Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Бондаревой Н.А.,
судей Фоминой Е.А., Небера Ю.А.,
при секретаре Климашевской Т.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по апелляционной жалобе представителя общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" Епринцевой И. В. на решение Советского районного суда г. Томска от 18 сентября 2015 года
дело по иску муниципального образования "Город Томск" в лице администрации г. Томска к обществу с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" о возложении обязанности принять по акту приема-передачи бесхозяйный объект водопроводно-канализационного хозяйства.
Заслушав доклад судьи Фоминой Е.А., объяснения представителя ООО "Томскводоканал" Ивановой Е.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя администрации г. Томска Тарасенко Н.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
муниципальное образование "Город Томск" в лице администрации г. Томска обратилось в суд с иском к ООО "Томскводоканал" о возложении обязанности принять по акту приема-передачи бесхозяйный объект водопроводно-канализационного хозяйства - канализационную линию, расположенную от здания КНС по адресу: /__/, по территории /__/ до КК-1 на повороте /__/ на перекрестке /__/ и /__/ (Д=150 мм, протяженность 682 п.м), и осуществлять обслуживание данного объекта до признания на него права собственности или принятия во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником.
В обоснование требований указано, что в 2014 году администрацией города Томска выявлен бесхозяйный объект - канализационная линия (Д=150 мм, протяженностью 682 п.м). В силу Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" обязанность по эксплуатации канализационной линии должна быть возложена на ООО "Томскводоканал", являющееся гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории г. Томска. Департаментом городского хозяйства администрации г. Томска неоднократно предпринимались попытки передать спорную канализационную линию для эксплуатации ООО "Томскводоканал" по акту приема-передачи. Однако до настоящего времени указанный акт гарантирующей организацией не подписан, заявления ООО "Томскводоканал" о невозможности исполнения своих обязательств либо об отказе от их исполнения в администрацию города Томска не поступали. Более того, сбытовым агентом ООО "Томскводоканал" - ЗАО "Томский расчетный центр" осуществляются начисления за услугу водоотведения собственникам жилых домов в указанном районе. Таким образом, ООО "Томскводоканал" фактически использует бесхозяйные сети без их надлежащего оформления в эксплуатацию. Игнорирование ООО "Томскводоканал" действий органа местного самоуправления, направленных на передачу спорного объекта для обслуживания и эксплуатации, неисполнение гарантирующей организацией обязанностей по эксплуатации бесхозяйных объектов, является недопустимым, поскольку угрожает отсутствием контроля за состоянием работоспособности канализационных сетей, может стать причиной загрязнения окружающей среды.
В судебном заседании представитель истца Тарасенко Н.С. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Иванова Е.Л. против удовлетворения требований возражала. В письменном отзыве указала, что истцом не определен предмет спора - объект недвижимого имущества, не доказан факт его пригодности эксплуатации по назначению, кроме того, избран ненадлежащим способ защиты права и не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Обжалуемым решением суд на основании пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановления администрации г. Томска от 04.06.2015 N494 "Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Томск" пункта 1 части 1 статьи 6, п.1, 5, 6 ст. 8, статьи 12 Федерального закона от N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении", статьей 56, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования муниципального образования "Город Томск" удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель ООО "Томскводоканал" просит решение отменить и принять новое - об отказе в удовлетворении требований. Считает, что установленные судом обстоятельства не подтверждены надлежащими доказательствами. Допустимым доказательством наличия у объекта недвижимости статуса бесхозяйного имущества является документ, подтверждающий отказ прежнего собственника от прав на вещь, либо документ об отсутствии сведений о собственниках в регистрирующем органе. Отсутствие информации о собственнике спорного объекта у истца не означает наличие у него статуса бесхозяйного имущества. Таким образом, суд сделал вывод о наличии у спорной канализационной линии статуса бесхозяйного имущества в отсутствие допустимых доказательств, что повлекло принятие решения, которое может ущемить права возможных собственников данного имущества. Считает, что принятым судом решением, органы местного самоуправления фактически освобождены от обязанности по постановке на учет объектов бесхозяйного имущества, в результате чего ООО "Томскводоканал" лишено законного права на возмещение затрат на эксплуатацию бесхозяйного имущества. Ссылается на то, что для включения в тариф затраты на эксплуатацию бесхозяйного имущества необходимы документы, подтверждающие внесение в Единый государственный реестр сведений о том, что имущество является бесхозяйным.