Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего: Гришиной С.Г.
судей: Дзыба З.И., Карасовой Н.Х.
при секретаре: Баден И.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Зеленчукского муниципального района КЧР на решение Зеленчукского районного суда от 13 ноября 2015 года по делу по иску Шаманова М.Х., Шамановой Л.З., действующей в собственных интересах и в интересах несовершеннолетних детей Шаманова К.М., Шамановой К.М., Шамановой Д.М. к администрации Даусузского сельского поселения Зеленчукского района о признании незаконным решения об исключении семьи из списка участников подпрограммы и возложении обязанности включить в список участников подпрограммы и выдать свидетельство о социальной выплате.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Гришиной С.Г., объяснения представителя администрации Зеленчукского муниципального района Грабцевич А.В., Байчоровой Ф.К., представителя Министерства Гетманской А.А., истца Шаманова М.Х., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шаманов М.Х., Шаманова Л.З., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей, обратились в суд с иском к администрации Даусузского сельского поселения о признании незаконным исключения семьи истцов из списка молодых семей участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011- 2015 годы" и возложении обязанности включить в указанный список, а также выдать свидетельство о социальной выплате в порядке очереди, ссылаясь на то, что с 2013 года их семья была включена в списки участников программы "Обеспечение жильем молодых семей". Однако постановлением главы администрации Даусузского сельского поселения N 30 от 02.09.2015 г. данная семья снята с учета в связи с достижением возраста, превышающего 35 лет. Считая данное постановление не соответствующим требованиям законодательства, не содержащего оснований для исключения из подпрограммы, истцы обратились в суд с вышеназванными требованиями.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Зеленчукского муниципального района, в качестве третьего лица - Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР.
В судебном заседании представитель администрации Даусузского сельского поселения Лайпанов Р.А. исковые требования признал, представители администрации Зеленчукского муниципального района возражали против удовлетворения иска.
Решением Зеленчукского районного суда от 13 ноября 2015 года исковые требования Шамановых удовлетворены. Признано незаконным действие администрации Даусузского сельского поселения по исключению истцов из списка молодых семей участников программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы". Администрация Зеленчукского муниципального района обязана включить истцов в список молодых семей участников программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" и выдать свидетельство о социальной выплате в порядке очереди.
В апелляционной жалобе администрации муниципального района ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению ответчика, судом не учтена правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в Определении N 3-О от 15.01.2015 г., не дана оценка доводам представителя администрации МР о неправильности формулировки постановления администрации сельского поселения о снятии семьи Шамановых с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Администрация также ссылается на отсутствие законных оснований для выдачи истцам свидетельства о праве на получение социальной выплаты.
В возражениях на апелляционную жалобу истцы просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая доводы жалобы ответчика неубедительными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части возложения обязанности на администрацию муниципального района по включению истцов в список молодых семей и выдаче свидетельства о социальной выплате в связи с существенным нарушением норм материального права.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, постановлением главы администрации Даусузского сельского поселения от 28.02.2013 г. N 04 Шаманов М.Х. и его семья, Шаманова Л.З., Шаманов К.М., Шаманова К.М. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющими право на участие в программе "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Шаманов М.Х., " ... " года рождения, " ... " года достиг возраста 36 лет.
Постановлением главы администрации Даусузского сельского поселения от 02.09.2015 г. N 30 на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 56 ЖК РФ, подпункта "а" пункта 6 приложения 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы", подпункта 6 приложения 5 к подпрограмме "Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014-2018 годы", подпункта "а" пункта 6 приложения 4 к целевой программе Зеленчукского муниципального района "Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 годы", в связи с достижением граждан, нуждающихся в жилых помещения, возраста, превышающего 35 лет, семья Шамановых снята с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Из ответа администрации Зеленчукского муниципального района от 28.10.2015 г., адресованному истцу Шаманову М.Х., следует, что семья истцов была включена в сводный список молодых семей-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 годы", изъявивших желание получить социальную выплату в 2015 году по Зеленчукскому муниципальному району под N 9. Однако в связи с требованиями нормативных актов о том, что возраст каждого из супругов на день принятия органом местного самоуправления решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет, главе администрации Даусузского сельского поселения было рекомендовано рассмотреть вопрос о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по вышеназванной подпрограмме лиц, возраст которых превысил 35 лет.
Удовлетворяя заявленные требования о признании незаконным действий администрации сельского поселения, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что совершенные органом местного самоуправления действия фактически являются действиями по исключению семьи из списка участников подпрограммы. Однако предусмотренных нормативными актами оснований для исключения истцов из списка молодых семей участников программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" не имелось.
