Судья Верховного Суда Республики Татарстан Е.В. Верхокамкин при секретаре судебного заседания Р.Р. Касимове, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ильнара ФИО9 на решение судьи Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 14 декабря 2015 года, вынесенное в отношении заявителя по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Тукаевскому району от 09 ноября 2015 года ФИО11 был привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
ФИО20 обратился с жалобой на указанное постановление должностного лица в Тукаевский районный суд Республики Татарстан.
Решением судьи Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 14 декабря 2015 года постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, ФИО10 ставит вопрос об отмене решения судьи районного суда.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника ФИО12, полагаю, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для назначения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Общий порядок и условия рассмотрения дела, которыми должны руководствоваться все органы административной юрисдикции, установлены статьей 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, при рассмотрении дела об административном правонарушении:
1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:
а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;
9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.
При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Отсюда следует, что установление обстоятельств, имеющих значение для дела и определенных статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследование представленных материалов, а также совершение иных процессуальных действий должно осуществляться строго в рамках установленной процедуры, которая направлена на реализацию задач производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и на создание условий для реализации права на защиту.
Вынесение постановления вне предусмотренного порядка рассмотрения дела влечет признание такого акта незаконным.
Из материалов дела видно, что 03 ноября 2015 года в отношении ФИО19 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В тот же день уполномоченным должностным лицом было вынесено определение о назначении дела к рассмотрению на 08 часов 00 минут 09 ноября 2015 года.
ФИО17 в назначенное время явился к исполняющему обязанности главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Тукаевскому району ФИО16 для участия в рассмотрении дела. Между тем, фактически дело должностным лицом не рассматривалось. Как признался ФИО18 в судебном заседании у судьи районного суда, он не присутствовал при рассмотрении дела, а лишь подписал подготовленное постановление.
Следовательно, порядок привлечения ФИО13 к административной ответственности был существенно нарушен, поскольку в противоречие с требованиями части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ему не была предоставлена возможность полноценно осуществлять свою защиту от привлечения к административной ответственности, в том числе путем выражения правовой позиции относительно обстоятельств дела, а также принятия участия в исследовании и проверке доказательств, положенных в основу выводов о его виновности. Это нарушение не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Между тем, судья районного суда, рассматривая жалобу на постановление должностного лица, приведенные обстоятельства оставил без внимания и не дал им никакой правовой оценки.
Таким образом, учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек, постановление должностного лица и решение судьи районного суда по жалобе на него являются незаконными и подлежат отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Тукаевский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
жалобу ФИО14 удовлетворить.
Постановление исполняющего обязанности главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Тукаевскому району от 09 ноября 2015 года и решение судьи Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 14 декабря 2015 года, вынесенные в отношении ФИО15 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Тукаевский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Судья Е.В. Верхокамкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.