Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Епихиной О.М.,
судей Щербаковой Н.В., Юрковой Т.А.
при секретаре Дорошкове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Собрания депутатов муниципального образования г. Узловая Узловского района на решение Узловского городского суда Тульской области от 30 сентября 2015 года по делу по административному иску Тульского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к Собранию депутатов муниципального образования г. Узловая Узловского района о признании в части недействующим нормативно-правового акта.
Заслушав доклад судьи Епихиной О.М., судебная коллегия
установила:
Тульский транспортный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с административным иском к Собранию депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района с иском о признании в части недействующим нормативно-правового акта.
В обоснование административного иска указал, что Тульской транспортной прокуратурой на основании приказа Генерального прокурора РФ N155 от 02.10.2007 года "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных актов органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления" была проведена проверка соответствия федеральному законодательству решения Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района от 24.05.2012 года N55-324 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования город Узловая Узловского района" (далее - Правила благоустройства), по результатам которой установлено, что нормативный правовой акт не соответствует федеральному законодательству и подлежит изменению. Правила благоустройства были опубликованы в газете "Знамя" 02.06.2012 года N58 (12561) и с указанного времени вступили в силу, являются решением органа, местного самоуправления по вопросам местного значения.
Между РФ в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области и ОАО "Российские железные дороги" заключены договоры аренды земельных участков, являющихся федеральной собственностью, на которых располагается и полоса отвода железной дороги. Согласно заключенным договорам обязанность по содержанию и использованию в соответствии с требованиями градостроительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных, строительных и иных нормативов возложена на арендатора. Таким образом, обязанность собственников, владельцев, пользователей земельных участков по содержанию территории может быть возложена либо на основании федерального закона, либо на основании договора.
Вместе с тем, п.8.2.13 Правил благоустройства устанавливает для собственников, владельцев, пользователей земельных участков дополнительное бремя по содержанию имущества, им не принадлежащего, что согласно приведенным нормам закона не относится с компетенции органов местного самоуправления, а может устанавливаться только федеральным законом или договором.
На основании изложенного, ссылаясь на ч.1 ст.45 ГПК РФ, Федеральный закон N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст.87,90 Земельного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ N611 от 12.10.2006 года "О порядке установления и пользования полосой отвода и охранных зон железной дороги", Постановление Правительства РФ N264 от 29.04.2006 года "О порядке пользования участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги"", Федеральный закон N17-ФЗ от 10.01.2003 года "О железнодорожном транспорте в РФ", просил признать недействующим п.8.2.13 Правил благоустройства территории муниципального образования город Узловая Узловского района, утвержденных решением Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района от 24.05.2012 года N55-324 со дня его вступления в законную силу.
Прокурор, участвующий в деле, помощник Тульского транспортного прокурора Стариков Н.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района по доверенности Мызникова С.М. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований.
Решением Узловского городского суда Тульской области от 30 сентября 2015 года постановлено административные исковые требования Тульского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к Собранию депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района о признании недействующим в части нормативно-правового акта - удовлетворить.
Признать подпункт 8.2.13 раздела 8 Правил благоустройства территории муниципального образования город Узловая Узловского района, утвержденных решением Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района от 24 мая 2012 года N55-324 недействующими с момента вступления в силу указанных правил.
В течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу опубликовать сообщение о настоящем решении в издании, в котором был официального опубликован нормативно-правовой акт - газете "Знамя" Узловского района Тульской области.
На решение Узловского городского суда Тульской области от 30 сентября 2015 года Собранием депутатов муниципального образования г. Узловая Узловского района подана апелляционная жалоба, в котором они выражают несогласие с решением суда, полагая его незаконным и необоснованным, постановленным при неправильном применении норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав объяснения заместителя Тульского транспортного прокурора Пучкова Ф.В., представителя Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района по доверенности Мызниковой С.М., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч.3 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.
Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта, что следует из ч.6 ст.208 КАС РФ.
Согласно статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Частью 1 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, относится к вопросам местного значения поселения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района N55-324 от 24.05.2012 года утверждены "Правила благоустройства территории муниципального образования город Узловая Узловского района".
Решение опубликовано в газете "Знамя" муниципального образования Узловский район N58 от 02.06.2012 года.
