Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.
судей Сударьковой Е.В., Емельянова В.А.
при секретаре Севрюкове С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова В.А. гражданское дело по иску Тимонина "данные изъяты" к ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании права на участие в подпрограмме и обязании ФСИН России выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилья
по апелляционной жалобе представителя Тимонина Н.И. Райхман М.И.
на решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 12 ноября 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Тимонину "данные изъяты" к ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о признании права на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N1050; обязании выдать государственный жилищный сертификат для приобретения жилья, отказать в полном объеме".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тимонин Н.И., являясь пенсионером ФСИН России и проживая в поселке "данные изъяты" района Красноярского края, состоит в списке граждан, подлежащих переселению из поселка учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности, а также участников федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 год. Однако сертификат ему выдан не был, поскольку им не предоставлено обязательство о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения.
Тимонин Н.И. обратился в суд с иском к ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю, просил признать за ним право на участие в подпрограмме федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, обязать ФСИН России выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилья.
Требования мотивировал тем, что с "данные изъяты" года на основании договора коммерческого найма проживает в жилом помещении, которое принадлежит на праве собственности его брату, другого жилья не имеет, в этой связи, справку о сдаче жилого помещения либо обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения ответчику представить не может.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Тимонин Н.И. просит об отмене судебного решения, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Тимонина Н.И. Райхман М.И., представителя ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю Новикова А.М., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N153, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
В силу пп."б" п.5 Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
В рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие указанным в п.5 Правил требованиям и изъявившие такое желание. Порядок обращения с заявлением об участии в подпрограмме и перечень прилагаемых к нему документов предусмотрены п.19 Правил.
Согласно п.п."а" п.18 Правил, ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выдачу сертификатов, указанным в п.п."а" и "б" п.5 Правил сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), содержащимся за счет средств федерального бюджета и увольняемым со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, признанным в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), а также гражданам, уволенным со службы по указанным основаниям, и состоящим после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Распоряжением Правительства РФ от 07.10.2004 г. N1291-р пос. "данные изъяты" района Красноярского края включен в Перечень поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
Как следует из материалов дела, истец в период с "данные изъяты" годы проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, относящихся к ведению ГУФСИН России по Красноярскому краю. В "данные изъяты" году был уволен со службы по п."е" ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, то есть по сокращению штатов. Общая продолжительность службы составила "данные изъяты" год (л.д.3, 83).
Согласно справке ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 14.04.2014 г. Тимонин Н.И. с 30.05.1985 г. проживает по адресу: "данные изъяты", бронированного жилья не имеет и подлежит переселению. Помимо него в указанном жилом помещении проживают члены его семьи: сын - Тимонин А.Н., дочь - Таранова Т.Н., внучка - Таранова П.Д. (л.д.65).
При этом, жилой дом по указанному адресу был приобретен братом истца Тимониным М.И. у гражданина Овсейко П.А. по договору купли-продажи от 14.05.1985 г., зарегистрированному в установленном порядке 27.08.1985 г. (л.д.85).
Как следует из выписки из домовой книги от 08.04.2014 г. в жилом помещении по адресу: "данные изъяты", зарегистрированы истец - с 30.10.1985 г., Тимонин А.Н. - с 24.12.2003 г., Таранова (Тимонина) Т.Н. - с 13.08.2013 г., Таранова П.Д. - с 04.03.2014 г. (л.д.73).
Помимо этого, в дело представлены договоры аренды жилого помещения, заключенные между Тимониным М.И. (Арендодатель) и Тимониным Н.И., Тимониным А.Н., Тарановой (Тимониной) Т.Н. (Арендаторы) за период с 20.03.2010 г. по 20.11.2014 г. - сроком на 11 месяцев каждый, согласно которым, Арендодатель сдает, а Арендаторы принимают в аренду две комнаты, жилой площадью 26,2 кв.м., находящиеся по адресу: "данные изъяты" (л.д.67-71).
Таким образом, из материалов дела следует, что с "данные изъяты" года по день вынесения судом первой инстанции решения по настоящему делу фактическим местом проживания Тимонина Н.И. было указанное жилое помещения в "данные изъяты". Иных жилых помещений истец и проживающие совместно с ним лица на правах собственности, социального найма или иных вещных правах не имеют.
