Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Носковой Г.Н.,
судей Бакиной Е.Н., Маркина В.А.,
при секретаре Савиных Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове
19 января 2016 года
гражданское дело по иску Кудрявцевой С.П. к министерству финансов "данные изъяты" о взыскании расходов, связанных с оплатой коммунальных услуг
поступившее по апелляционной жалобе представителя министерства финансов "данные изъяты" по доверенности Орловой Е.А. на решение Подосиновского районного суда Кировской области от 06 ноября 2015 года, которым постановлено:
взыскать с министерства финансов "данные изъяты"" в пользу Кудрявцевой С.П. компенсацию расходов на отопление и электроснабжение жилого помещения в размере "данные изъяты" коп., и судебные расходы в сумме "данные изъяты" коп.
Заслушав доклад судьи областного суда Маркина В.А., судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Кудрявцева С.П. обратилась в суд с иском к министерству финансов "данные изъяты" о взыскании затрат, понесённых ею, как медицинским работником, по оплате коммунальных услуг. В обоснование требований указала, что с "дата" и по настоящее время занимается лечебной деятельностью в КОГБУЗ " "данные изъяты""), проживает по адресу: "адрес", то есть в сельской местности, поэтому имеет льготу по оплате отопления жилого помещения и его освещения. Однако, указанные льготы в полном объеме ей не предоставляются, она получала лишь частичную компенсацию указанных расходов, которая была ниже фактических затрат. С "дата" г. затраты понесенные ею на оплату указанных коммунальных услуг составили "данные изъяты" коп. Частичная компенсация расходов по оплате коммунальных услуг за указанный период составила "данные изъяты" рублей. Сумма недополученной ею компенсации составила "данные изъяты" коп. До 01.01.2005 г. ей, как медицинскому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, бесплатно предоставлялось жилое помещение с отоплением и освещением. В силу Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ с 01.01.2005 года предоставление Кудрявцевой С.П. этой льготы было прекращено. Вместе с тем, отмена законодателем мер социальной поддержки медицинских работников, которыми они пользовались до 31 декабря 2004 года, не должна нарушать их права на получение таких мер в полном объеме и после 01.01.2005 года. С учетом уточнения исковых требований просила взыскать с министерства финансов "данные изъяты" в свою пользу расходы по отоплению и освещению в размере "данные изъяты" коп. за период с "дата" по "дата".г. поскольку за период с июня по сентябрь 2012 года ею пропущен срок исковой давности для обращения в суд с иском, также просила взыскать с ответчика судебные расходы.
Решением Подосиновского районного суда Кировской области от 06 ноября 2015 года эти требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель министерства финансов "данные изъяты" по доверенности Орлова Е.А. просит решение отменить, как необоснованное, и принять новое решение. Полагает, что установление дополнительных мер социальной поддержки медицинских работников не является обязательством субъекта РФ - "данные изъяты", которая свои обязательства перед ними выполнила, приняв Закон Кировской области от 03 ноября 2004 г. N 267-ЗО. Согласно указанному областному Закону истцу предоставляется частичная денежная компенсация. Кроме того считает, что если медицинский работник стал получать дополнительную социальную поддержку в виде частичной компенсации за счет областного бюджета с 01.01.2005 г., это не означает, что он имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальные услуг в том объеме, который был установлен федеральными законами до 01.01.2005 г. Полагает, что право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальные услуги в прежнем объеме после 01.01.2005 г. сохраняют те медицинские работники, одновременно работающие и проживающие в сельской местности, которые пользовались этой льготой до 01.01.2005 г. Указанное обстоятельство должно подтверждаться допустимыми доказательствами, а именно: документами уполномоченных лиц о начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, документами о предоставлении льгот по оплате. Полагает, что истец не предоставила таких доказательств. Также считает, что данные льготы должны предоставляться за счет средств федерального бюджета.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом. Истец Кудрявцева С.П. направила заявление, в котором просила рассмотреть жалобу без ее участия в связи с семейными обстоятельствами. Представитель министерства финансов "данные изъяты" Орлова Е.А. в апелляционной жалобе просила суд рассмотреть дело в отсутствие представителя. Представитель третьего лица - главврач КОГБУЗ " "данные изъяты" просил о рассмотрении апелляционной жалобы без участия их представителя, с доводами и требованиями жалобы не согласен.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, согласно части первой и второй статьи 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и только в обжалуемой части, судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда приходит к следующему.
