Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2016 г.
(Извлечение)
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Никодимова А.В. единолично, рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на решение Якутского городского суда РС (Я) от 12 февраля 2016 г., которым по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица Васильева Д.И. - ********,
постановлено:
Постановление старшего инспектора Якутского комитета охраны природы РС (Я) от 23.12.2015г. N ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении должностного лица Васильева Д.И. - ******** - оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд
установил:
Постановлением старшего инспектора Якутского комитета охраны природы РС (Я) по делу об административном правонарушении от 23.12.2015 г. N ... должностное лицо Васильев Д.И. - ******** привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Васильев Д.И. обратился в Якутский городской суд с жалобой об отмене данного постановления.
12 февраля 2016 года Якутским городским судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением, Васильев Д.И. обратился в Верховный Суд РС(Я) с жалобой об отмене решения Якутского городского суда, постановления административного органа, ссылаясь на нарушения порядка проведения проверки: отсутствие законных оснований для ее проведения, непроведение осмотра территории; недопущение представителя на составление протокола, неразъяснение прав и обязанностей представителю Васильева Д.И., явившемуся на составление постановления об административном правонарушении, неотражение в протоколе факта владения явившегося лица языком, предоставления переводчика и т.п..
В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу, Слепцов В.В., действующий по доверенности от 22.12.2014 г. доводы жалобы поддержал, просил отменить постановление судьи Якутского городского суда РС(Я).
Представитель административного органа Вердесия-Камальерис Д.Л. в судебном заседании выразил возражения по доводам жалобы, просил отказать в ее удолетворении.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, суд приходит к выводу об оставлении состоявшегося судебного постановления без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет административную ответственность.
В соответствии с требованиями ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Из материалов дела усматривается, что в ходе выездной проверки ОАО ********, проведенной 04.12.2015 госинспектором ЯКОП РС (Я) Вердесия - Камальерис Д.Л. установлено, что: 1. предприятием не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и не имеет разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. 2. общество оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду посредством размещения отходов, выбросы от стационарного источника, т.е. эксплуатации котельной по адресу: г. Якутск, ул. 50 лет Советской Армии, 53/1, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Обязано вносить в установленные сроки плату на НВОС. 3. В предприятии при эксплуатации зданий образуются опасные отходы 4 класса - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), 1 класса - ртутьсодержащие люминесцентные лампы. Не составлены паспорта опасных отходов. Обществом не составлен договор на утилизацию опасных отходов, нет журнала учета движения отходов (списание и хранение отходов).
По результатам проверки 22.12.2015 года в отношении должностного лица - ******** Васильева Д.И. составлен протокол об административном правонарушении N ... в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства и должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается: протоколом об административном правонарушении, актом проверки, постановлением об административном правонарушении и другими материалами дела, отвечающими требованиям ст. 26.2 КоАП РФ. На основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, с соблюдением правил ст. 26.11 КоАП РФ, Якутским городским судом дана надлежащая правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.
При рассмотрении дела судом были правильно установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал правильную юридическую оценку действиям и пришел к обоснованному выводу о виновности указанного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
В решении Якутского городского суда от 04.12.2015 года дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и всем доводам жалобы, с изложением мотивов, по которым судья пришел к выводу об оставлении постановления районного судьи без изменения.
Обоснованность привлечения Васильева Д.И. к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ сомнения не вызывает, поскольку совокупность представленных в материалы дела и исследованных судом доказательств, свидетельствует о том, что Васильев Д.И. допустил нарушение санитарно - эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, необходимые меры по соблюдению требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления не приняты, что причиняет существенный вред состоянию и качеству окружающей среды и создает угрозу окружающей среде.
Вопреки доводам жалобы, грубых нарушений, перечень которых установлен в части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", при проведении проверки административным органом допущено не было.
Доводы представителя ******** о том, что защитник Васильева Д.И. неправомерно был не допущен к составлению протокола судом отклоняются, поскольку в доверенности Слепцова В.В. отсутствовала запись о представлении интересов Васильева Д.И. в Якутском комитете охраны природы РС(Я). Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума ВАС от 26.07.2007 N 46, доверенность представителя должна быть на участие в конкретном деле об административном правонарушении.
Доводы представителя генерального директора о том, что Васильев Д.И. был ненадлежащее уведомлен о необходимости явиться 22.12.2015 г. в Якутский комитет охраны природы для рассмотрения дела об административном правонарушении, извещение вручено работнику Ч., неуполномоченному на получение корреспонденции, извещение работником генеральному директору не передано, не могут являться основанием для отмены постановления, поскольку Васильев Д.И. проживает в г.Москва, при этом в указанную дату он явился по извещению и лично присутствовал при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Доводы представителя о неознакомлении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении с правами и обязанностями опровергаются материалами дела. Васильев Д.И. лично дал подписку об ознакомлении с правами и обязанностями.
Нарушений норм материального и процессуального административного права не допущено, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ. Оснований для отмены состоявшихся судебных решений не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Решение Якутского городского суда РС (Я) от 12 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица Васильева Д.И. - ********, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья А.В. Никодимов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.