14.06.2008 г. истец обратился в ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю с заявлением (рапортом) о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (л.д.84).
Решением жилищно-бытовой комиссии УРУОУХД ГУФСИН края от 31.07.2008 г. Тимонин Н.И. с членами семьи включен в список на участие в программе "Жилище" на 2004-2010 годы как лицо, проживающее в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности и подлежащее переселению из такого поселка (л.д.83).
12.05.2014 г. истец обратился в жилищную комиссию ГУФСИН России по Красноярскому краю с заявлением (рапортом) о выдаче ему государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Красноярского края (л.д.62).
В этой связи, Тимонин Н.И. с составом семьи 4 человека включен ГУФСИН России по Красноярскому краю в сводный список граждан - участников подпрограммы на 2015 год по категории граждан, подлежащих переселению из поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности, под N29 (л.д.60-61, 86).
Между тем, письмом ГУФСИН России по Красноярскому краю от 18.09.2014 г. истцу были разъяснены положения действующего законодательства, регламентирующего условия выдачи государственного жилищного сертификата, а также указано, что им в нарушение п.44 Правил не предоставлена справка о сдаче жилого помещения (л.д.7-8).
Как усматривается из материалов дела, причиной невыдачи Тимонину Н.И. государственного жилищного сертификата в 2015 году послужило неполное предоставление истцом всех необходимых документов, в частности, в нарушение подпунктов "ж", "з" п.44 Правил, не предоставление обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения, либо справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилого помещения по последнему месту службы.
Подпункт "б" п.5 Правил устанавливает, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Основанием для отказа в выдаче государственного жилищного сертификата является не предоставление или неполное предоставление гражданином документов (п.44 (1) Правил).
Согласно подпунктам "ж", "з" п.44 Правил для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет, в том числе: обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения, - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" п.16.1 Правил; справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы (службы) - для граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" и "б" п.5 Правил, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений.
Исходя из положений пунктов 16, 16.1 Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в размере по 18 кв.м. на каждого члена семьи, при численности семьи 3 человека и более. Норматив, указанный в п.16 Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.
Так, истец с "данные изъяты" года проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: "данные изъяты", принадлежащем на праве собственности его брату, который в свою очередь все это время проживает с семьей в другом населенном пункте, что следует из договоров найма жилого помещения и подтверждается материалами дела.
В этом жилом помещении с 30.05.1985 г. до дня рассмотрения настоящего дела судом истец постоянно проживал вместе со своей семьей, не имея при этом иных жилых помещений, и соответственно лишен возможности предоставить обязательство о сдаче жилого помещения.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что Тимонин Н.И. и члены его семьи, не имеющие в собственности иных жилых помещений, постоянно проживающие в поселке учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности и подлежащие переселению из него, в силу п.п."б" п.5 Правил, не имеют права на государственную финансовую поддержку по обеспечению граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N1050, в форме предоставления за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, судебная коллегия находит неправильным.
Так, само по себе отсутствие у истца в собственности или на праве социального найма жилого помещения не может повлечь за собой прекращение права Тимонина Н.И. на участие в вышеуказанной жилищной подпрограмме и на получение государственного жилищного сертификата, поскольку статус истца, как нуждающегося в получении жилья и подлежащего переселению из поселка учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности, не изменился.
Истцом в адрес ответчиков предоставлен полный пакет документов, необходимых для принятия положительного решения о выдаче ему государственного жилищного сертификата.
Данные обстоятельства полностью подтверждаются материалами исследованного в суде апелляционной инстанции Учетного дела в отношении Тимонина Н.И., представленного ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Доказательства, подтверждающие наличие у истца или членов его семьи какого-либо другого подлежащего сдаче в соответствии с требованиями действующего законодательства жилого помещения, получения жилого помещения в период службы или намеренного ухудшения своих жилищных условий, отсутствуют и ответчиком не представлены. Учетное дело в отношении истца, предоставленное ГУФСИН России по Красноярскому краю, таких данных также не содержит.
Отсутствие в данном случае у истца объективной возможности предоставить обязательство о сдаче жилья не может повлиять на право истца получить в установленном порядке государственный жилищный сертификат, так как в случае расторжения договора коммерческого найма и выезда из указанного жилого помещения, он приобретает статус лица, не имеющего жилых помещений для постоянного проживания и также подлежащего переселению из п. Нижний Ингаш в рамках существующей жилищной подпрограммы.
