судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Баимовой И.А., Беляковой Н.В.
при секретаре: Золототрубовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Красноярска в интересах Добросельской СВ к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Красноярского края" о признании отказа незаконным, взыскании компенсации,
по апелляционной жалобе ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края"
на решение Центрального районного суда г. Красноярского края от 30 ноября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Кировского района г. Красноярска в интересах Добросельской СВ удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным отказ Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Красноярского края", оформленный письмом от "дата" за N в возмещении Добросельской СВ расходов на изготовление и установку надгробного памятника ее умершему супругу ДАМ, имевшему при жизни статус бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Красноярского края" в пользу Добросельской СВ в счет компенсации на изготовление и установку надгробного памятника ДАМ денежные средства в размере "данные изъяты"".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кировского района г. Красноярска обратился в суд с иском в интересах Добросельской С.В. к Военному комиссариату Красноярского края о признании отказа незаконным, взыскании компенсации.
Свои требования мотивировал тем, что проверкой, проведенной прокуратурой Кировского района г. Красноярска, установлено, что Добросельская С.Ф., являющаяся вдовой бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей ДАМ., имевшего при жизни право на меры социальной поддержки, в связи с его смертью понесла расходы на изготовление и установку надгробного памятника в сумме "данные изъяты" руб.
В целях компенсации расходов на установку надгробного памятника Добросельская С.В. обратилась с письменным заявлением в Военный комиссариат Красноярского края, на что получила отказ, мотивированный тем, что на бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей государственная гарантия по увековечиванию памяти погибших защитников Отечества не распространяется.
Полагая отказ Военного комиссариата в выплате денежных средств Добросельской С.В. незаконным и нарушающим ее права, прокурор, обращаясь в суд с настоящим иском, просил признать незаконным отказ Военного комиссариата Красноярского края, оформленный письмом от "дата" N в возмещении Добросельской С.В. расходов на изготовление и установку надгробного памятника ее умершему супругу ДАМ имевшему при жизни статус бывших несовершеннолетних узников фашистских лагерей; взыскать с Военного комиссариата Красноярского края в пользу Добросельской С.В. в счет компенсации на изготовление и установку надгробного памятника ДАМ денежные средства в размере "данные изъяты" руб.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края" просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылая на неисследованность судом первой инстанции доводов о том, что ДАМ. военную службу в Министерстве обороны РФ не проходил, в связи с чем его погребение не может быть осуществлено за счет средств указанного федерального органа исполнительной власти. Кроме того, считает, что бывшие несовершеннолетние узники фашизма не относятся к категории лиц, погребение которых осуществляется за счет средств федеральных органов исполнительной власти. Также указывает на то, что заявителем в Военный комиссариат Красноярского края представлена копия квитанции к приходному кассовому ордеру, заказ наряд, которые не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В судебное заседание истица Добросельская С.Ф., надлежаще извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, о причинах неявки не сообщила, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратилась, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края" - Никитину А.В. (доверенность от "дата"), поддержавшую доводы апелляционной жалобы, процессуального истца - прокурора прокуратуры Красноярского края - Щелкунову О.М., просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Добросельская С.Ф. является вдовой бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны ДАМ обладавшего при жизни льготами и правами на меры социальной поддержки, установленными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В связи со смертью ДАМ Добросельская С.В. обратилась к ответчику с заявлением о возмещении ей расходов на изготовление и установку надгробного памятника умершему супругу, приложив все необходимые документы, на что получила отказ, мотивированный тем, что несовершеннолетние узники фашистских концлагерей в перечень лиц, на которых распространяется государственная гарантия по увековечиванию памяти погибших (умерших) защитников Отечества, не включены.
Признавая отказ ответчика незаконным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Добросельская С.В., являясь вдовой умершего ДАМ, который при жизни имел статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, имеет право на компенсацию расходов, понесенных ей на установку и изготовление надгробного памятника ее умершему супругу.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно примененных нормах материального права и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
В соответствии с п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122 ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Данная норма закона по своему буквальному содержанию и правовому смыслу не содержит каких либо ограничений, связанных с объемом льгот и мер социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые могут распространяться на несовершеннолетних узников фашизма.Возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на погребение инвалидам и участникам войны, предусмотренные статьей 24 Закона "О ветеранах", пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", по своему содержанию является мерой социальной поддержки и в полной мере распространяется на несовершеннолетних узников фашизма.
Согласно п.5 ст. 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" от 12.01.1996 года N8-ФЗ погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 06.05.1994 года N460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников", за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения осуществляется погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы (службы).
Погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, не проходивших военную службу и не работавших в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), а также изготовление и установка им надгробных памятников производятся за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно п. 35 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденного приказом Министра Обороны РФ от 13.01.2008 года N5, оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечивания памяти лиц, указанных в п.2 данного Порядка, производится военными комиссариатами субъектов РФ по месту погребения или учета.
Поскольку Федеральным законом N122-ФЗ от 22.08.2004 года не предусматриваются для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей оговорки об их приравнивании к служащим уголовно-исполнительной системы и др. специальных категорий, возмещение расходов на изготовление и установку надгробных памятников должно производиться Военным комиссариатом Красноярского края как для общей категории военнослужащих.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.1994 года N460 установлены следующие нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения: участникам Великой Отечественной войны, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны (кроме проходивших службу в действующей армии в качестве военнослужащих) - до "данные изъяты" рублей
Принимая во внимание изложенные выше положения закона, суд первой инстанции обоснованно указал, что Добросельская С.В. как вдова умершего ДАМ имеет право на возмещение расходов на установку надгробного памятника последнему в пределах установленной Правительством Российской Федерации нормы расходов - "данные изъяты".
В указанной связи суд первой инстанции правомерно признал незаконным отказ ответчика в возмещении Добросельской С.В. расходов на изготовление и установку памятника ДАМ, и, учитывая фактически понесенные истицей расходы в сумме "данные изъяты" руб., подтвержденные квитанцией N от "дата", взыскал их с ответчика.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что поскольку ДАМ. военную службу в Министерстве обороны РФ не проходил, его погребение не может быть осуществлено за счет средств указанного федерального органа исполнительной власти, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку, как следует из п. 1 Постановления Правительства РФ от 06.05.1994 года N460, погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, не проходивших военную службу и не работавших в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), а также изготовление и установка им надгробных памятников производятся за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Учитывая, что узникам фашистских концлагерей льготы и меры социальной поддержки предоставляются в том же объеме, что и инвалидам, участникам Великой Отечественной войны, погребение ДАМ, являющегося бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, а также изготовление и установка ему надгробного памятника должна быть произведена за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников и инвалидов Великой Отечественной войны в части оказания ритуальных услуг, изготовления и установки на могилах умерших надгробных памятников, не распространяются на бывших несовершеннолетних узников концлагерей, судебной коллегией во внимание не принимаются, так как положения пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 года N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" не содержат каких-либо изъятий из общего объема выплаты, мер поддержки и льгот, предусмотренных для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, в применении к бывшим несовершеннолетним узникам фашизма.
Доводы апелляционной жалобы Военного комиссариата Красноярского края о том, что истицей не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих ее расходы на изготовление и установку надгробного памятников ее умершему супругу, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку они опровергаются имеющимися в деле квитанцией к приходному кассовому ордеру, заказ-нарядом, которыми достоверно подтверждено, что Добросельская С.В. понесла расходы на изготовление и установку надгробного памятника умершего ДАМ в сумме "данные изъяты" руб.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не содержащей доводов, опровергающих выводы суда.
Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярского края от 30 ноября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.