Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего: Гришиной С.Г.
судей: Карасовой Н.Х., Болатчиевой А.А.
при секретаре: Быковской Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии муниципального образования города Черкесска на решение Черкесского городского суда от 25 декабря 2015 года по делу по иску Боташевой М.М., действующей в интересах несовершеннолетнего ребенка Лайпановой А.Д., к мэрии муниципального образования города Черкесска и Управлению образования мэрии муниципального образования города Черкесска об обязании предоставить место в детском дошкольном учреждении.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Гришиной С.Г., объяснения представителя мэрии Камурзаева Р.В., истца Боташевой М.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Боташева М.М., мать троих несовершеннолетних детей, обратилась в суд с иском к мэрии МО г. Черкесска и Управлению образования мэрии МО г. Черкесска о понуждении к предоставлению мест детям "ФИО1", "данные изъяты" г., "ФИО2", "данные изъяты" г., Лайпановой А.Д., "данные изъяты" в дошкольных образовательных учреждениях г. Черкесска, расположенных на разумном географическом удалении от места проживания детей, детских садах N 17, 34, 36 в группу полного дня в течение одного месяца с момента вынесения решения, сославшись на то, что на основании заявления от 14.07.2015 г. дети были поставлены на учет в Управлении образования мэрии на получение дошкольного образования (7563-7565). Так как семья является многодетной, ей гарантируется прием детей в дошкольное образовательное учреждение в первоочередном порядке. Несмотря на это места в детских дошкольных образовательных учреждениях для детей предоставлены не были.
В ходе судебного разбирательства истица отказалась от части требовании в связи с предоставлением детям "ФИО1" и "ФИО"18 мест в МДОУ N 34 и просила обязать мэрию предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении дочери А.Д ... Производство по делу в части предоставления мест в МДОУ детям "ФИО1" и "ФИО2" прекращено.
В судебном заседании представитель мэрии Камурзаев Р.В. просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Решением Черкесского городского суда от 25 декабря 2015 года исковые требования Боташевой М.М. удовлетворены частично. Суд обязал мэрию МО г. Черкесска в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить несовершеннолетней Лайпановой А.Д., 23.02.2013 года рождения, место в группе полного дня в муниципальном дошкольном учреждении на территории города Черкесска. В остальных исковых требованиях отказано.
В апелляционной жалобе мэрии ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии нового решения об отказе в иске в связи с существенным нарушением норм материального права. Так, суд не дал оценки доводам ответчика об отсутствии свободных мест, фактически обязал мэрию муниципального образования предоставить ребенку место во внеочередном порядке, нарушив права и законные интересы иных граждан, которые наравне с ребенком истицы относятся к льготной категории, а также детей уже обучающихся в детских дошкольных учреждениях, так как превышение максимального количества детей в группах, установленного СанПин 2.4.1.1249-03 приведет к нарушению права ребенка на получение дошкольного образования в благоприятных санитарно-эпидемиологических условиях.
В своих возражениях на апелляционную жалобу ответчика истица просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая доводы жалобы неубедительными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела, Боташева М.М. является матерью несовершеннолетней Лайпановой А.Д., "данные изъяты" года рождения, семья имеет четырех несовершеннолетних детей.
Лайпанова А. зарегистрирована в "журнале учета будущих воспитанников", фактически поставлена на учет для получения путевки в детский сад г. Черкесска 14.07.2015 г. под номером 7565.
По сообщениям Управления образования мэрии муниципального образования города Черкесска вопрос о предоставлении мест в детском саду для детей истицы будет рассматриваться согласно даты постановки детей на учет в качестве нуждающихся в дошкольном образовании среди льготной категории граждан в соответствии с Положением "О порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений", утвержденным решением Думы МО г. Черкесска от 27.05.2010 г. N52. В ответе на обращение истицы от 22.08.2015 г. Управление также сослалось на то, что в городе Черкесске льготных категорий граждан, пользующихся первоочередным правом на предоставление места в дошкольном образовательном учреждении намного больше, чем свободных мест в детских садах.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка до решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
С учетом изложенных норм закона, к юридически значимым обстоятельствам, которые должен установить суд при разрешении спора, связанного с реализацией права ребенка на получение дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, относятся следующие:
достижение ребенком двухмесячного возраста;
наличие права на преимущественное предоставление в детском дошкольном учреждении;
наличие (отсутствие) мест в детском дошкольном образовательном учреждении;
наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении;
в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка, факт обращения родителей для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию;
принятие уполномоченным органом мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию.
С учетом характера спора и подлежащих применению норм материального и процессуального права на истце лежит бремя доказывания факта достижения ребенка двухмесячного возраста, наличие льгот на получение места в детском дошкольном образовательном учреждении, обращение в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Ответчик в свою очередь должен представить суду доказательства, подтверждающие наличие лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском саду, отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также принятие мер по обеспечению права ребенка на получение дошкольного образования в других образовательных учреждениях.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что факты, подлежащие доказыванию истцом, подтверждены соответствующими доказательствами. Органом же местного самоуправления доказательств отсутствия свободных мест, наличие иных лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местами в детском саду, принятие иных мер по обеспечению прав ребенка суду представлено не было.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии свободных мест и наличии иных лиц, имеющих право на преимущественное обеспечением местами в детских дошкольных учреждениях, доказательствами не подтверждены, в связи с чем утверждение ответчика о нарушении при реализации истицей конституционного права на получение дошкольного образования, принципа, содержащегося в статье 17 Конституции РФ, нельзя признать законными и обоснованными.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы мэрии муниципального образования и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда от 25 декабря 2015 года по делу по иску Боташевой М.М., действующей в интересах несовершеннолетнего ребенка Лайпановой А.Д., к мэрии муниципального образования города Черкесска и Управлению образования мэрии об обязании предоставить место в детском дошкольном учреждении оставить без изменения, а апелляционную жалобу мэрии - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.