В соответствии с п.п.7 п.20 Приказа ФСИН России от 16.05.2012 г. N267 "Об утверждении Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в уголовно-исполнительной системе", для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет в территориальный орган ФСИН России или учреждение, непосредственно подчиненное ФСИН России, в том числе: обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" п.16.1 Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания.
При этом, как следует из положений пунктов 16, 16.1 Правил, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается по 18 кв.м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. Указанный норматив применяется, в том числе, при расчете размера социальной выплаты, если гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания.
Таким образом, поскольку действующее законодательство предусматривает возможность переселения граждан, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания, из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, при этом, в данном случае оформление обязательства о сдаче жилья не требуется (поскольку его нет и объективно быть не может), истец в любом случае имеет право на получение социальной выплаты путем предоставления ему государственного жилищного сертификата.
Вместе с тем, каких-либо условий о том, что из подобного рода населенных пунктов (поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности) могут быть переселены исключительно граждане, имеющие в этом поселке жилые помещения на праве собственности или на условиях социального найма, действующее законодательство не содержит.
При таких данных, дача обязательства о сдаче своего жилья при предоставлении ГЖС правомерна в отношении только тех граждан - участников подпрограммы, которые реально обладают жилыми помещениями, но уклоняются от их сдачи, поскольку иное толкование приводит к неравенству прав между гражданами - участниками подпрограммы, которые имеют жилье в этом поселке, дают обязательство его сдать, а затем получают ГЖС, переселяются из поселка и такими же гражданами, но которые такого жилья не имеют, объективно не могут дать обязательства о его сдаче и, следовательно, не могут получить ГЖС и переселиться из поселка учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности, хотя обе эти категории граждан приняты в состав участников программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и подлежат переселению.
Как следует из положений пунктов 13, 15 Приказа ФСИН России от 16.05.2012 г. N267 "Об утверждении Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов ... ", формирование списка (сводного списка) осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а для граждан, подлежащих переселению из поселков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы. Граждане-участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в списке по алфавиту.
Как следует из дела, истец в настоящее время состоит в сводном списке граждан - участников подпрограммы на 2015 год под N29, что было подтверждено представителем ответчика и в суде апелляционной инстанции.
В силу п.19 указанной Инструкции, ФСИН России после выхода приказа государственного заказчика подпрограммы о выдаче бланков сертификатов получает от государственного заказчика подпрограммы бланки сертификатов, обеспечивает их хранение и учет. Территориальные органы ФСИН России и учреждения, непосредственно подчиненные ФСИН России, информируются о начале выдачи сертификатов, после чего для получения сертификатов представитель территориального органа ФСИН России или учреждения, непосредственно подчиненного ФСИН России, направляется в ФСИН России.
Принимая во внимание, что ответчиком допущено незаконное бездействие по не предоставлению истцу в 2015 году социальной выплаты в форме государственного жилищного сертификата, судебная коллегия решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований в части возложения на ФСИН России обязанности по предоставлению такого сертификата в соответствии с очередностью подачи им заявления (рапорта) об участии в подпрограмме находит неправильным и подлежащим отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований в данной части.
Согласно положениям пунктов 1, 3 Постановления Правительства РФ от 23.09.2015 г. N1013 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153", действующего с 10.10.2015 г., слова "2011 - 2015 годы" в наименовании и пунктах 1, 2 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. N153, а также в наименовании и п.1 утвержденных указанным Постановлением Правил, заменены словами "2015 - 2020 годы".
В удовлетворении требований о признании за истцом права на участие в подпрограмме федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы судом обоснованно отказано, поскольку право истца на участие в подпрограмме подтверждено нахождением его составом семьи из 4-х человек в списке граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2015 год, по категории граждан, подлежащих переселению из поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности с 14.07.2008 г. под N29, и не оспаривается ответчиком.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 12 ноября 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Тимонина "данные изъяты" удовлетворить частично.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России выдать Тимонину "данные изъяты" государственный жилищный сертификат из расчета размера социальной выплаты, определенной условиями пункта 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" в соответствии с очередностью предоставления им заявления (рапорта) об участии в подпрограмме
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Тимонина Н.И. Райхман М.И. - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.