Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.И. Муртазина,
судей Н.Н. Моисеевой, И.З. Рашитова,
с участием прокурора Л.И. Сабирзановой,
при секретаре судебного заседания Э.Ф. Мухаметшиной,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И. Муртазина гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Сергеевой В.В. - Э.Н. Пропустиной и по апелляционной жалобе Министерства труда, занятости, и социальной защиты Республики Татарстан на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от "дата", которым иск Сергеевой В.В. к Министерству труда, занятости, и социальной защиты Республики Татарстан, Управлению социальной защиты Республики Татарстан в г. Набережные Челны, Управлению социальной защиты Республики Татарстан по Тукаевскому району Республики Татарстан, Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан о признании нетрудоспособным членом семьи, нахождение на иждивении умершего, права на получение ежемесячных и единовременных компенсаций за потерю кормильца-инвалида ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, обязании выплачивать компенсацию возмещения вреда здоровью с дальнейшей индексацией, обязании выплат единовременной возмещения вреда здоровью, обязании выплатить ежемесячных компенсационных выплат удовлетворен частично.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения представителя истицы Э.Н. Пропустиной, поддержавшей доводы своей жалобы и возражавшей против удовлетворения жалобы Министерства труда, занятости, и социальной защиты Республики Татарстан, представителя Министерства труда, занятости, и социальной защиты Республики Татарстан Р.М. Валеева, поддержавшего доводы своей жалобы и возражавшей против удовлетворения жалобы истицы, прокурора Л.И. Сабирзановой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В.В. Сергеева обратилась к Министерству труда, занятости, и социальной защиты Республики Татарстан, Управлению социальной защиты Республики Татарстан в г. Набережные Челны, Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан о признании нетрудоспособным членом семьи, нахождение на иждивении умершего, права на получение ежемесячных и единовременных компенсаций за потерю кормильца-инвалида ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, обязании выплачивать компенсацию возмещения вреда здоровью с дальнейшей индексацией, обязании выплатить единовременное возмещение вреда здоровью, обязании выплачивать ежемесячные компенсационные выплаты. В обоснование заявленных требований указано, что муж ФИО1 являлся инвалидом первой группы, умер "дата", своевременно не подал документы на получение удостоверения инвалида ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, истица является его вдовой и находилась на его иждивении, в Управлении социальной защиты отказано в назначении компенсационной выплаты за потерю кормильца, так как нет доказательств ее нетрудоспособности и нахождения на иждивении умершего. При жизни ФИО1 находилась у него на иждивении, так как он получал пенсию по старости, ежемесячные компенсационные выплаты по инвалидности и ежемесячные компенсационные выплаты, как ликвидатор катастрофы Чернобыльской АЭС ежемесячно в сумме 30794 рублей 38 копеек. Истец является пенсионером по старости с 1996 года с пенсией в размере 10126 рублей 51 копеек. Основным и постоянным источником дохода в семье были пенсия и выплаты в счет возмещения вреда здоровью, получаемые супругом; ее пенсия всегда была минимальной и была недостаточной для проживания. После смерти супруга ФИО1 оказалась в тяжелом материальном положении.
Впоследствии истица увеличила исковые требования и просила признать В.В. Сергееву нетрудоспособным членом семьи, нахождение на иждивении умершего ФИО1, право на получение ежемесячных и единовременных компенсаций за потерю кормильца-инвалида ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС с 25 сентября 2013 года, обязании Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ выплачивать В.В. Сергеевой ежемесячно с 01 ноября 2015 года сумму возмещения вреда здоровью в размере 21389 рублей 45 копеек, с дальнейшей индексацией в соответствии с Федеральным законом, обязании Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ выплатить единовременную ежегодную компенсацию в размере 26046 рублей 47 копеек, задолженность по выплате компенсации возмещения вреда здоровью за счет средств Федерального бюджета РФ в сумме 526838 рублей, а всего 552884 рублей 56 копеек, обязании Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ выплатить Сергеевой В.В. сумму ежемесячных компенсационных выплат с момента признания ФИО1 инвалидом первой группы в связи с ликвидацией Чернобыльской АЭС с 01 сентября 2012 года по день смерти "дата" в размере 556125,83 рублей.
