Президиум Кировского областного суда в составе:
председательствующего Бармина Ю.В.
членов президиума: Ждановой Л.В., Ембасинова И.В., Кочкиной Е.А.,
Лукьянова Э.В., Леденских И.В.
при секретаре: Анисимове Р.О..
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МУ администрации "адрес" на решение Слободского районного суда от 14.10.2015года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 24.12.2015года по делу по иску Исупова Г.С. к МО " "адрес" сельское поселение "адрес" "адрес"" о признании права на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости как лицу, ранее замещавшему выборную муниципальную должность,
В судебное заседание явился представитель администрации "адрес" по доверенности Кашин Н.И., Исупов Г.С.
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Кочкиной Е.А.,
УСТАНОВИЛ:
Исупов Г.С. обратился в суд с иском к Муниципальному образованию " "адрес" сельское поселение "адрес"" о признании права на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 5 Закона Кировской области от 08.07.2008г. N 257-ЗО "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления в Кировской области" как лицу, замещавшему выборную муниципальную должность.
В обоснование заявленных требований Исупов Г.С. ссылался на то, что с "дата" по "дата". был избран на должность председателя исполкома "адрес" сельского Совета, а с "адрес". по "адрес". на должность главы администрации "адрес" сельского Совета "адрес".
С "дата" Исупов Г.С. получает трудовую пенсию по старости.
Решением комиссии администрации "адрес" сельского поселения "адрес" по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы N от "дата" Исупову Г.С. отказано в назначении доплаты к трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием средств в бюджете муниципального образования.
Решением Слободского районного суда от 14.10.2015года за Исуповым Г.С. признано право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости как лицу, ранее замещавшему выборную должность лица местного самоуправления в Кировской области не менее одного срока полномочий на день его обращения, т.е. с "дата".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 24.12.2015года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Кировский областной суд 25.01.2016года, администрация "адрес" просит судебные постановления, состоявшиеся по делу, отменить.
"дата" материалы гражданского дела истребованы в Кировский областной суд.
Определением судьи Кировского областного суда от "дата" кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Президиум, выслушав представителя администрации "адрес" Кашина Н.И. просившего жалобу удовлетворить, Исупова Г.С., просившего судебные постановления оставить без изменения, обсудив доводы кассационной жалобы, находит, что судебные постановления подлежат отмене.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что "дата". Исупов С.Г. избран председателем исполкома сельского Совета народных депутатов, занимал выборную должность, поэтому в соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 6 Закона Кировской области от 08.07.2008г. N 257-ЗО, имеет право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
С выводами суда первой инстанции согласился и суд апелляционной инстанции, указав, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального и процессуального права.
В тоже время судом первой и апелляционной инстанции не было учтено, что по своей правовой природе пенсионное обеспечение муниципальных служащих ( в виде пенсии за выслугу лет либо ежемесячных доплат к пенсии) является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств местных бюджетов помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях.
Пункт 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Закона Кировской области от 08.07.2008 года N 257-30 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области" под лицами, замещающими муниципальные должности Кировской области, понимаются выборные лица, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе.
В силу ст. 5 вышеуказанного закона лицам, замещавшим муниципальные должности, муниципальным правовым актом органа местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости.
В п. 4 ст. 24 Устава МО " "адрес" городское поселение "адрес"" установлено, что статус депутатов сельской Думы, их социальные гарантии определяются Положением о статусе депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, утверждаемым решением сельской Думы, в соответствии с областным законодательством.
"дата" за N "данные изъяты" решением "адрес" сельской Думы утверждено Положение о статусе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
В ст. 17 указанного Положения указано, что финансирование социальных гарантий, денежного содержания, возмещение расходов по найму жилого помещения и расходов на осуществление полномочий выборного лица местного самоуправления предусматривается за счет местного бюджета.
Согласно ч.9 ст.34, ч.2 ст.53 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Согласно ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Такие расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Поскольку финансирование ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости муниципальному служащему осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе изменять порядок и условия выплаты такой доплаты, а также принимать решение и об отказе в ее назначении.
Президиум Кировского областного суда находит допущенные судом первой инстанции и не устраненные судом апелляционной инстанции нарушения норм процессуального и материального права существенными, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов МУ администрации "адрес", в связи с чем, обжалуемые судебные постановления подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть, что бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района, определение которого предусмотрено в ст. 6 БК РФ, поэтому МУ администрация "адрес" должна быть привлечена в процесс в качестве ответчика, а не третьего лица.
Суду первой инстанции следует учесть изложенное и принять судебное постановление в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Слободского районного суда от 14.10.2015года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 24.12.2015года, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий подпись Ю.В.Бармин
Копия верна :
Судья Е.А.Кочкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.