Судебная коллегия по административным делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Безуха А.Н.,
судей Борисовой О.В., Филипчук С.А.,
при секретаре Павловой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Солодовник А.В. о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области в государственной регистрации права собственности
по апелляционной жалобе Солодовник А.В.
на решение Свердловского районного суда г.Белгорода от 05 ноября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Борисовой О.В., объяснения представителя административного истца Солодовник А.В. - Солодовник В.В., поддержавшего жалобу, представителя административного ответчика - Управления Росреестра по Белгородской области Злыдневой О.И., возражавшей против жалобы, судебная коллегия
установила:
Солодовник А.В. обратилась в суд с административным иском об оспаривании отказа Управления Росреестра по Белгородской области в регистрации права собственности на земельный участок, площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", и возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности.
В обоснование административного иска Солодовник А.В. сослалась на незаконность отказа в регистрации права собственности на указанный земельный участок ввиду приобретения ею в порядке наследования права собственности на жилой дом, расположенный на указанном земельном участке, и предоставления этого участка одному из прежних правообладателей жилого дома до введения в действие Земельного кодекса РФ.
Решением Свердловского районного суда г.Белгорода от 05 ноября 2015 года отказано в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Солодовник А.В., повторно излагая обстоятельства, просила решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения.
Судом установлено, что сообщением от ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по Белгородской области, рассмотрев заявление Солодовник А.В. о регистрации права собственности на земельный участок вследствие перехода к ней в порядке наследования жилого дома, расположенного на данном участке, отказало в государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес", на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" по причине непредоставления необходимого в соответствии с законом документа, устанавливающего или удостоверяющего право на земельный участок любого прежнего собственника здания (жилого дома в данном случае), расположенного на указанном участке.
За Солодовник А.В. зарегистрировано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", на основании решения Свердловского районного суда г. Белгорода от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому она приобрела право собственности на здание по указанному адресу в порядке наследования после смерти С.
В свою очередь С. жилой дом N по "адрес" перешел в собственность в порядке наследования после смерти С. (свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ).
В силу пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
При этом, основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 статьи 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" земельный участок является следующий документ:
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Согласно пункту 7 статьи 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:
свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
один из документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
Представление предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта документа не требуется в случае, если право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что единственным представленным заявительницей документом, подтверждающим право одного из прежних правообладателей жилого дома - С. на некий земельный участок является выписка из протокола исполкома "данные изъяты" сельского Совета депутатов трудящихся "данные изъяты" района "данные изъяты" области от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, данный документ не содержит сведений о местоположении отведенного С. земельного участка. В связи с чем, названный протокол нельзя считать документом, устанавливающим или удостоверяющим право гражданина - прежнего собственника жилого дома N по "адрес" на земельный участок по этому же адресу.
Копия заключения из дел БТИ от ДД.ММ.ГГГГ и выписка из протокола N заседания исполкома "данные изъяты" городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ не являются правоустанавливающими документами не земельный участок и не свидетельствуют о предоставлении земельного участка по адресу: ДД.ММ.ГГГГ, одному из правообладателей жилого дома, который перешел в порядке наследования к заявительнице.
В период составления вышеуказанных документов (то есть ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) полномочиями по отводу гражданам в городах земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов обладали исполкомы краевых, областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся, согласно Постановлению Совета Министров СССР от 26 августа 1948 г. N 3211 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 г. "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов".
Является несостоятельной ссылка административного истца в жалобе на Инструкцию НКХ РСФСР от 25.12.1945 года "О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР" в обоснование доводов об отнесении к удостоверяющим документам на землю вышеуказанных заключения из дел БТИ от ДД.ММ.ГГГГ и выписки из протокола N заседания исполкома "данные изъяты" городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ. Названная Инструкция НКХ РСФСР от 25.12.1945 года не регулировала вопросы предоставления земельных участков.
Выписка из похозяйственной книги не может рассматриваться в качестве правоустанавливающего документа не земельный участок, поскольку разрешенное использование последнего - для индивидуального жилищного строительства (согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 48), а в силу Федерального закона от 07 июля 2003 года N112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" похозяйственная книга может подтверждать право на земельный участок с разрешенным использованием "для ведения личного подсобного хозяйства".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представленные заявительницей на регистрацию документы не позволили однозначно определить, что С. предоставлялся земельный участок под жилым домом, принадлежащим Солодовник А.В. на праве собственности.
Кроме того, не опровергнуты выводы суда первой инстанции о наличии в представленных на государственную регистрацию документах расхождений в значениях площади земельных участков, что также не позволяет соотнести земельный участок, площадью "данные изъяты" га, указанный в выписке из протокола N заседания исполкома "данные изъяты" сельского Совета депутатов трудящихся "данные изъяты" района "данные изъяты" области от ДД.ММ.ГГГГ, с земельным участком, площадью "данные изъяты" кв.м, в отношении которого заявительница обращалась за регистрацией права собственности.
Ссылки в жалобе на регистрационное удостоверение, выданное "данные изъяты" горкомхозом ДД.ММ.ГГГГ, а также на технический паспорт жилого дома, - не могут повлиять на правильность выводов суда первой инстанции, поскольку данные документы в Управление Росреестра по Белгородской области не предоставлялись для регистрации права собственности на земельный участок и не удостоверяют право на земельный участок, исходя из их содержания.
Доводы, изложенные в жалобе, касающиеся необоснованности выводов о пропуске срока обращения в суд и незаконности отказа в восстановлении данного срока, - не могут повлечь отмену решения суда, поскольку даже если считать срок обращения в суд не пропущенным, по делу установлены достаточные основания для отказа в удовлетворении административного иска по существу (о чем изложено выше).
Иные доводы административного иска сводятся к повторному изложению обстоятельств и не содержат предусмотренные законом основания для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского районного суда г.Белгорода от 05 ноября 2015 года по административному делу по административному иску Солодовник А.В. о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области в государственной регистрации права собственности
оставить без изменения, апелляционную жалобу, - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.