Установлено, что Кудрявцева С.П. с "дата" проживает и зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес"
Из трудовой книжки следует, что Кудрявцева С.П. была принята на работу с "дата" в "данные изъяты" больницу на должность врача-гинеколога, с "дата" переведена в "данные изъяты" на должность акушера-гинеколога, с "дата" переведена в "данные изъяты" участковую больницу на должность акушера-гинеколога, с "дата" переведена на должность заведующей баклабораторией в КОГУЗ " "данные изъяты"" (с "дата" - МУЗ " "данные изъяты"", с "дата" - МУЗ " "данные изъяты" с "дата" - КОГБУЗ " "данные изъяты""). С "дата" и по настоящее время Кудрявцева С.П. работает в данном учреждении врачом-бактериологом баклаборатории (л.д. 37-40).
Учредителем и собственником имущества КОГБУЗ " "данные изъяты"" является субъект РФ - " "адрес"".
Согласно справке администрации "данные изъяты" городского поселения N от "дата" Кудрявцева С.П. в 2002-2004 г.г. являлась получателем компенсации за электроэнергию, как медицинский работник, работающий и проживающий в сельской местности.
Кроме этого, то, что до 01 января 2005 года Кудрявцева С.П. пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, как медицинский работник, работающий и проживающий в сельской местности, подтверждается также и иными письменными доказательствами, в том числе: платежным поручением N от "дата". плательщиком по которому являлась администрация п "данные изъяты", получателем денег МУП ЖКХ "данные изъяты", указан код назначения 110760 "коммунальные услуги специалистов"; счетом-фактурой МУП ЖКХ "данные изъяты" N от "дата" с наименованием услуги "льгота специалистам за октябрь 2004 г."; реестром (справкой) по возмещению сумм льгот медицинским работникам подразделение МУП ЖКХ "данные изъяты" за октябрь 2004 г., в котором по дому N по "адрес" указана Кудрявцева С.П.; платежными ведомостями за 1 квартал 2005 г. в списке фамилий получателей денежных средств на коммунальные расходы (электроэнергия) под N указана Кудрявцева С.П.; расходным кассовым ордером N от "дата" на сумму "данные изъяты" руб., с указанием основания выдачи денег: за коммунальные услуги (л.д.23-31).
Согласно Постановлению Правительства Кировской области от 24 сентября 2008 г. N 147/401 "Об утверждении Положения о департаменте финансов Кировской области", которое действовало в период спорных правоотношений, департамент финансов Кировской области является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим проведение финансовой, бюджетной, налоговой политики на территории области и координирующим деятельность в указанной сфере иных органон исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области (п. 1.1).
Постановлением Правительства Кировской области от 17 марта 2015 г. N 29/150 департамент финансов Кировской области переименован в министерство финансов Кировской области.
Постановлением Правительства Кировской области 24 июня 2015 г. N 44/316 утверждено Положение о министерстве финансов Кировской области, в котором также отражены эти полномочия.
Начиная с 2005 года, истице выплачивается только частичная компенсация расходов за коммунальные услуги, предусмотренная Законом Кировской области от 03 ноября 2004 г. N 267-30 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области".
Общая сумма, понесенных ею затрат по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение в период с "дата" по "дата" составила "данные изъяты" коп. (с учетом оплаты истцом услуг в сумме "данные изъяты" коп. и получения частичной компенсации в сумме "данные изъяты" рублей).
Расчет суммы подлежащей возмещению, произведенный истцом и принятый судом, в жалобе ответчиком не оспаривается.
В соответствии со статьей 59 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, медицинские работники, как специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в редакции, действовавшей до 01 января 2005 г., было установлено, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением.
В соответствии с пунктом 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 август 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) часть вторая статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан была признана утратившей силу с 1 января 2005 года.
Одновременно статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан Федеральным законом N 122-ФЗ была дополнена частью пятой, в соответствии с которой, установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;
при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Таким образом, из смысла указанных положений Федерального закона N 122-ФЗ следует, что изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Правильно применив нормы материального права, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе относимых и допустимых доказательств, которым в решении дана оценка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия отклоняет направленные на оспаривание выводов суда доводы апелляционной жалобы, так как они основаны на переоценке доказательств, неправильном толковании норм материального права, сводятся к позиции, занятой ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которой судом дана мотивированная оценка, и не содержат указания на обстоятельства, которые, в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Подосиновского районного суда Кировской области от 06 ноября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.