Представитель истца Э.Н. Пропустина исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства труда, занятости, и социальной защиты Республики Татарстан А.В. Кутявин возражал против удовлетворения исковых требований.
Прокурор С.В. Гизятова возражала против удовлетворения иска.
Представители Управления социальной защиты Республики Татарстан в г. Набережные Челны, Управления социальной защиты Республики Татарстан по Тукаевскому району Республики Татарстан, Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Набережные Челны Республики Татарстан в суд не явились, извещены надлежащим образом.
Суд иск удовлетворил частично, постановив:
Признать факт нетрудоспособности и нахождение Сергеевой В.В. на иждивении умершего ФИО1 на момент смерти, имеющей права на ежемесячные и единовременные компенсации за потерю кормильца инвалида ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренные для нетрудоспособных иждивенцев Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан выплачивать Сергеевой В.В. с 01 ноября 2015 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренную пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в размере 8169 рублей 15 копеек, с дальнейшей индексацией в соответствии с Федеральным законом.
Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан выплатить Сергеевой В.В. за период с 1 декабря 2013 года по 31 октября 2015 года единовременную компенсацию за вред здоровью гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, ставшим инвалидами лицам, предусмотренную частью 2 статьи 39 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в размере 26046 рублей 47 копеек по состоянию на 2015 год, задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренной пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в сумме 274903 рублей 46 копеек.
В остальной части иска отказать.
В апелляционной жалобе представитель истицы просит решение суда отменить и принять новое решение о полном удовлетворении иска. В обоснование жалобы указано, что ФИО1 был инвалидом 1 группы, связанной с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС, утрата трудоспособности 100 %. Инвалидность, связанная с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобольской АЭС, была установлена 30.08.2012. Доводы суда о том, что умерший ФИО1 не оформил при жизни удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки не состоятельны.
Решение экспертного совета в ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России было направлено в три адреса, в том числе и в Министерство социальной защиты РТ, на тот период ФИО1 являлся инвалидом 1 группы и состоял на учете в Министерстве социальной защиты РТ. При получении решения экспертного совета Министерство социальной защиты РТ согласно действующему законодательству РФ обязано было начислять и выплачивать социальные компенсации ФИО1 как инвалиду 1 группы, инвалидность которого связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС с утратой трудоспособности 100 %.
Ввиду того, что ответчик не начислял и не выплачивал вышеуказанные компенсации, истица представила в жалобе свой расчет исходя минимального размера оплаты труда в 1986 году умноженного на семь, тем самым определяя условный месячный заработок в 1986 году: 83,49 руб. х 7 = 584,43 руб. Далее с применением индексации, определяется размер выплаты на настоящее время: 42 778,91 руб.
На момент смерти ФИО1, инвалида 1 группы связанной с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС, возмещения вреда здоровью составляла 42 778,91 руб. Таким образом, с момента установления инвалидности и до дня смерти за период с 01.09.2012 по 27.09.2013 Министерство социальной защиты РТ должно было выплатить компенсацию в размере 556125,83 руб. (42778,91 руб. х 13 мес.). В.В. Сергеева вправе рассчитывать на получение возмещения вреда здоровью в случае потери кормильца согласно действующего законодательства в размере 21389,45 руб. на день смерти супруга (42778,91 руб. : 2). Размер задолженности и невыплаты данной компенсации по вине органов социальной защиты за период с 01.11. 2013 по 31. 10.2015 составляет 549227, 54 руб. из которых:
За период с 01.12.2013 по 31.12.2013 - 21389,45 руб. х 2 мес. = 21389,45 руб. Индексация в 2014 году 21389,45 руб. х 1,05 = 22458,92 руб. За период с 01.01.2014 по 31.12.2014 - 22458,92 х 12 = 268507,04 руб. Индексация в 2015 году 22458,92x1,055 = 23694,16 руб.
