания в порядке административного судопроизводства решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
Из материалов дела следует, что 31 июля 2015 года Маркелова Т.К. обратилась в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет части жилого дома, расположенного по адресу: "адрес"
Решением N1600/501/15-108957 от 10 августа 2015 года в осуществлении кадастрового учета отказано на том основании, что помещение, о постановке которого на учет как самостоятельного объекта просит заявитель, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Удовлетворяя требования Маркеловой Т.К., суд первой инстанции исходил из того, что вступившим в законную силу решением Кировского районного суда города Казани от 6 февраля 2015 года произведен реальный раздел жилого дома, и в собственность Маркеловой Т.К. передана часть его помещений.
Между тем указанным решением суда не возложена обязанность по постановке на кадастровый учет выделенных помещений либо о государственной регистрации права собственности на них.
Государственный кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон).
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Статьей 7 Федерального закона установлен состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости.Так, в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение; вид жилого помещения (комната, квартира), если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме.
Исходя из статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
При этом Градостроительный кодекс Российской Федерации (часть 2 статьи 49) выделяет, в том числе, такие виды объектов капитального строительства, как:
объекты индивидуального жилищного строительства, под которыми понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи;
жилые дома блокированной застройки - это жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Постановка на государственный кадастровый учет жилых помещений в индивидуальном жилом доме и последующее их введение в гражданский оборот в качестве самостоятельных объектов гражданских прав не предусмотрено действующим законодательством и прямо запрещено вступающим в силу с 1 января 2017 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (часть 7 статьи 41).
Согласно действующему законодательству помещения (квартиры) могут располагаться только в многоквартирном доме (пункт 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации), который, в свою очередь, может располагаться на земельном участке, предусматривающем возможность размещения и эксплуатации многоквартирного дома.
Как пояснила в суде апелляционной инстанции представитель ФГБУ "ФКП Росреестра", в рассматриваемом случае разрешенным видом использования земельного участка является индивидуальное жилищное строительство.
Определение объекта в качестве объекта недвижимости и подтверждение его существования в качестве такового осуществляется органом кадастрового учета при рассмотрении документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, с учетом положений нормативных правовых актов, составляющих правовую основу регулирования кадастровых отношений.
Из представленного Маркеловой Т.К. технического паспорта усматривается, что он составлен на литера А, а1 дома "адрес". При этом не определен статус этого ранее индивидуального жилого дома ... после его раздела и передачи в собственность трем разным семьям (многоквартирный, блокированной застройки).
Пунктом 1 части 2 статьи 27 Федерального закона установлено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом.
Поскольку литера А, а1, в отношении которых Маркеловой Т.К. подано заявление об осуществлении кадастрового учета, не поименованы частью 5 статьи 1 Федерального закона, что в соответствии с действующим законодательством является основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета, оспариваемое решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан по отказу в постановке на государственный кадастровый учет соответствует требованиям закона.
Часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает возможность удовлетворения заявленных требований только в том случае, если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таких оснований по делу не имеется, и, следовательно, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска Маркеловой Т.К.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311, пунктами 1 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 2 ноября 2015 года по данному делу отменить и принять новое решение.
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Маркеловой Т.К. об оспаривании решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан N1600/501/15-108957 от 10 августа 2015 года об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.