Решением Собрания представителей муниципального образования Узловский район 5-го созыва N17-97 от 25.03.2014 года "О внесении изменения в решение Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района от 24 мая 2012 года N55-324 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования город Узловая Узловского района" внесены изменения в указанные правила, при этом п.8.2.13 изложен в новой редакции, а именно: "Железнодорожные пути, проходящие в черте муниципального образования в пределах полосы отчуждения (откосы выемок и насыпей, переезды и переходы через пути), обязаны убирать и содержать железнодорожные организации, эксплуатирующие данные сооружения".
Удовлетворяя требования Тульского транспортного прокурора, суд обоснованно исходил из того, что земли в полосе отвода железных дорог являются федеральной собственностью и предоставлены в пользование ОАО "Российские железные дороги".
Так, согласно частям 4 и 5 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые, в том числе, федеральным транспортом, путями сообщения, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации и являются федеральной собственностью. Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено настоящим Кодексом, определяется Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности.
На основании ч. 2 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги".
При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения поселений, предусмотренных пунктами 7.1 - 9, 15 и 19 части 1 статьи 14 и вопросов местного значения городских округов, предусмотренных пунктами 7.1 - 11, 20 и 25 части 1 статьи 16 данного Федерального закона, законодатель исходит из добровольности участия в выполнении социально значимых для поселения и городского округа работ.
В соответствии с п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 3 Гражданского кодекса РФ порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.
Собственник может перенести бремя содержания имущества (полностью или частично) на других лиц на основании договора, а случаи несения бремени содержания имущества несобственником могут быть установлены лишь федеральными законами.
Как правильно указал суд, в данном случае указанная обязанность возложена решением органа местного самоуправления, при этом федеральное законодательство такой обязанности не предусматривает.
Каких-либо доказательств обоснованности возложения муниципальным образованием на организации, эксплуатирующие данные сооружения, дополнительного обременения в виде уборки железнодорожных путей, проходящих в черте муниципального образования в пределах полосы отчуждения суду не представлено.
Таким образом, при принятии оспариваемого решения Собранием депутатов муниципального образования не были учтены вышеуказанные нормы действующего федерального и регионального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции правил подсудности рассматриваемого спора судебная коллегия находит несостоятельным.
Согласно статье 1 Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" с 15 сентября 2015 г. вводится в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, за исключением положений, для которых этим Федеральным законом установлены иные сроки введения их в действие.
Дела, находящиеся в производстве Верховного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, рассматриваются и разрешаются в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона N 22-ФЗ).
Таким образом, дела, находящиеся в производстве судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, не подлежат передаче на рассмотрение областного суда и должны быть рассмотрены в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 апреля 2000 года N 6-П, решение суда общей юрисдикции, которым нормативный правовой акт признан противоречащим федеральному закону, по своей природе не является подтверждением лишения такого акта юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.
В данном случае судом не приведены в судебном решении мотивы, по которым суд счел необходимым признать недействующим данный пункт Правил с момента принятия, не приведено таких оснований и истцом при обращении с иском.
Принимая во внимание, разъяснения данные в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", и учитывая, что рассматриваемый пункт Правил благоустройства применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций, судебная коллегия считает необходимым признать недействующим вышеуказанный пункт нормативно-правового акта с момента вступления в силу решения Узловского городского суда Тульской области от 30 сентября 2015 года в законную силу.
Прекращение действия указанного пункта Правил, не умаляет права и свободы других лиц, считающих нарушенными свои права в результате применения содержащихся в нем правовых норм, и не лишает их возможности обратиться в суд за защитой нарушенного права.
Оснований для отмены решения суда, как об этом ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает
Руководствуясь статьями 215, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ Российской Федерации, судебная коллегия
определила
решение Узловского городского суда Тульской области от 30 сентября 2015 года изменить, указав о признании недействительным п.8.2.13 раздела 8 Правил благоустройства территории муниципального образования город Узловая Узловского района, утвержденных решением Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района от 24 мая 2012 года N55-324, недействующими с момента вступления в силу решения Узловского городского суда Тульской области от 30 сентября 2015 года, а также дополнить резолютивную часть решения указанием об обязании опубликовать сообщения о настоящем решении Собранием депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.