Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Каминского Э.С.
судей Ибрагимова Р.С. и Терехина В.А.
при секретаре Гиниатуллиной Р.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Терехина В.А. административное дело по апелляционной жалобе представителя Насибуллиных И.З. и Э.А. - Вафина Ф.Ф. на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 17 декабря 2015 г.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Насибуллиных И.З. и Э.А. - Вафина Ф.Ф., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Представитель Насибуллиных И.З. и Э.А. - Вафин Ф.Ф. обратился в суд с административным иском к отделу Управления Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан в Альметьевском районе о возложении обязанности зарегистрировать административных истцов по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес"; указал на то, что с 2009 года Насибуллины И.З. и Э.А. проживают без регистрации в названном доме по договору найма жилого помещения, обратились за регистрацией в нем, однако в этом им незаконно отказали.
Представитель отдела Управления Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан в Альметьевском районе административный иск не признал.
17 декабря 2015 г. суд вынес решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В апелляционной жалобе выражается несогласие с решением, ставятся вопросы о его отмене и принятии по административному делу нового решения.
Возражение относительно апелляционной жалобы не поступило.
Представитель административных истцов в заседании суда апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал; остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещены.
Судебная коллегия находит решение подлежащим отмене.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:
паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.
Согласно абзацам первому - четвертому пункта 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 N 713 (с последующими изменениями), гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:
документ, удостоверяющий личность;
заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
В соответствии с абзацем первым пункта 18 названных Правил органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов, за исключением случая, предусмотренного абзацем седьмым пункта 16 настоящих Правил, регистрируют граждан по месту жительства и выдают гражданину или лицу, ответственному за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, от которых поступили документы, паспорт гражданина с отметкой о регистрации по месту жительства или свидетельство о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста.
Из дела усматривается, что 8 июля 2008 г. Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и государственное бюджетное учреждение "Калейлес" заключили договор, согласно которому за учреждением закреплены на праве оперативного управления, помимо прочего, два жилых дома, расположенных в "адрес"
5 июня 2009 г. между ГБУ " "данные изъяты"" (в настоящее время - ГБУ " "данные изъяты"") и Насибуллиным И.З. был заключен договор найма дома 54 (в настоящее время - дом 65) по "адрес", на основании которого супруги Насибуллины И.З. и Э.А. вселились в это жилое помещение. До настоящего времени они проживают в нем без регистрации.
21 октября 2015 г. Насибуллин И.З. обратился к административному ответчику с заявлением о регистрации его с супругой в указанном жилом помещении, в чем ему 28 октября 2015 г. было фактически отказано.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из правомерности данного отказа; при этом суд сослался на то, что в договоре найма не указано, кто из членов семьи нанимателя вселяется в жилое помещение; договор о закреплении имущества в оперативное управление не был перезаключен по истечении трехлетнего срока, как это предусмотрено пунктом 4.2 договора; право оперативного управления спорным жилым помещением не зарегистрировано.
Судебная коллегия с выводом суда о необходимости отказа в удовлетворении административного иска согласиться не может, а названные обстоятельства, положенные судом в основу решения, считает не имеющими правового значения по настоящему административному делу.
Право проживания административных истцов в доме "адрес", упомянутый договор найма кем-либо не оспорены; доказательств обратного в материалах дела не содержится.
Наймодатель этого жилого помещения - ГБУ " "данные изъяты"" - считает необходимым зарегистрировать их в нем.
Регистрация гражданина по месту жительства носит производный характер от права его проживания в соответствующем жилом помещении.
Сведений о том, что при обращении за регистрацией Насибуллин И.З. не представил какие-либо документы, о которых ведется речь в приведенных выше нормах Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 N 713, в деле также не содержится.
Таким образом, законные основания для отказа административным истцам в их регистрации по месту жительства в доме "адрес" в данном случае отсутствовали.
При изложенных обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь п.2 ст.309, ст.311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 17 декабря 2015 г. отменить и принять по административному делу новое решение.
Обязать отдел Управления Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан в Альметьевском районе зарегистрировать Насибуллина И.З. и Насибуллину Э.А. по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес"
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.