Так, Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N1050 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы. В её состав была включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Постановлением Правительства РФ от 25.08.2015 г. N 889 в вышеназванное Постановление были внесены изменения, в соответствии с которыми, в частности, федеральная целевая программа "Жилище" действует на 2015-2020 годы.
Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Правительством РФ во исполнение условий данной Федеральной целевой программы, установлен порядок предоставления указанных выплат.
Так, согласно пункта 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая ряду требований, в том числе, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).Для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства необходимые документы. Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, и принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта РФ.
Пунктом 20 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства КЧР от 31.10.2013 г. N 371 (в редакции от 03.06.2015 г.) "Об утверждении государственной программы "Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014-2018 годы", органы местного самоуправления муниципальных образований, отобранных Карачаево-Черкесской Республикой для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формируют списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в Управление Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи (с 2015 года в Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР).
Порядок формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются Правительством КЧР.
Управление КЧР по делам молодежи (с 2015 года Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР) на основании списков молодых семей - участников подпрограммы 1, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления КЧР, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из республиканского бюджета и (или) местных бюджетов на соответствующий год формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по форме, утверждаемой Министерством регионального развития РФ.
Сводный список предоставляется Управлением КЧР по делам молодежи (с 2015 года Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР) государственному заказчику подпрограммы, в сроки, установленные государственным заказчиком.
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету КЧР на планируемый год, и доведения этих сведений до Управления КЧР по делам молодежи (с 2015 года до Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР), на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете КЧР и (или) местных бюджетах на соответствующих год утверждает списки молодых семей -претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году.
Пункт 27 Правил, утвержденных Правительством РФ, в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемых действий, не предусматривал возможности исключения молодых семей-участников подпрограммы в связи с достижением одним из членов такой семьи предельного возраста.
В настоящий момент в указанную норму были внесены изменения, в соответствии с которыми в случае, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта РФ списков молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта РФ.
Между тем указанные изменения были введены в действие после совершения администрацией сельского поселения оспариваемых действий и принятия соответствующих решений.
Кроме этого органом исполнительной власти субъекта РФ не установлен и порядок исключения семьи из списка молодых семей - участников подпрограммы.
Таким образом, на момент совершения оспариваемых действий подлежащие применению к данным правоотношениям нормативные акты не регулировали порядок, условия и возможность исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы.
Принимая во внимание, что на момент формирования списка молодых семей - участников программы семья истцов отвечала критериям участников подпрограммы, возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы по причине достижения одним из участников возраста свыше 35 лет Правилами не была предусмотрена, вывод суда об удовлетворении заявленных требований в данной части следует признать правильным.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не было учтено то обстоятельство, что администрацией сельского поселения без законных оснований было принято решение о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, не свидетельствует о незаконности решения суда в данной части, так как истцами оспорено не решение органа местного самоуправления по снятию семьи с учета, а фактические действия данного органа, приведшие к исключению семьи истцов из списка молодых семей - участников подпрограммы.
Вместе с тем нельзя согласиться с выводом суда о наличии права у истцов на социальную выплату и возложении обязанности на администрацию муниципального района включить истцов в список молодых семей участников программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" и выдать свидетельство о социальной выплате в порядке очереди, так как данный вывод основан на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующего возникшие правоотношения.
Согласно вышеназванным Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году формируют органы местного самоуправления и представляют в орган исполнительной власти субъекта РФ, который в свою очередь формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Исходя из размера субсидий, бюджетных ассигнований указанный орган утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Таким образом, федеральная целевая программа предусматривает предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья молодым семьям тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта РФ в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 15.01.2015 г. N 3-О, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительство) жилья.
При таких обстоятельствах решение суда в части возложения обязанности на администрацию Зеленчукского муниципального района включить истцов в список молодых семей участников программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" и выдать свидетельство о социальной выплате в порядке очереди подлежит отмене с вынесением нового решения.
Так как на момент формирования списка претендентов на получение социальной выплаты Шаманов М.Х. достиг возраста 36 лет, право на получение социальной выплаты на приобретение жилья у истцов не имеется, в связи с чем в удовлетворении иска в данной части должно быть отказано.
Руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ч.1 п.4 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зеленчукского районного суда от 13 ноября 2015 года в части возложения обязанности на администрацию Зеленчукского муниципального района включить истцов в список молодых семей участников программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" и выдать свидетельство о социальной выплате в порядке очереди отменить и принять по делу новое решение, которым в иске Шаманова М.Х., Шамановой Л.З., действующей также в интересах несовершеннолетних детей Шаманова К.М., Шамановой К.М., Шамановой Д.М. к администрации Зеленчукского муниципального района о возложении обязанности включить истцов в список молодых семей участников программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы" и выдать свидетельство о социальной выплате в порядке очереди отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.