Судья Московского городского суда Аванесова Г.А., изучив кассационную жалобу Алешина С.А., поступившую в Московский городской суд 27 января 2016 г., на решение Перовского районного суда г. Москвы от 27 марта 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 августа 2015 г. по гражданскому делу по иску Алешина С.А. к ОАО "Сбербанк России" о взыскании незаконно списанных денежных средств,
установил:
Истец Алешин С.А. обратился в суд с иском к ОАО "Сбербанк России" о взыскании денежных средств.
Решением Перовского районного суда г. Москвы от 27 марта 2015 г. в удовлетворении исковых требований Алешина С.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 августа 2015 г. решение Перовского районного суда г. Москвы от 27 марта 2015 г. оставлено без изменений.
Алешиным С.А. подана кассационная жалоба на решение Перовского районного суда г. Москвы от 27 марта 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 августа 2015 г., в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления (ч. 2 ст. 390 ГПК РФ).
Оснований, указанных в ст. 387 ГПК РФ, для отмены либо изменения судебных постановлений в кассационном порядке, по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам приложенным к ней, не установлено.
Судом установлено и из представленных судебных постановлений следует, что Алешин С.А. является клиентом ОАО "Сбербанк России" в соответствии с условиями использования карт ОАО "Сбербанк России" ("Условия"), памяткой держателя карт ОАО "Сбербанк России" ("Памятка Держателя"), заявлением на получение карты ("Заявление"), надлежащим образом заполненном и подписанном клиентом ("Клиент"), условиями и тарифами Сбербанка России на выпуск и обслуживание банковских карт ("Тарифы Банка"), руководством по использованию - "Мобильного банка" ("Руководство пользователя"), руководством по использованию Сбербанк Онлайн", что в совокупности является заключенным между Клиентом и ОАО (Сбербанк России" ("Банк") договором о выпуске и обслуживании банковских карт ("Договор").
21 июля 2014 г. с принадлежащих Алешину С.А. счетов ОАО "Сбербанк России" через сайт "Сбербанк Онлайн", были списаны денежные средства в сумме *** руб.
21 июля 2014 г. Алешин С.А. обратился в отделение Сбербанка России с заявлением о произошедшей спорной операции, заблокировал карту. Ответчик направил истцу ответ о том, что анализ базы данных показал, что при проведении операций в системе самообслуживания "Сбербанк Онлайн" были использованы правильные логин, постоянный и одноразовые пароли.
Согласно условий предоставления услуги "Сбербанк Онлайн", утвержденных Постановлением Правления ОАО "Сбербанка России" от 25 декабря 2009 г. N 379, система "Сбербанк Онлайн" - это комплекс программно-аппаратных средств Банка, предназначенный для предоставления клиентам услуг "Сбербанк Онлайн" через глобальную информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
Согласно п. 2.6 Условий операции в системе "Сбербанк Онлайн" подтверждаются постоянным паролем и/или одноразовым, который вводится при совершении любой финансовой операции. Одноразовые пароли клиент может получить:
- через устройство самообслуживания Банка с использованием своей основной банковской карты Банка, операция получения одноразовых паролей подтверждается ПИН-кодом;
- в CMC-сообщении на номер мобильного телефона.
Истец принял на себя обязательства по хранению в недоступности для третьих лиц
месте, а также обязался не передавать другим лицам свой идентификатор, постоянный пароль и одноразовые пароли (п. 3.4.2 Условий). В соответствии с п. 2.7 Условий клиент соглашается с тем, что постоянный и одноразовый пароли являются аналогом собственноручной подписи. Электронные документы, подтвержденные постоянным и/или одноразовым паролем, признаются сторонами равнозначными документами на бумажном носителе и могут служить доказательством в суде.
Согласно п. 2.8 Условий предоставления услуги "Сбербанк Онлайн" клиент соглашается с получением услуг "Сбербанк Онлайн" через сеть "Интернет", осознавая, что сеть "Интернет" не является безопасным каналом связи, и соглашается нести финансовые риски и риски нарушения конфиденциальности, связанные с возможной компрометацией информации при ее передаче через сеть Интернет.
