Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Войты И.В.,
судей Корчинской И.Г., Русанова Р.А.
при секретаре Виноградовой О.Ю.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Корчинской И.Г. гражданское дело по иску министерства здравоохранения Красноярского края к УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
по апелляционной жалобе представителя истца министерства здравоохранения Красноярского края Федоровой А.А.
на решение Советского районного суда г. Красноярска от 06 октября 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении искового заявления министерства здравоохранения Красноярского края об освобождении от уплаты исполнительского сбора, отказать".
Выслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство здравоохранения Красноярского края обратилось в суд с иском к УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от 27.06.2014, принятого в рамках исполнительного производства N N.
Требования мотивированы тем, что вступившим в законную силу решением Ужурского районного суда Красноярского края от 22.06.2012 на администрацию Ужурского района Красноярского края была возложена обязанность совместно с МБУЗ "Ужурская ЦРБ" устранить нарушения, указанные в п.п. 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, от 11.04.2011 N 476. На принудительное исполнение указанного решения суда выдан исполнительный лист, в ОСП по Ужурскому району Красноярского края возбуждено исполнительное производство N 13635/13/73/24. Определением Ужурского районного суда Красноярского края произведена замена стороны в исполнительном производстве, должник администрация Ужурского района Красноярского края заменен на министерство здравоохранения Красноярского края. В связи с тем, что в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения, требования исполнительного документа исполнены не были, 27.06.2014 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с министерства исполнительского сбора в сумме "данные изъяты" рублей. Министерство не уполномочено совершать конкретные действия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, а осуществляет финансовое обеспечение деятельности подведомственных учреждений посредством предоставления последним субсидий на выполнение государственного задания и субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания. Предоставление субсидий осуществляется в рамках государственных программ в пределах бюджетных ассигнований. Определением Ужурского районного суда Красноярского краю от 18.05.2015 изменен порядок и способ исполнения указанного решения суда от 22.06.2012, на министерство здравоохранения Красноярского края возложена обязанность в срок до 31.01.2016 исполнить судебное решение посредством перечисления ГКБУЗ "Ужурская РБ" из краевого бюджета субсидии на цели не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания. Истец полагая, что министерство не исполнило решение суда по объективным причинам, так как не имело полномочий и возможности совершить конкретные действия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательство, обратился в суд с указанными требованиями.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца министерства здравоохранения Красноярского края Федорова А.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права. Ссылается, что вступившим в законную силу определением Ужурского суда Красноярского края от 18.02.2015 установлен факт отсутствия у истца полномочий и возможности исполнить решение суда от 22.06.2012. Настаивая на доводах искового заявления, указывает, что в неисполнении решения от 22.06.2012 отсутствует вина истца, в связи с чем, он должен быть освобожден от взыскания исполнительского сбора, являющегося мерой ответственности, налагаемой при наличии вины должника.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя министерства здравоохранения Красноярского края Федорову А.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя УФССП по Красноярскому краю Есина А.А., выразившего согласие с постановленным решением, обсудив доводы апелляционной жалобы, и, считая возможным в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежаще уведомленных о времени и месте судебного заседания, но не явившихся и не сообщивших о причинах неявки, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно ч. 6 ст. 112 названного Федерального закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Судебной коллегией установлено и материалами дела подтверждено, что вступившим в законную силу заочным решением Ужурского районного суда Красноярского края от 22.06.2012 удовлетворены исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, на администрацию Ужурского района Красноярского края возложена обязанность в срок до 01.04.2013 устранить в фельдшерско-акушерском пункте МБУЗ "Ужурская ЦРБ", расположенном по адресу: "адрес", нарушения п. 1, 2, 3, 4, 5, 6 предписания N 476 от 11.04.2011, а именно: п. 5.5 СП 3.1./3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", п. 9.5 главы 6 СанПин 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность": провести ремонт и восстановить целостность покрытия пола (в комнате ожидания и кабинете приема), потолка (в комнате ожидания, в кабинете приема, в процедурном кабинете), стен (в комнате ожидания, в кабинете приема, в процедурном кабинете); п. 5.2 главы 6 СанПин 2.1.3.2630-10: обеспечить процедурный кабинет фельдшерско-акушерского пункта резервным источником горячего водоснабжения (электроводонагреватель), п. 10.4 главы 6 СанПин 2.1.3.2630-10: обеспечить персонал ФАП индивидуальными шкафчиками, обеспечивающими раздельное хранение личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды, обуви и головных уборов; п. 3.1 главы 6 СанПин 2.1.3.2630-10: обеспечить площадь процедурного кабинета не менее установленного гигиенического норматива - 12 кв.м.; п. 6.3 главы 6 СанПин 2.1.3.2630-10: обеспечить помещения ФАП естественной вентиляцией через форточки или фрамуги, оборудованные системой фиксации; п. 4.5 главы 6 СанПин 2.1.3.2630-10 не допускать в кабинете приема и процедурном кабинете побелки стен и потолка.
