Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Носковой Г.Н.,
судей Бакиной Е.Н., Маркина В.А.,
с участием прокурора Новиковой И.В.,
при секретаре Савиных Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове
26 января 2016 года
гражданское дело по иску прокурора "данные изъяты" в интересах Злобина Д,И. к КОГКУ "данные изъяты"", ОАО " "данные изъяты" о признании незаконными расчетов по оплате электрической энергии, обязании совершить определенные действия, взыскании недоначисленных сумм,
поступившее по представлению прокурора "данные изъяты" на решение Подосиновского районного суда Кировской области от 30 октября 2015 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи областного суда Маркина В.А., судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
прокурор "данные изъяты" обратился в суд с иском в интересах Злобина Д.И. к КОГКУ "данные изъяты"", ОАО " "данные изъяты" о признании незаконными расчетов по оплате электрической энергии, обязании совершить определенные действия, взыскании недоначисленных сумм. В обоснование иска указал, что Злобин Д.И. проживает в многоквартирном "адрес", является ветераном Великой Отечественной войны и пользуется правом на льготы по оплате электроснабжения, в том числе, на общедомовые нужды. Услугу по электроснабжению указанного дома оказывает ОАО " "данные изъяты"". Энергоснабжающая организация начислила Злобину Д.И. компенсацию по льготе за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию в "дата" года, исходя из норматива потребления, установленного постановлением Правительства Кировской области от 29 марта 2007 года N 90/148 "О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения Кировской области при отсутствии приборов учета" (в редакции от 24.02.2015 года). Вместе с тем, прокурор считает, что компенсация расходов в размере 50 процентов на оплату электроэнергии, потребляемой при содержании общего имущества, в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах", в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ, должна начисляться исходя из фактического объема потребленной электроэнергии, без учета норматива потребления. Указанными незаконными действиями энергоснабжающая организация снизила объем льготы, полагающейся Злобину Д.И., нарушила положения закона "О ветеранах" и постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в связи с чем, размер переплаты Злобина Д.И. за указанный период составил "данные изъяты" руб. Просил признать незаконными расчеты, произведенные ОАО " "данные изъяты"" по компенсации Злобину Д.И. услуг на оплату электрической энергии, используемой на общедомовые нужды, обязать "данные изъяты"" производить Злобину Д.И. расчет компенсации по оплате электроэнергии, используемой на общедомовые нужды, в соответствии с требованиями п.5 ст. 15 Федерального закона "О ветеранах", взыскать с КОГКУ "данные изъяты"" в пользу Злобина Д.И. сумму недоначисленной льготы за "дата" года в размере "данные изъяты" руб.
Решением Подосиновского районного суда Кировской области от 30 октября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В представлении прокурор "данные изъяты" просит решение суда отменить и принять новое решение, указывает на нарушение и неправильное применение судом норм материального права, а именно п.5 ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" (в ред. от 29.06.2015). Полагает, что действующее законодательство предусмотренную данной нормой льготу в виде компенсации расходов в размере 50 % платы за электрическую энергию, потребленную на содержание общего имущества в многоквартирном доме, не ставит в зависимость от нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ. Пункт 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ (в редакции от 29.06.2015), определяющий структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме, действительно, вступает в силу с 01.04.2016 года. Однако указанная редакция ЖК РФ, не находится во взаимосвязи с объемами предоставляемых льгот установленными ст.ст. 14-19 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции от 29.06.2015). Изменение структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме не может приостанавливать предоставление социальных льгот той или иной категории льготников.
В письменном отзыве на представление ОАО "Энергосбыт Плюс" ссылается на неправильное толкование прокурором указанных нормативно-правовых актов, просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о месте и времени его проведения были извещены надлежащим образом, поэтому судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав прокурора отдела облпрокуратуры Новикову И.В., поддержавшую доводы и требования представления, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, согласно статье 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов и требований, изложенных в представлении, судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда приходит к следующему
Установлено, что Злобин Д.И. является ветераном Великой Отечественной войны, проживает в многоквартирном "адрес". Ему, как ветерану, предоставляется льгота в виде компенсации расходов на оплату электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в данном многоквартирном доме, в размере 50 % оплаты, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, но в пределах норматива потребления, установленного постановлением Правительства Кировской области от 29 марта 2007 года N 90/148 "О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения Кировской области при отсутствии приборов учета".
Указанная льгота ранее была предусмотрена подпунктом 6 пункта 1 статьи 15 Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", согласно которому участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации). Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) были внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ), согласно которым изменились положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Ранее действующая редакция этих положений ЖК РФ предусматривала иную структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, согласно которой расходы на оплату этих ресурсов (кроме отопления), потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включались в плату за коммунальные услуги.
Так согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Федеральным законом N 176-ФЗ были внесены изменения в статью 15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 15 ФЗ "О ветеранах", в редакции Федерального закона N 176-ФЗ, участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:
компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей участников Великой Отечественной войны, совместно с ними проживающим;
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей участников Великой Отечественной войны, совместно с ними проживающим;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Обеспечение топливом участников Великой Отечественной войны производится в первоочередном порядке.
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Этим же Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ подпункт 6 пункта 1 статьи 15 ФЗ "О ветеранах" признан утратившим силу.
Таким образом, с учетом новой структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, изменился и порядок предоставления льготы, согласно которому для компенсации в размере 50 процентов платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме (абзац 4 подпункта 5 пункта 1 статьи 15 ФЗ "О ветеранах") был предусмотрен свой порядок, который не предусматривает предоставление льготы с учетом нормативов потребления, как это предусмотрено для платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении (абзац 5 подпункта 5 пункта 1 статьи 15 ФЗ "О ветеранах").
Как указано в пункте 1 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ, он вступает в силу со дня его официального опубликования, т.е. с 30 июня 2015 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Именно тем, что изменения, внесенные Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ в Федеральный закон "О ветеранах", вступили в силу с 30 июня 2015 года, прокурор обосновал период неправильного, с его точки зрения, начисления Злобину Д.И. льготы в июле и августе 2015 года.
Вместе с тем, согласно пункту 9 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ, положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 апреля 2016 года.
Таким образом, взаимосвязанное применение указанных положений ЖК РФ и положений Федерального закона "О ветеранах" позволяет сделать вывод, что новый порядок предоставления льготы по оплате электроэнергии потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме без учета нормативов потребления начинает действовать только с 1 апреля 2016 года.
Указанный вывод подтверждается также тем, что согласно пункту 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 сентября 2015 года.
То есть, когда, начиная с 1 апреля 2016 года, эти расходы на оплату ресурсов, потребляемых на содержании общего имущества, будут включаться в плату за содержание жилого помещения, при ее начислении за первый расчетный период их размер не может превышать норматив потребления, установленный субъектом Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в настоящее время расчеты по компенсации Злобину Д.И. расходов на оплату электрической энергии, используемой на общедомовые нужды, производятся ОАО "Энергосбыт Плюс" в соответствии с действующим законодательством и оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется.
Доводы апелляционного представления прокурора отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании и применении норм материального права.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Подосиновского районного суда Кировской области от 30 октября 2015 года оставить без изменения, а представление прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.