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Из сообщения департамента городского хозяйства администрации города Томска от 24.04.2015 следует, что выявлена бесхозяйная канализационная линия, расположенная вблизи административного здания N /__/ стр. /__/ по /__/. Данный объект на учете в муниципальной имущественной казне не состоит, на обслуживание специализированной организации не передан, в связи с чем департаментом в 4 квартале 2014 года проведены мероприятия по адресации канализационной линии и 08.04.2015 объявлен конкурс на изготовление технической документации на указанный бесхозяйный объект. Департаментом городского хозяйства администрации г. Томска были подготовлены соответствующие акты приема-передачи N11 от 20.06.2014, N18 от 14.01.2015 канализационной линии от здания КНС по адресу: /__/, по территории бывшего хладокомбината поворот угла склада N /__/ по адресу : /__/, до КК-1 на повороте /__/ до КК-2 на перекрестке /__/ и /__/, которые до настоящего времени не подписаны.
Возлагая на ООО "Томскводоканал" обязанность по принятию на обслуживание бесхозяйного объекта водоотведения, суд первой инстанции исходил из того, что указанный ответчик постановлением Администрации г. Томска от 04.06.2015 N494 "Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования "Город Томск" определен в качестве гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования "Город Томск", бесхозяйная канализационная линия, расположенная от здания КНС по адресу: /__/ по территории бывшего хладокомбината поворот угла склада N /__/ по адресу : /__/, до КК-1 на повороте /__/ до КК-2 на перекрестке /__/ и /__/ подключена к канализационной системе, эксплуатируемой ответчиком.
Между тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда и его обоснованием исходя из следующего.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы водоснабжения населения и вопросы водоотведения решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. Для этого в собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения данных вопросов (п. 5 ч. 1 ст. 50 данного закона).
На основании постановления администрации г. Томска от 04.06.2016 N 494 "Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования "Город Томск" определены гарантирующие организации для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования " Город Томск", в частности по водоотведению: ООО "Томскводоканал", ООО " /__/", ООО " /__/", ООО " /__/", ГУП " /__/" с определением соответствующих зон деятельности.
Согласно п. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств осуществляется органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение.
На основании ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (в редакции, действовавшей на момент вынесения решения) в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В нарушение положений приведенных правовых норм истцом не представлено допустимых доказательств того, что канализационные сети ответчика присоединены к спорному бесхозяйному объекту и ООО "Томскводоканал" осуществляется его эксплуатация.
При рассмотрении дела истцом в подтверждение факта присоединения спорного бесхозяйного объекта к канализационным сетям ООО "Томскводоканал" и его эксплуатации в материалы дела представлена выкопировка из Дежурной карты города Томска (л.д. 164-167), графический материал (схема) организации водоотведения из электронной модели схемы водоснабжения и водоотведения г. Томска посредством муниципальных бесхозяйных объектов (сетей и сооружений) хозяйственно-бытовой канализации (л.д. 185), а также выкопировка из Дежурной карты г. Томска в масштабе 1:1000, приобщенная к материалам дела в суде апелляционной инстанции, письмо ООО " /__/" от 07.05.2015 N 2.3-0334.
Между тем, по мнению судебной коллегии, представленные в материалы дела доказательства не подтверждают изложенные истцом обстоятельства.
Так, из письма ООО " /__/" от 07.05.2015 следует, что с потребителей, проживающих в МКД N 212, 212а, 214, 214а, 216, 228, 230, расположенных по /__/ плата за услугу водоотведения не взимается. Потребителям, проживающим в МКД N /__/, плата за услугу водоотведения не предъявлялась в период с 11.09.2013 по 28.12.2013 в связи с аварией на КНС. С 29.12.2013 по настоящее время плата за предоставленную услугу взимается.
