Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе
председательствующего Матакаевой С.К.,
судей: Сыч О.А., Лайпанова А.И.,
при секретаре судебного заседания Баден И.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда от 25 ноября 2015 года по исковому заявлению Нагаева Р.В. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о приобретении и предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Сыч О.А., объяснения представителя истца Нагаева Р.В. - Теунаевой З.Р., действующей на основании доверенности N ... - N ... от 02 июля 2015 года, представителя Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики - Анзоровой Л.М., действующей на основании доверенности N ... от 01 февраля 2016 года, представителя Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республике Харатоковой М.Х., действующей на основании доверенности N ... от 12 января 2016 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нагаев Р.В. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о приобретении и предоставлении ему жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что приказом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики N ... от 27 октября 2011 года он, был принят на учет для обеспечения жилым помещением. Контроль за выполнением данного приказа был возложен на заместителя Министра образования и науки Карачаево-Черкесской Республики. 28 мая 2013 года он обращался к Министру образования и науки Карачаево-Черкесской Республики с просьбой обеспечить его жилым помещением, либо выплатить денежные средства на приобретение жилого помещения. В ответе ему сообщили, что его вопрос будет разрешен по мере поступления необходимого финансирования. 02 апреля 2015 года он повторно обратился к Министру образования и науки Карачаево-Черкесской Республики с той же просьбой. 06 апреля 2015 года и ему дали такой же ответ. Он считает действия Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики незаконными и нарушающими его конституционное право на жилище. В окончательной редакции, с учетом требований ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации он просил обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики в установленном законом порядке приобрести за счет средств казны Карачаево-Черкесской Республики, отвечающее санитарным и техническим нормам благоустроенное жилое помещение в Малокарачаевском районе, общей площадью не менее норм предоставления этого жилого помещения ему. Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики зарегистрировать в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение, приобретенное для него. Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики передать ему, приобретенное для него благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца Нагаева Р.В. - Теунаева З.Р., поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики иск не признала, просила в его удовлетворении отказать.
Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской в суд не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 25 ноября 2015 года исковые требования Нагаева Р.В. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представителя Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики ставится вопрос об отмене решения суда ввиду того, что судом не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела, решение суда вынесено с существенным нарушением норм материального права, регламентирующих вопросы внеочередного предоставления жилья детям, оставшимся без попечения родителей. В частности, представитель ответчика ссылается на то, что удовлетворение исковых требований о предоставлении Нагаеву Р.В. жилья вне очереди, нарушает права других лиц, таких же, как Нагаев Р.В., которые состоят в списке лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, сформированном по дате рождения, и которые, также как Нагаев Р.В., имеют право на получение жилья вне очереди.
Нагаев Р.В. в возражениях просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики поддержала требования апелляционной жалобы, просила отменить решение суда первой инстанции и вынести новое об отказе в удовлетворении требований Нагаева Р.В.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Нагаев Р.В. родился "дата" в "адрес" (л.д. N ... ). Мать Нагаева Р.В. - "ФИО"13 умерла "дата", что подтверждается свидетельством о смерти, актовая запись N ... от "дата" (л.д. N ... ).
Отец "ФИО"14 умер "дата", что также подтверждается свидетельством о смерти, актовая запись N ... от "дата" (л.д. N ... ).
На основании приказа Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики от 27 октября 2011 года N ... Нагаев Р.В. был принят на учет для обеспечения жилым помещением как оставшийся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Постановлением Главы Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики N ... от 17 июля 1995 года над Нагаевым Р.В. была установлена опека. Опекуном назначен "ФИО"1.
Постановлением Главы Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики N ... от 04 мая 2006 года, в связи со смертью опекуна, дедушки Нагаева Р.В., опекуном назначена тетя истца "ФИО"2.
Нагаев Р.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, что подтверждается справкой администрации Красновосточного сельского поселения Малокарачаевского муниципального района N ... от 18 ноября 2015 года.
Нагаев Р.В. в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда по состоянию на 20 октября 2015 года состоит под N ... , что подтверждается письмом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики от 20 октября 2015 года N ...
По данным "Бюро Технической Инвентаризации Малокарачаевского района" (л.д. N ... ), выписки из похозяйственной книги N ... , л/счета N ... Красновосточного сельского поселения (л.д. N ... ), выписки из домовой книги Малокарачаевского района Красновосточного сельского поселения (л.д. 21), уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР от 11 августа 2015 года N ... - N ... , от 09 октября 2015 года N ... , справок КЧР ГУП "Техинвентаризация" от 10 августа 2015 года N ... , от 29 октября 2015 N ... , от 05 октября 2015 года N ... , от 29 октября 2015 года N ... , Хабезский филиал КЧР ГУП "Техинвентаризация" от 08 октября 2015 года N ... , Прикубанский филиал КЧР ГУП "Техинвентаризация" от 05 октября 2015 года N ... , от 13 ноября 2015 года N ... , Усть-Джегутинское отделение КЧР ГУП "Техинвентаризация" от 06 октября 2015 года N ... , Зеленчукский филиал КЧР ГУП "Техинвентаризация" от 07 октября 2015 года N ... , Ногайского отделения КЧР ГУП "Техинвентаризация" от 05 октября 2015 года N ... , Адыге-Хабльский филиал КЧР ГУП "Техинвентаризация" от 05 октября 2015 года N ... , КЧР ГУП "БТИ Малокарачаевского района" от 12 ноября 2015 года N ... , Прикубанского отделения КЧР ГУП "Техинвентаризация" Нагаев Р.В., его супруга "ФИО"15, его дети "ФИО"16, "ФИО"17, а также и родители "ФИО"18, "ФИО"14 не имеют в собственности недвижимого имущества.