За период с 01.01.2015 по 31.10.2015 - 23694,16 руб. х 10 = 236941,60 руб. Всего: 526838,09 руб.
В апелляционной жалобе Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ также просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. В обоснование жалобы указано, что согласно справок, выданных органами Пенсионного фонда РФ по РТ, умерший супруг истицы - ФИО1, являлся получателем пенсий согласно законодательства о трудовых пенсиях, ежемесячный размер которых на момент его смерти составляли 13862,14 рублей и 11077,05 рублей, а также ежемесячных денежных выплат согласно законодательства о социальной защите инвалидов в размере на момент его смерти 2832,41 рубля. Кроме этого, ФИО1 являлся получателем вышеуказанных денежных выплат через Управление социальной защиты в г. Набережные Челны согласно Закона N1244-1 в размерах на момент его смерти 1508,51 рублей (ежемесячно) и 2262,73 рубля (ежегодно). В то же время истица на момент смерти супруга являлась получателем трудовой пенсии в ежемесячном размере 10126,51 рублей и ежемесячной денежной выплаты в размере 361,00 рубль. Прожиточный минимум, т.е. минимальный уровень ежемесячного дохода, необходимого для обеспечения определенного уровня жизни (Федеральный закон от 24.10.1997 N134-Ф3), в Республике Татарстан на 3 квартал 2013 года на душу населения составлял в размере 6269,00 рублей.
В связи с изложенным требования истицы о её нахождении на иждивении у умершего супруга-инвалида вследствие чернобыльской катастрофы на момент смерти последнего являются несостоятельными, поскольку доход истицы превышал уровень установленного в Республике Татарстан прожиточного минимума на момент смерти ФИО1; ни судом первой инстанции, ни истцом не доказаны обстоятельства, имеющие значения для дела, а именно полное содержание и/или систематическая помощь, являвшимися постоянным и основным источником средств к существованию истицы от супруга, являвшегося инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, на момент смерти последнего.
Прокурором представлены возражения на обе апелляционные жалобы, в которых указано, что решение суда является законным и обоснованным, а жалобы не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истицы Э.Н. Пропустина жалобу истицы поддержала, с жалобой ответчика не согласилась.
Представитель ответчика - Министерство труда, занятости и социальной защиты Р.М. Валеев с жалобой истицы не согласился, свою жалобу поддержал, пояснив, что ФИО1 с заявлением о назначении выплат, как инвалиду 1 группы, инвалидность которого связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС с утратой трудоспособности 100 %, не обращался.
Прокурор Л.И. Сабирзанова полагала, что решение подлежит оставлению без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 15 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число. Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой настоящей статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой данной статьи, предоставляются семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись указанные в данной статье меры социальной поддержки.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 года N 607 "О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" денежная компенсация выплачивается: инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 и пункте 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении умершего инвалида.
Выплата денежной компенсации инвалидам производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату указанной денежной компенсации.
В случае смерти инвалида выплата денежной компенсации нетрудоспособным иждивенцам осуществляется органами социальной защиты населения или иными государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату указанной денежной компенсации.
Из материалов дела следует, что истец В.В. Сергеева является вдовой ФИО1, умершего "дата". ФИО1 являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
15 марта 2012 года ФИО1 был признан инвалидом первой группы вследствие общего заболевания.
На момент освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы он не имел документа, подтверждающего причинную связь его заболевания с радиационным воздействием.
Причинная связь его инвалидности с воздействием радиационных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС установлена решением Российского межведомственного экспертного совета от "дата" ...
Согласно справке МСЭ-2011 от "дата" ... ФИО1 органами МСЭ с 04 октября 2012 года повторно установлена инвалидность первой группы по причине заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
ФИО1 органами МСЭ был отнесен к категории граждан, указанных пунктом 2 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", т.е. к инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы.
