Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Лутфуллоевой P.P., Давыдовой Т.И.
при секретаре Жильцовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Семиной М.В. на решение Увельского районного суда Челябинской области от 26 ноября 2015 года по иску Семиной М.В. к Администрации Увельского муниципального района Челябинской области, Правительству Челябинской области о возложении обязанности по предоставлению жилищной субсидии на приобретение жилья в собственность.
Заслушав доклад судьи Козиной Н.М. об обстоятельствах дела и доводах жалобы, объяснения представителя Администрации Увельского района Молчановой О.В. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Семина М.В. обратилась в суд с иском к Администрации Увельского муниципального района Челябинской области, Правительству Челябинской области о возложении обязанности по предоставлению жилищной субсидии на приобретение жилья в собственность.
В обоснование исковых требований указала на то, что она является **** (бессрочно) по общему заболеванию, при котором согласно Списку заболеваний, утвержденному приказом Минздрава СССР от 28 марта 1983 года N 330, совместное проживание граждан в одной квартире невозможно и дает право на предоставление жилья в первоочередном порядке. Своего жилья она не имеет, зарегистрирована и проживает по месту жительства дочери С.Я.А. в однокомнатной квартире, общей площадью **** кв.м., жилой площадью **** кв.м. Относится к категории лиц, которым жилое помещение должно быть предоставлено во внеочередном порядке, с перечислением субсидии на приобретение жилого помещения в собственность.
В судебное заседание истец Семина М.В. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.
,1
Представитель ответчика Администрации Увельского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, сведений о причинах неявки суду не представлено.
Представители ответчика Правительства Челябинской области, третьего лица - Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просили дело рассмотреть без их участия, суду представлены отзывы, в которых просят отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
Суд постановилрешение, которым в удовлетворении исковых требований отказал.
В апелляционной жалобе Семина М.В. просит решение суда отменить и принять новое решение, полагая, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права. Указывает, что относится к числу лиц, являющихся инвалидами, вставшими на учет нуждающихся з улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года и имеющими в соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР право на первоочередное предоставление жилья, но не реализовавшими это право до 01 марта 2005 года, имеет право в получении в первоочередном порядке жилой площади по нормам Жилищного кодекса РСФСР. Полагает, что причиной нарушения ее права являются ошибочные действия уполномоченных органов исполнительной власти, которые неверно оценили все обстоятельства конкретного дела и несвоевременно поставили истицу на соответствующий учет, несмотря на то, что все необходимые документы и материалы были предоставлены истицей в установленные сроки. Кроме того, она не утратила право на улучшение жилищных условий, так как в силу закона у уполномоченных органов исполнительной власти возникла обязанность по обеспечению истицы соответствующими условиями проживания.
Семина М.В., представители ответчика Правительства Челябинской области, третьего лица Минсоцотношений Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещены, в суд не явились, поэтому судебная коллегия в соответствии с ч.З ст. 167, ч. 1 ст.327 ГПК РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-
ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 181 -ФЗ) предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и . обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона N 181 -ФЗ, обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01 января 2005 года, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с законом Челябинской области от 28 января 2010 года N 528-30 "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", установлены меры социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в форме предоставления жилищных субсидий на приобретение жилого помещения в собственность.
Согласно ст. 4 закона Челябинской области от 28 января 2010 года N528-30 "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", определение порядка предоставления указанной меры социальной поддержки отнесено к компетенции Правительства Челябинской области.
Согласно пункта 1-2 Положения о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01 января 2005 года, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность и единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений, утвержденному постановлением Правительства Челябинской области от 27 июля 2006 года N 149-П, инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний по перечню заболеваний, установленному Правительством Российской Федерации, субсидии предоставляются во внеочередном порядке.
Министерство социальных отношений на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, в течение 10 рабочих дней осуществляет формирование реестра ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года и претендующих на получение субсидии либо единовременной денежной выплаты, по Челябинской области (далее именуется - областной реестр) по состоянию на 01 февраля и 01 июля.
Как следует из материалов дела, Семина М.В. состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в администрации Увельского муниципального района с 22 декабря 2004 года и включена с этой же даты в областной реестр, учетный номер по состоянию на 01 февраля 2015 года - 1512 (л.д. 52).
В соответствии со справкой врачебной комиссии Увельской Центральной районной больницы N495 от 04 августа 2015 года Семина М.В. является ****, ей установлен диагноз "****" (л.д. 23).
Согласно справке МСЭ-003 N735861 Семина М.В. является **** по общему заболеванию, **** установлена бессрочно (л.д. 35).
Семина М.В. зарегистрирована и проживает по адресу: ****, жилых помещений на праве собственности не имеет (л.д.ЗЗ, 41).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что Семина М.В. не включена в список инвалидов, имеющих право на получение субсидии во внеочередном порядке, в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний от 16.06.2006 г. N 378 отсутствуют какие-либо формы заболевания ****, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований о предоставлении жилищной субсидии.
Судебная коллегия с указанными выводами суда согласна, поскольку из материалов дела следует, что истец состоит в областном реестре ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендующих на получение жилищной субсидии с датой постановки на учет - с 22 декабря 2004 года под номером 1512 по состоянию на 01.10.2015 г. В список инвалидов, имеющих право на получение субсидии во внеочередном порядке, она не включена, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию во внеочередном порядке у
суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы Семиной М.В. о том, что в период постановки на учет она имела право на получение жилья во внеочередном порядке и это право за ней сохраняется несмотря на изменение законодательства, основанием для отмены решения суда не являются, поскольку суд, руководствуясь статьями 17, 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктом 5 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года N 614, законом Челябинской области от 28 января 2010 года N 528-30 "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", пришел к правильному выводу, что получение социальной помощи возможно при соблюдении принципа очередности. Истица состоит на учете, включена в областной реестр, следовательно, жилищная субсидия должна быть предоставлена истцу исходя из последовательности, определяемой датой постановки ее на учет.
Апелляционная жалоба не содержит обстоятельств неисследованных судом первой инстанции, содержит нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения, иное толкование истцом данных норм, направлено на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется.
С учетом изложенных обстоятельств решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Увельского районного суда Челябинской области от 26 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Семиной М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.