Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Васякина А.Н.,
судей областного суда Булгаковой М.В., Чердынцевой В.Г.,
при секретаре Макарейкиной А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя индивидуального предпринимателя Вертипороха М.И. - Бороховича А.А. на решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 24 ноября 2015 года по делу по исковому заявлению прокурора Центрального района г.Оренбурга к Вертипороха М.И. о признании незаконной деятельности по использованию земельного участка не по целевому назначению,
Заслушав доклад судьи Васякина А.Н., объяснения представителей ИП Вертипорох М.И. - Московцевой Т.В. и Бороховича А.А., поддержавших апелляционную жалобу, прокурора Губаревой О.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г.Оренбурга обратился в суд с иском к Вертипорох М.И. указав, что прокуратурой Центрального района г.Оренбурга была проведена проверка по факту законности размещения автомойки по адресу: (адрес) Ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером N с разрешенным использованием: для размещения производственных зданий и сооружений, общая площадь составляет *** кв.м. Земельный участок относится к зоне торговых комплексов, рынков зоны "ОД.3". В ходе проверки установлено, что на вышеуказанном земельном участке располагается нежилое помещение в литере Г6Г7Г8, собственником которого является ответчик. Автомойка располагается непосредственно в литере Г7. Размещение автомойки на данном земельном участке является незаконным, поскольку для размещения автомойки необходимо получение специального согласования с органами местного самоуправления и вынесения на обсуждение населения. Считает, что ответчик использует земельный участок не по назначению. Просил признать незаконной деятельность Вертипороха М.И. по использованию земельного участка с кадастровым номером N, по адресу: (адрес) в виде размещения автомойки не по целевому назначению. Обязать Вертипороха М.И. использовать земельный участок с кадастровым номером N по целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием: размещение административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
Помощник прокурора Центрального района г.Оренбурга Рудакова А.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Борохович А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал.
Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 24 ноября 2015 года исковые требования прокурора удовлетворены.
Суд постановил:признать незаконной деятельность Вертипороха М.И. по использованию земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: (адрес) в виде размещения автомойки не по целевому назначению; обязать Вертипороха М.И. использовать земельный участок с кадастровым номером N, расположенного по адресу: (адрес) по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования.
На решение представителем ИП Вертипорох М.И. - Бороховичем А.А. подана апелляционная жалоба с просьбой об отмене решения и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от (дата) Вертипорох М.И. является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных зданий и сооружений, общая площадь *** кв.м., адрес объекта: (адрес) земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала N. Кадастровый номер земельного участка N.
Из кадастровой выписки о земельном участке от (дата) следует, что земельный участок с кадастровым номером N внесен в ГКН (дата), располагается по (адрес). Категория земель: Земли населенных пунктов. Основные виды разрешенного использования: Группа 7- земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения. Вспомогательные виды разрешенного использования: Группа 3-земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок. Группа 17-земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
Согласно выписке из раздела правил землепользования и застройки МО "город Оренбург", утвержденных решением Оренбургского городского Совета от 25 декабря 2012 года N 557 вышеуказанный земельный участок относится к зоне крупных торговых комплексов, рынков зоны "ОД.3".
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Центрального района г.Оренбурга, установлено, что на вышеуказанном земельном участке располагается нежилое помещение в литере Г6Г7Г8, собственником которого является Вертипорох М.И, что подтверждается свидетельством о регистрации права на данный объект недвижимости от (дата) (адрес).
В литере Г7 располагается автомойка.
Согласно ответу Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга от (дата) размещение автомойки на 1 пост в данной зоне является условно разрешенным видом.
С введением градостроительного зонирования на территории муниципального образования "город Оренбург" выбор вида разрешенного использования может осуществляться только в пределах, допускаемых зонированием территорий, что соответствует требованиям ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ.
Удовлетворяя исковые требования прокурора Центрального района г. Оренбурга, о признании незаконной деятельности ответчика по размещению на указанном участке автомойки суд первой инстанции, ссылаясь на ст. ст. 1, 7, 42 Земельного кодекса РФ, положения ст. 4 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", пришел к выводу об использовании ответчиком земельного участка не по целевому назначению в соответствии с принадлежностью его к категории земель - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, а также о том, что расположение автомойки на земельном участке с кадастровым номером N является незаконным, поскольку вид разрешенного использования земельного участка "СТО легкового автотранспорта (не выше V класса опасности), автомойка на один пост" (группа 11 Правил) относится к условно разрешенным видам использования земельного участка, тогда как не получено специальное согласование с органами местного самоуправления и не проведены публичные слушания по вопросу размещения автомойки на земельном участке с условно разрешенным видом использования: размещение административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
Судебная коллегия находит такие выводы суда ошибочными, а решение суда - подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса РФ принципами Земельного кодекса РФ является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе и на земли населенных пунктов.
Земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу требований п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В статье 85 Земельного кодекса РФ указано, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к общественно-деловым зонам.
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, ст. 47 решения Оренбургского городского Совета от 25.12.2012 N 557 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Оренбург" условно разрешенный вид использования земельного участка является видом использования территории, требующей специального согласования с органами местного самоуправления, вынесения на обсуждение населения (публичных слушаний).
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса (ч. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (ч. 1). Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (ч. 2). На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (ч. 8). На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (ч. 9). Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (ч. 12).
В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации территория населенного пункта подразделяется на территориальные зоны.
Для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) устанавливается градостроительный регламент.
Согласно ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 30, ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты территориальных зон устанавливаются Правилами землепользования и застройки, утверждаемыми представительным органом местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний.
На территории муниципального образования город Оренбург такие Правила утверждены решением Оренбургского городского Совета от 25 декабря 2012 года N 557. Данные Правила вводят систему регулирования землепользования и застройки, основанную на градостроительном зонировании, в целях создания условий для устойчивого развития муниципального образования "город Оренбург".
Из искового заявления следует, что прокурор Центрального района г. Оренбурга обратился в суд с данным иском в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, ссылаясь на то, что индивидуализировать круг лиц, права которых нарушены, не представляется возможным, прокурор действует в целях предупреждения нарушения прав будущих землепользователей, которые могут приобрести права на смежные с земельным участком, принадлежащим ответчику, земельные участки, тогда как право прокурора обращения в суд с требованиями в интересах Российской Федерации без каких - либо дополнительных условий прямо предусмотрено ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", целью участия прокурора в гражданском процессе является защита государственных и общественных интересов, прав и охраняемых законом интересов граждан.
Между тем, вопрос о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером N по адресу: (адрес), принадлежащего на праве собственности ИП Вертипороху, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных зданий и сооружений, затрагивает интересы муниципального образования "город Оренбург", а не государственные интересы.
Довод прокурора о невозможности определить круг лиц, права которых могут быть нарушены использованием спорного земельного участка не по его разрешенному назначению судебная коллегия полагает ошибочным, поскольку границы земельного участка определены, имеются смежные землепользователи, круг лиц является определенным.
Кроме того, из материалов дела следует, что целевое назначение земельного участка с кадастровым номером N по адресу: (адрес) относится, в том числе, и к Группе 3-земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, а согласно ответу Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга от (дата) размещение автомойки на 1 пост в данной зоне является условно разрешенным видом.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что спорный земельный участок используется ответчиком по его целевому назначению.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав, одним из которых является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (ч.2).
По смыслу ст. 12 и п. п. 1 и 2 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, положения, установленные п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, выполняют предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав.
Как разъяснено пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 N 21 (ред. от 26 мая 2015 года) "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, причиняющей вред или угрожающей новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 ГК РФ).
Основанием для ограничения, приостановления либо прекращения деятельности эксплуатирующей организации может являться эксплуатация объекта без разрешений и лицензий либо с нарушением условий выданных эксплуатирующей организацией разрешений, лицензий, в том числе с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на размещение отходов, отнесенных к I - IV классу опасности, несоблюдение требований промышленной безопасности и другие нарушения.
Судебная коллегия считает, что прокурором избран неверный способ защиты, по заявленным требованиям решение суда является неисполнимым, в данном случае надлежащим способом защиты является приостановление или прекращение деятельности автомойки. С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене как незаконное и необоснованное с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Центрального района г. Оренбурга к Вертипороху М.И. о признании незаконной деятельности по использованию земельного участка не по целевому назначению.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности решения суда признаются обоснованными.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 24 ноября 2015 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Центрального района г.Оренбурга к Вертипороха М.И. о признании незаконной деятельности по использованию земельного участка не по целевому назначению отказать.
Апелляционную жалобу представителя индивидуального предпринимателя Вертипороха М.И. - Бороховича А.А. удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.