Согласно акту N04 приема-передачи объектов водопроводно-канализационного хозяйства от 18.03.2014 ООО "Томсководоканал" передана в эксплуатацию канализационная сеть от выпускных колодцев жилых домов N /__/ N /__/, между тем доказательств тому, что данная канализационная сеть подключена к спорной бесхозяйной канализационной системе в материалы дела не представлено. Имеющийся в материалах дела картографический материал из Дежурной карты г. Томска (л.д. 164-166), выкопировка из карты города Томска (л.д. 100), исполнительная съемка напорной канализации от КНС по /__/ до существующего колодца (ККсущ) в районе административного здания по /__/ указанных сведений не содержит.
Не может быть принята в качестве допустимого доказательства факта присоединения канализационной сети от выпускных колодцев жилых домов /__/ /__/, N /__/ к бесхозяйной канализационной линии либо КНС ответчика и приобщенная к материалам дела в суде апелляционной инстанции выкопировка из Дежурной карты г. Томска в масштабе 1:1000, учитывая, что на данном картографическом материале соединение указанной канализационной системы и спорного бесхозяйного объекта, через КНС ответчика выполнено карандашом самостоятельно представителем истца, что не отвечает требованиям допустимости, предусмотренным ст. 60 Гражданского процессуальной кодекса Российской Федерации. Напротив, в приобщенных в суде первой инстанции выкопировках Дежурной карты г. Томска, содержащих аналогичные фрагменты канализационной линии, такое соединение отсутствует.
Также, по мнению судебной коллегии, не свидетельствует об указанных обстоятельствах графический материал (схема) организации водоотведения из электронной модели схемы водоснабжения и водоотведения г. Томска посредством муниципальных бесхозяйных объектов (сетей и сооружений) хозяйственно-бытовой канализации (л.д. 185), учитывая, что согласно пояснениям представителя истца он являлся лишь приложением к проекту постановления администрации Города Томска "Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Томск".
При этом присоединение спорной бесхозяйной канализационной линии к канализационно-насосной станции (КНС), факт осуществления ремонтных работ на КНС указанных выводов не опровергает, учитывая, что в силу СП 32.13330.2012, "Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения", актуальная редакция СНиП 2.04.03-85, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.1.2.2011 N 635/11, КНС является одним из элементов системы канализации, представляющей собой совокупность взаимосвязанных сооружений, предназначенных для сбора, транспортирования, очистки сточных вод различного происхождения сброса очищенных сточных вод в водоем-водоприемник или в подачу на сооружения оборотного водоснабжения, в которую наряду с КНС входят и канализационные системы, на присоединение к которым и указано, как на необходимое условие, в ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Кроме того, из акта обследования от /__/, составленного ООО "Томскводоканал", следует, что напорная канализационная линия от здания КНС по адресу: /__/ по территории бывшего хладокомбината поворот угла склада N /__/ по адресу: /__/, до КК-1 на повороте /__/ до КК-2 на перекрестке /__/ и /__/ находится в технически неисправном состоянии. При данной трассировке (коридоре), эксплуатировать должным образом данную канализационную линию не представляется возможным.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения иска о возложении обязанности на ООО "Томскводоканал" принять по акту приема-передачи бесхозяйный объект водопроводно-канализационного хозяйства, расположенный от здания КНС по адресу: /__/ по территории бывшего хладокомбината поворот угла склада N /__/ по адресу: /__/, до КК-1 на повороте /__/ до КК-2 на перекрестке /__/ и /__/ и осуществлять обслуживание данного объекта до признания на него права собственности или принятию во владение, пользование и распоряжение, оставившим его собственником, в связи с чем решение подлежит отмене с принятием нового об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 18 сентября 2015 года отменить, принять новое.
В удовлетворении иска муниципального образования "Город Томск" в лице администрации г. Томска к обществу с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" о возложении обязанности принять по акту приема-передачи бесхозяйный объект водопроводно-канализационного хозяйства и осуществлять обслуживание данного объекта до признания на него права собственности или принятию во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.