Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе
председательствующего Крамаренко О.А.
судей Поникаровской Н.В., Филатовой Н.В.
при секретаре Киячко А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации ГО "Город Калининград" на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 25 ноября 2015 года, которым иск Ф. удовлетворен частично.
На администрацию ГО "Город Калининград" возложена обязанность предоставить Ф. во внеочередном порядке на основании договора социального найма на состав семьи один человек благоустроенное жилое помещение в черте г. Калининграда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Заслушав доклад судьи Поникаровской Н.В., объяснения представителя администрации ГО "Город Калининград" Кирьяковой Е.Р., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Ф., просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Ф. обратилась в суд с иском к администрации ГО "Город Калининград", в котором просила обязать ответчика предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указывала, что проживает в коммунальной квартире и страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, и состоит на соответствующем учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения и в силу положений жилищного законодательства подлежит обеспечению жильем вне очереди.
Между тем администрация ГО "Город Калининград обязанность по обеспечению ее жилым помещением вне очереди не исполняет.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановилизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация ГО "Город Калининград", не соглашаясь с решением суда, ставит вопрос о его отмене.
В целом не оспаривая право Ф. на внеочередное обеспечение жильем, полагает, что обеспечение ее жилым помещением ранее лиц, имеющих аналогичную льготу ми принятых на учет ранее истца, нарушит права указанных лиц.
Указывает также, что возложение на органы местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в том числе и обеспечение жильем определенных категорий граждан, возможно только при предоставлении государственного финансирования, в данном случае за счет средств субъекта РФ в форме дотаций и представления межбюджетных трансфертов.
Отсутствие соответствующего финансирования не позволяет администрации обеспечить истца жилым помещением по договору социального найма.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Ф. проживает в коммунальной квартире N дома N по "адрес" и занимает комнату площадью "данные изъяты" кв.м. Помимо нее в комнате также проживают и зарегистрированы ее дети - сын Ч. и дочь С., а также внуки М. и И.
Заключением Т. подтверждено, что Б. страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378.
Установлено также, что Ф. с 18 мая 2015 года состоит на учете граждан нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в общегородской очереди и в льготной очереди, страдающих заболеванием по приказу Министерства здравоохранения СССР от 28 марта 1983 года под номером N.
Принимая оспариваемое решение, суд в соответствии с приведенными в решениями нормами жилищного законодательства и установленными по делу обстоятельствами правильно исходил из того, что Ф. имеет право на внеочередное предоставление ей жилого помещения по договору социального найма, что по существу не оспаривалось и ответчиком.
При этом суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на администрацию ГО "Город Калининград" - собственника муниципального жилищного фонда.
Такие выводы суда первой инстанции соответствуют нормам жилищного законодательства и признаются судебной коллегией правильными.
Доводы кассационной жалобы со ссылками на то, что в случае исполнения судебного решения и предоставления истцу жилого помещения во внеочередном порядке будут нарушены права иных граждан, состоящих в льготной очереди и также имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, возникшее ранее, чем у истца, не могут быть признаны состоятельными.
Подобная позиция подателя жалобы является ошибочной, не основана на законе и противоречит ему.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В части 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
При этом в силу прямого указания закона предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.
Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
С учетом изложенного, удовлетворение требований Ф. о предоставлении ей в соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилого помещения по договору социального найма вне очереди должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки и, вопреки утверждениям подателя жалобы, не может привести к нарушению прав иных лиц, которые также подлежат обеспечению жильем во внеочередном порядке.
Не ставят под сомнение решение суда в этой части и ссылки подателя апелляционной жалобы на отсутствие достаточного финансирования из средств бюджета субъекта на реализацию органом местного самоуправления вопросов местного значения, в том числе и обеспечение граждан жильем.
Обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии со статьей 14 Закона N 131-ФЗ и статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии со статьями 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 55, 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов.
Вместе с тем недостаточность соответствующего финансирования не освобождает орган мастного самоуправления от исполнения обязанности по обеспечению жильем истицы по договору социального найма вне очереди, которая возложена на него в силу закона. При этом орган местного самоуправления не лишен права на возмещение затрат, понесенных им в связи с реализацией полномочий по решению вопросов местного значения, из соответствующего бюджета.
Указанные доводы не ставят под сомнение законность принятого решения и его отмену не влекут.
При таком положении судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью доводов подателя жалобы об отсутствии оснований для возложения на администрацию муниципального образования обязанности по обеспечению истца жильем, поскольку такая позиция ответчика основана на неправильном понимании закона.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значения для разрешения возникшего спора судом установлены на основании надлежащей оценки представленных доказательств, нормы материального права применены судом правильно и в соответствии с возникшими правоотношениями, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене законно постановленного решения.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 25 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.