Клиент самостоятельно и за свой счет обеспечивает подключение своих вычислительных средств к сети "Интернет", доступ к сети "Интернет", а также обеспечивает защиту собственных вычислительных средств от несанкционированного доступа и вредоносного программного обеспечения (п. 2.9 Условий).
Согласно п. 3.4.6 Условий истец обязан был ознакомиться с мерами информационной безопасности, размещенными в руководстве клиента "Сбербанк Онлайн" и на WEB-сайте Банка, а также неукоснительно их соблюдать.
Перечень мер информационной безопасности, которые следует соблюдать пользователю услуг "Сбербанк Онлайн", подробно приведен в руководстве пользователя в разделе "Безопасность". Руководство пользователя системы "Сбербанк Онлайн" размещено на стартовой странице указанной системы для ознакомления клиентами еще до ввода идентификатора и пароля.
В соответствии с п. 4.2 Условий пользования услугой "Сбербанк Онлайн" в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы, к которым относятся стихийные бедствия, аварии, пожары, массовые беспорядки, забастовки, революции, военные действия, противоправные действия третьих лиц, вступление в силу законодательных актов, правительственных постановлений и распоряжений государственных органов, прямо или косвенно запрещающих или препятствующих осуществлению Банком своих функций по настоящим условиям, и иных обстоятельств, не зависящих от банка, Банк освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств.
Пунктами 3.3.2, 3.3.3 условий установлено, что банк не несет ответственности за последствия компрометации идентификатора пользователя, постоянного и/или одноразовых паролей клиента, а также за убытки, понесенные клиентом в связи с неправомерными действиями третьих лиц, а также в случаях необоснованного или ошибочного перечисления клиентом средств получателям через "Сбербанк Онлайн", клиент самостоятельно урегулирует вопрос возврата средств с их получателями.
21 июля 2014 г. Алешин С.А. самостоятельно вошел в свой личный кабинет ввел идентификатор и пароль. Банком было получено распоряжение на перевод денежных средств с банковской карты истца, которые он исполнил в полном объеме, как предусмотрено указанными нормами.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что правила безопасности описаны на сайте http://www.sberbank.ru/ru/person/dist_services/warning/ и являются доступными для всех пользователей и пришел к выводу, что ответчик выполнил полученные в соответствии с договором распоряжения о переводе соответствующих сумм с карты по указанным в распоряжениях реквизитам. Одноразовый пароль приходил Алешину С.А. на телефон по CMC-сообщению, т.е. не усматривается нарушений со стороны ответчика, повлекших нарушений прав истца, как потребителя и соответственно взыскания убытков. Поскольку пароли были введены верно, банк не имел оснований для отказа в проведении операций, так как введение одноразового пароля в соответствии с договором банковского обслуживания является для банка подтверждением распоряжения на проведение операции.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Выводы судебных инстанций являются верными, в судебных постановлениях мотивированны и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы жалобы о том, что суд отказал в допросе свидетеля и истребовании доказательств, не могут повлечь отмену указанных судебных актов, поскольку согласно ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, в соответствии со ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Таким образом, суд определят значимость одних доказательств, перед другими по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч. 1 ст. 67 ГПК РФ).
Иные доводы направлены на оспаривание выводов судебных инстанций об установленных обстоятельствах, иную оценку доказательств, согласно ст.ст. 387, 390 ГПК РФ судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Нарушений норм материального или процессуального права не установлено. Оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - Президиума Московского городского суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 381, ст. ст. 383, 387 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Алешина С.А. на решение Перовского районного суда г. Москвы от 27 марта 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 августа 2015 г. по гражданскому делу по иску Алешина С.А. к ОАО "Сбербанк России" о взыскании незаконно списанных денежных средств, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья
Московского городского суда Г.А. Аванесова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.