Судебная коллегия по административным делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Наумовой И.В.,
судей Щербаковой Ю.А., Самыгиной С.Л.
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства материал по жалобе (заявлению) Атояна Г.М. об оспаривании решения, действия и бездействия прокурора Борисовского района Белгородской области
по частной жалобе Атояна Г.М.
на определение судьи Борисовского районного суда Белгородской области от 23.11.2015 о возвращении жалобы (заявления).
Заслушав доклад судьи Самыгиной С.Л., судебная коллегия
установила:
29.10.2015 в Борисовский районный суд поступила жалоба Атояна Г.М. на содержащееся в письме от 13.10.2015 N решение прокурора Борисовского района Белгородской области по вопросу освобождения заявителя от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности.
Определением судьи от 02.11.2015 жалоба оставлена без движения: ее подателю предложено в срок до 23.11.2015 оформить обращение в суд в виде административного искового заявления в соответствии с требованиями части 1 статьи 125, статей 126 и 220 КАС Российской Федерации, оплатить государственную пошлину.
23.11.2015 в суд поступило заявление Атояна Г.М. об оспаривании решения, действия и бездействия прокурора Борисовского района, в том числе содержащее просьбу об освобождении его автора от уплаты государственной пошлины на основании части 2 статьи 333.20 НК Российской Федерации.
Определением судьи от 23.11.2015 жалоба от 29.10.2015 и заявление от 23.11.2015 возвращены Атояну Г.М. со всеми приложенными материалами.
В частной жалобе Атоян Г.М. просит отменить судебный акт как незаконный и необоснованный, нарушающий конституционные права на доступ к правосудию.
Частная жалоба рассмотрена судебной коллегией по правилам, установленным статьей 315 КАС Российской Федерации, - в порядке упрощенного (письменного) производства.
Проверив законность и обоснованность судебного постановления в соответствии со статьей 308 КАС Российской Федерации, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия признает отсутствие правовых оснований для отмены определения.
Принимая решение о возвращении жалобы, судья исходил из того, что Атоян Г.М. не устранил указанные в определении судьи от 02.11.2015 недостатки.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда как соответствующим нормам действующего процессуального законодательства и фактическим обстоятельствам.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из права на судебную защиту не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом.
Суд для обеспечения права на судебную защиту граждан и организаций не вправе произвольно выбирать для себя порядок судопроизводства, а обязан действовать по правилам процедуры, установленной законодательством для данного вида судопроизводства.
До 15.09.2015 в системе гражданского процессуального законодательства гражданские дела по общему правилу рассматривались в порядке искового производства, предусмотренного подразделом 2 раздела II ГПК Российской Федерации, а в установленных законом случаях - в приказном производстве (подраздел 1), в особом производстве (подраздел 4), а также в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (подраздел 3).
К последним, согласно статье 245 ГПК Российской Федерации, были отнесены, в частности, дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, рассматриваемые в порядке, установленном главой 25 этого Кодекса.
Глава 25 ГПК Российской Федерации содержала нормы, регулирующие правила судопроизводства и устанавливающие его особенности, по спорам, в которых один из субъектов обладает властными полномочиями по отношению к другому, и именно этим определяется характер спора как административный, а не как гражданско-правовой.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 КАС Российской Федерации, с 15.09.2015 административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, рассматриваются и разрешаются судами в порядке, предусмотренном КАС Российской Федерации.
Таким образом, возникающие из публичных правоотношений дела до 15.09.2015 подлежали рассмотрению в порядке публичного судопроизводства, а с 15.09.2015 - в порядке административного судопроизводства.
В главе 22 КАС Российской Федерации установлены особенности производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
В соответствии с частью 1 статьи 220 КАС Российской Федерации форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 125 настоящего Кодекса. Так, административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
Частью 2 статьи 220 КАС Российской Федерации установлено, что в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны:
1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса;
2) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);
3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);
4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);
5) иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия). В случае оспаривания решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя в числе таких данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве;
6) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 настоящего Кодекса лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц;
7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);
8) сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи и соответствующие ходатайства;
9) сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;
10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Согласно упомянутым ранее пунктам 1, 2, 8 и 9 части 2 статьи 125 КАС Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;
8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;
9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 настоящего Кодекса, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 5, 8 и 9 части 2 настоящей статьи. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином (часть 6 статьи 125 КАС Российской Федерации).
В соответствии с части 3 статьи 220 КАС Российской Федерации к административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 настоящего Кодекса, а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.
Согласно части 1 статьи 126 КАС Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются:
1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;
3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств;
4) документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя;
5) доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем;
6) документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась;
7) иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
Вышеперечисленные требования к форме и содержанию административного искового заявления носят императивный характер и не содержат исключений для каких-либо категорий лиц, обращающихся в суд в административном порядке.
Как правильно указано в определениях судьи от 02.11.2015 и 23.11.2015, для инициирования судебного разбирательства для обжалования решения прокурора Атоян Г.М. должен обратиться в суд с административным исковым заявлением с соблюдением перечисленных выше требований процессуального законодательства.
Указание судьи на необходимость подачи административного иска вместо жалобы не выполнено: 23.11.2015 в суд поступило заявление, оформленное по правилам утратившей силу с 15.09.2015 главы 25 ГПК Российской Федерации.
Ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины в установленных порядке и размере оставлено без удовлетворения законно.
Для освобождения Атояна Г.М. от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска в суд недостаточно только ссылки на положения части 2 статьи 333.20 НК Российской Федерации.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определениях от 13.06.2006 N272-О и N274-О, осужденный к наказанию в виде лишения свободы должен доказать, что он не трудоустроен и не имеет денежных средств на лицевом счете. В материале такие доказательства отсутствуют.
Согласно части 2 статьи 222 КАС Российской Федерации судья возвращает административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по основаниям, указанным в части 1 статьи 129 настоящего Кодекса.
В силу пункта 7 части 1 статьи 129 КАС Российской Федерации судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если не исправлены недостатки данного административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения.
Поскольку административным истцом не устранены процессуальные препятствия к принятию его обращения к производству суда, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности и законности вынесенного судьей первой инстанции определения о возвращении жалобы (заявления) их подателю.
Судьей предоставлялся разумный срок для исправления недостатков административного искового заявления.
Доводы частной жалобы основаны на неправильном толковании указанных норм права.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению указанного вопроса, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 311, пунктом 1 части 1 статьи 316 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
определение судьи Борисовского районного суда Белгородской области от 23.11.2015 о возвращении жалобы (заявления) оставить без изменения, частную жалобу Атояна Г.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.