Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Ольховского В.Н.
судей Харитоненко Н.О., Уосис И.А.
при секретаре Сычевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Тупота А.М. на решение Светлогорского городского суда Калининградской области от 01 октября 2015 года, которым исковые требования Тупота А.М. удовлетворены частично.
Взыскана с Министерства финансов Российской Федерации за счёт Казны Российской Федерации в пользу Тупота А.М. "данные изъяты" ( "данные изъяты") рублей в счёт компенсации причинённого морального вреда.
Заслушав доклад судьи Харитоненко Н.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Тупота А.М. обратился в суд с иском к ответчикам МО МВД России "Светлогорский", Министерству Финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда, указывая, что в октября 2001 года он был задержал по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 162 УК РФ. 04 марта 2002 года приговором Светлогорского городского суда он осужден по ч.2 ст.162 УК РФ условно, с испытательным сроком 3 года. Во время проведения следственных действий и судебных разбирательств он находился под стражей и неоднократно доставлялся в ИВС при ОВД г. Светлогорска. В период его содержания в камерах ИВС с октября 2001 года по март 2002 года, условия содержания не соответствовали установленным нормам. Камеры не были оборудованы туалетами, раковинами для умывания, водопроводом, из-за чего он был лишен возможности соблюдать личную гигиену. Постельное белье не выдавалось, матрацы не обрабатывались, из-за чего он дважды был заражен "данные изъяты". Отсутствовало индивидуальное место для сна, спали на деревянном настиле. Не было положенной прогулки, из-за отсутствия прогулочного дворика. Он не был обеспечен трехразовым горячим питанием, кормили один раз в сутки, из-за чего испытывал чувство голода. В камерах отсутствовали столы, стулья, тумбочки, полки. Вещи лежали на полу, пищу принимали на деревянном настиле. Считает, что содержание в таких условиях нарушало его гражданские права, гарантированные Конституцией РФ. Ему был причинен моральный вред, выраженный в унижении его человеческого достоинства. Просил взыскать с ответчиков денежную компенсацию причиненного ему морального вреда в размере "данные изъяты" рублей.
Судом вынесено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Тупота А.М. просит указанное решение суда отменить, удовлетворить заявленные им исковые требования, взыскав с ответчика компенсацию морального вреда за 14 суток содержания в ИВС в условиях, унижающих человеческое достоинство и наносящих моральный вред, из расчета "данные изъяты" руб. в сутки, всего "данные изъяты" руб. Полагает, что присужденная судом сумма компенсации морального вреда не соответствует требованиям разумности и справедливости, с учетом установленных судом обстоятельств ненадлежащих условий его содержания в изоляторе временного содержания и характера причиненного морального вреда.
Тупота А.М., отбывающий наказание в местах лишения свободы , о дне и времени рассмотрения дела в апелляционной инстанции извещен надлежащим образом, что подтверждается его распиской.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, от представителя МО МВД России "Светлогорский" поступили письменные возражения на апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В силу ст. 17 Конституции РФ, признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Согласно ч. 2 ст. 21 Конституции РФ, ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от 30.03.1998 N 54-ФЗ, и в Европейской Конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, ратифицированной РФ Федеральным законом от 28.03.1998 К44-ФЗ, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В соответствием с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ", суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Следует учитывать, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
В соответствии с п. 2 ст. 1070 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 1069 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 9, 17, 22-24 Федерального Закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных УПК РФ, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счёт средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации. Подозреваемые и обвиняемые вправе: получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством РФ, им предоставляется право приобретать по безналичному расчёту продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место, выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания. Лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что приговором Светлогорского городского суда Калининградской области от 04 марта 2002 года Тупота А.М. осужден по п. "в,г" ч.2 ст.162 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком 3 года, с применением ст. 73 УК РФ наказание назначено условно, с испытательным сроком 3 года.
Истец Тупота А.М. доставлялся в ИВС при ОВД г. Светлогорска Калининградской области в период времени с октября 2001 года по март 2002 года, а именно с 23 декабря 2001 года по 29 декабря 2001 года, убыл 24 февраля 2002 года, освобожден 04 марта 2002 года по приговору Светлогорского городского суда Калининградской области, из зала суда.
Нахождение Тупота А.М. в ИВС при ОВД г. Светлогорска Калининградской области было связано как с необходимостью проведения следственных действий, так и рассмотрением дела в суде.
Иные периоды нахождения истца в ИВС при ОВД г. Светлогорска Калининградской области при рассмотрения дела установлены не были.
За время содержания в ИВС Тупота А.М. с жалобами к руководству о ненадлежащих условиях содержания, которые изложены в исковом заявлении, не обращался, заявлений в прокуратуру не подавал.
Вместе с тем, судом установлено, что с 1997 года и вплоть до 2008 года помещение ИВС ОВД Светлогорского городского округа Калининградской области не в полной мере соответствовало вышеуказанным нормам. В частности, проводившимися проверками было установлено, что в ИВС отсутствует прогулочный дворик, комната для свиданий спецконтингента с родными и близкими, санпропускник с дезкамерой, изолятор для больных, комната для хранения вещей задержанных; в камерах ИВС отсутствуют оконные проемы, естественное освещение и вентиляция, принудительная вентиляция недостаточная, стол, бочки для питьевой воды, радиоприемник, урны для мусора, санузел, полка для туалетных принадлежностей, вешалка для верхней одежды, искусственное освещение недостаточное, в общем санузле отсутствует горячее водоснабжение, в камерах санузла с умывальником не имеется, отсутствуют индивидуальные спальные места, спальные принадлежности, индивидуальные средства гигиены, камеры не обеспечены средствами радиовещания. ИВС располагается на первом этаже здания ОВД в приспособленных помещениях, в ИВС имеется две камеры для содержания лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Горячие питание лицам, содержавшимся в ИВС, предоставлялось только один раз в сутки.
Наличие в деятельности ИВС данных нарушений требований ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также требований Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в органах внутренних дел, не оспаривалось ОВД по Светлогорскому городскому округу ранее, и не оспаривается по существу ответчиком по делу.
Более того, ОВД Светлогорского городского округа неоднократно направляло в УВД Калининградской области, в органы прокуратуры и органы местного самоуправления обращения, в которых указывалось на несоответствие ИВС установленным требованиям и просило выделить денежные средства на проведение ремонтных работ в ИВС, в связи с чем, такие работы действительно были начаты и проводились в 2009-2010 годах.
Частично вышеуказанные нарушения в деятельности ИВС были устранены только в 2009 году после проводившегося с 2007 года капитального ремонта и переоборудования помещений.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что условия содержания истца в ИВС УМВД России по г. Калининграду в 2001-2002 г. не в полной мере соответствовали требованиям законодательства и могли повлечь для Тупота А.М. физические и нравственные страдания.
При этом, суд учел, что никаких достоверных доказательств о том, что в связи с нахождением в ИВС истцу был причинен вред здоровью, предоставлено не было. Данных о его обращении за медицинской помощью не установлено.
При определении размера компенсации морального вреда суд правильно учел характер и степень физических и нравственных страданий истца, степень нарушения его прав, период нарушения, отсутствие доказательств существенных негативных последствий, иные заслуживающие внимание обстоятельства, требования разумности и справедливости, и обоснованно определилразмер компенсации морального вреда в "данные изъяты" рублей.
Оснований для увеличения взысканного судом размера компенсации морального вреда по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Учитывая изложенное, оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Светлогорского городского суда Калининградской области от 01 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.