Судом первой инстанции, в связи с тем, что истцом при подаче иска в суд был указан адрес "адрес" (для корреспонденции) так, как по месту проживания истца в с. Красный Восток проблемы с получением писем, был сделан запрос о предоставлении сведений о собственниках домовладения, расположенного по адресу: а. "адрес". Согласно ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР от 12 октября 2015 года N ... данный жилой дом принадлежит "ФИО"19 и "ФИО"20, что также подтверждается свидетельствами о праве собственности, выданных на основании договора купли-продажи от 22 апреля 2011 года, которые являются родственниками истца.
Из ответа на запрос суда отдела адресно-справочной работы ОФМС России по КЧР от 10 августа 2015 года исх. N ... Нагаев Р.В. с 31 января 2006 года зарегистрирован по адресу: "адрес".
Из справки Красновосточного сельского поселения N ... от 10 июня 2015 года владельцем жилого "адрес" в "адрес" восток является "ФИО"3, 1925 года рождения. В той же справке указано, что Нагаев Р.В. и члены его семьи в приватизации не участвовали.
Таким образом, из вышеуказанных сведений следует, что за Нагаевым Р.В. и его членами семьи какое - либо недвижимое имущество, в том числе жилое помещение на территории Карачаево-Черкесской Республики и Российской Федерации в целом не зарегистрировано.
Из материалов дела также следует, что Нагаев Р.В. зарегистрирован и проживает по адресу: КЧР, "адрес". Договор найма не заключал. Окончил КЧГТА, получил профессию технолог по переработке и производству сельскохозяйственной продукции. В настоящее время работает водителем скорой помощи в с. Красный Восток, что подтверждается справкой с места работы.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно пришел к выводу о том, что у Нагаева Р.В. имеется право на предоставление ему жилого помещения, как лицу из числа детей - сирот, так как он в несовершеннолетнем возрасте остался без родительского попечения, не имеет собственного жилья, состоит в очереди на получение жилья и является нуждающейся во внеочередном предоставлении жилья.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о предоставлении Нагаеву Р.В. во внеочередном порядке жилого помещения, по следующим основаниям.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно части 1 статьи 109. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Аналогичные нормы закреплены положениями Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25 июня 2013 года N 34 - РЗ "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории Карачаево-Черкесской Республики и о внесении изменений в отдельный законодательный акт Карачаево-Черкесской Республики". Закон Карачаево-Черкесской Республики от 16 декабря 2008 года N 83 - РЗ "О дополнительных гарантиях прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике" со дня вступления в силу вышеуказанного Закона признан утратившим силу.
Суд первой инстанции при разрешении вопроса об обязанности ответчиков приобрести для Нагаева Р.В. жилое помещение, обоснованно руководствовался положениями ст. 3 Закона Карачаево-Черкесской Республики "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории Карачаево-Черкесской Республики и о внесении изменений в отдельный законодательный акт Карачаево-Черкесской Республики", согласно которой жилые помещения приобретаются уполномоченным органом, то есть Министерством образования Карачаево-Черкесской Республики, приобретаемое жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики.
Таким образом, поскольку судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Нагаев Р.В. относится к кругу лиц, на которых распространяется действие ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", то он имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему так и не было предоставлено.
Таким образом, выводы суда первой инстанции правомерно основаны не только на положениях действующего жилищного законодательства, но и на положениях ч. ч. 1, 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которой гарантируется каждому гражданину право на жилище.
При этом судебная коллегия не соглашается с доводом апелляционной жалобы о том, что предоставлением жилого помещения Нагаеву Р.В. вне очереди, нарушаются права других детей - сирот, таких же, как и он, которые состоят в списке, так как обеспечение вне очереди жилым помещением категорий граждан, к числу которых относится Нагаев Р.В., не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, поскольку внеочередное предоставление жилья не предполагает включение такого лица в очередь по обеспечению жилым помещением. Нагаев Р.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем при осуществлении своей деятельности орган государственной власти субъекта Российской Федерации должен реализовывать государственную социальную политику, направленную на защиту интересов таких лиц.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены принятого по делу судебного постановления. Поскольку обстоятельств, которые могли бы в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повлечь отмену судебного решения, по доводам апелляционной жалобы не установлено, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда от 25 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.