На основании выданного Ужурским районным судом Красноярского края исполнительного листа постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Ужурскому району УФССП России по Красноярскому краю от 20.08.2013 возбуждено исполнительное производство N 13635/13/73/24 о возложении на МБУЗ "Ужурская ЦРБ" и Администрацию Ужурского района Красноярского обязанности в срок до 01.04.2013 устранить в фельдшерско-акушерском пункте МБУЗ "Ужурская ЦРБ", расположенном по адресу: "адрес" указанные нарушения.
Определением Ужурского районного суда Красноярского края от 18.03.2014 произведена замена стороны должника в исполнительном производстве N 13635/13/73/24, администрация Ужурского района Красноярского края заменена на правопреемника министерство здравоохранения Красноярского края.
На основании указанного судебного постановления 08.04.2012 судебным приставом-исполнителем ОСП по Ужурскому району УФССП по Красноярскому краю вынесено постановление, которым должник по исполнительному производству N 13635/13/73/24 администрация Ужурского района Красноярского края заменена на ее правопреемника министерство здравоохранения Красноярского края. Правопреемнику разъяснено, что все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил. Данное постановление получено министерством здравоохранения 14.04.2014.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Ужурскому району УФССП России по Красноярскому краю от 27.06.2014 с должника министерства здравоохранения Красноярского края взыскан исполнительский сбор в размере "данные изъяты" рублей в связи с не исполнением в установленный для добровольного исполнения срок исполнительного документа.
Определением Ужурского районного суда Красноярского края от 25.02.2015 изменен способ и порядок исполнения решения Ужурского районного суда Красноярского края от 27.04.2012, на министерство здравоохранения Красноярского края возложена обязанность по устранению в фельдшерско-акушерском пункте МБУЗ "Ужурская ЦРБ", расположенном по адресу: "адрес" нарушений п. 1, 2, 3, 4, 5, 6 предписания N 476 от 11.04.2011 в срок до 31 января 2016 года. Перечень мероприятий, который необходимо осуществить министерству здравоохранения Красноярского края, оставлен неизменным.
Разрешая заявленные министерством здравоохранения Красноярского края требования, суд первой инстанции исходил из того, что исполнительный документ должником в установленный для добровольного исполнения срок не был исполнен без уважительных причин, и доказательств подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не предоставлено.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
Обосновывая свои требования, представитель министерства здравоохранения Красноярского края ссылался на то, что министерство не имело полномочий и возможности исполнить решение суда посредством совершения конкретных действий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Министерство здравоохранения Красноярского края осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства Красноярского от 07.08.2008 N 31-п, согласно которому:
- осуществляет управление в установленном порядке медицинскими организациями и краевыми государственными образовательными организациями, подведомственными министерству или в отношении которых министерство осуществляет функции и полномочия учредителя (п. 3.13);
- осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств и бюджетных полномочий главного администратора доходов краевого бюджета в случаях, установленных законом края о краевом бюджете (п. 3.60).
В рамках данных полномочий министерство здравоохранения Красноярского края осуществляет финансовое обеспечение деятельности подведомственных учреждений посредством предоставления последним субсидий на выполнение государственного задания и субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания.
Согласно п. 2 Порядка определения объема и условий предоставления из краевого бюджета краевым государственным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 28.06.2011 N 375-п субсидии на иные цели не связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), предоставляются для возмещения расходов бюджетных и автономных учреждений, включая расходы на приобретение основных средств и (или) материальных запасов для осуществления видов деятельности бюджетных или автономных учреждений, предусмотренных учредительными документами; осуществление работ по разработке проектно-сметной документации, проведению государственной экспертизы проектно-сметной документации, капитальному ремонту имущества, закрепленного за бюджетным или автономным учреждением на праве оперативного управления; осуществление иных расходов, не относящихся к расходам, осуществляемым за счет средств субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Красноярского края и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Красноярского края.
На основании изложенного судебная коллегия полагает, что министерство здравоохранения Красноярского края не имело полномочий и возможности исполнить решение суда посредством совершения конкретных действий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: посредством оснащения КГБУЗ "Ужурская РБ" материальными ресурсами, проведения ремонта помещений, реконструкции здания, занимаемого учреждением.
В силу положений ч. 7 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с п. 2 ст. 401 ГК РФ, отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше норм права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что министерство здравоохранения Красноярского края должно быть освобождено от взыскания исполнительского сбора, поскольку его вина в нарушении сроков, установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа, отсутствует.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Красноярска от 06 октября 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования Министерства здравоохранения Красноярского края.
Освободить Министерство здравоохранения Красноярского края от взыскания исполнительского сбора в размере "данные изъяты" рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов-исполнителей по Ужурскому району УФССП России по Красноярскому краю от 27 июня 2014 года по исполнительному производству N N
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.