В.В. Сергеева является пенсионером по старости, пенсия ей была назначена с 02 октября 1996 года. На момент смерти мужа она достигла возраста 62 года. ФИО1 являлся пенсионером по старости с 27 ноября 1996 года, получал ежемесячную денежную выплату как инвалид.
Из справок, выданных Управлением Пенсионного Фонда России в г. Набережные Челны, видно, что выплаты за период с 01 января 2012 года по 25 сентября 2015 года заявителя составляют меньше выплат за период с 01 января 2012 года по 25 сентября 2015 года умершего ФИО1.
"дата" ФИО1 умер, не получив удостоверение, подтверждающее право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки как инвалида, чья инвалидность связана с воздействием радиационных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Поскольку истице было отказано в назначении выплат как нетрудоспособному члену семьи, находившейся на иждивении мужа, она обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истица В.В. Сергеева, являющаяся супругой умершего, будучи на день его смерти нетрудоспособной, проживая с ним совместно, получая средства и помощь, которые были для нее основным и постоянным источником средств к существованию, то есть состояла на иждивении ФИО1 на момент его смерти.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом городского суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что требования истицы о её нахождении на иждивении у умершего супруга-инвалида вследствие чернобыльской катастрофы на момент смерти последнего являются несостоятельными, поскольку доход истицы превышал уровень установленного в Республике Татарстан прожиточного минимума на момент смерти ФИО1, не могут повлечь за собой отмену обжалуемого судебного постановления.
Разрешая дело по существу и удовлетворяя заявление В.В. Сергеевой в части установления факта ее нахождения на иждивении умершего ФИО1, суд первой инстанции со ссылкой на положения Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент возникновения спорных отношений, исходил из того, что В.В. Сергеева, являясь пенсионеркой по старости, находилась на полном содержании своего мужа ФИО1 и получаемая от него помощь, являлась для нее постоянным и основным источником средств к существованию. Доводы ответчика о том, что пенсия истицы превышала прожиточный минимум в Республике Татарстан на дату смерти мужа, отклоняются за несостоятельностью, поскольку при установлении факта нахождения на иждивении это обстоятельство в данном случае не играет существенной роли. Лишь при значительном превышении пенсии над прожиточным минимумом (в несколько раз), это обстоятельство может служить основанием для отказа в удовлетворении таких требований.
В соответствии с положениями части 2 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" право на получение ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью (далее -ВВЗ), предусмотренной пунктом 15 части статьи 14 указанного Закона, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы. При этом размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца.
Таким образом, при наличии в семье одного нетрудоспособного члена семьи, находившегося на иждивении у умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, размер компенсации ВВЗ такому члену семьи будет составлять 50% от размера компенсации ВВЗ, полагавшегося для выплаты умершему инвалиду на день его смерти.
Размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Все необходимые документы В.В. Сергеева представила в декабре 2013 года в Управление социальной защиты Министерства труда, занятости, и социальной защиты Республики Татарстан в г. Набережные Челны.
При изложенных обстоятельствах, судом обоснованно признано право истицы на получение выплаты ВВЗ с даты обращения в органы социальной защиты о выплате 1 декабря 2013 года, в связи с чем, размер задолженности за период с 01 декабря 2013 года по 31 октября 2015 года определен, (за вычетом двух месяцев октябрь-ноябрь 2013 года), в размере 274903 рубля 46 копеек.
Указанный расчет не оспаривается ответчиком, судебная коллегия соглашается с ним.
Требования истицы об обязании Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан выплачивать ей ежемесячно выплаты с 01 ноября 2015 года обоснованно удовлетворены с определением ежемесячной суммы в размере 8169 рублей 15 копеек (16338 рублей 12 копеек*50%) с дальнейшей индексацией в соответствии с Федеральным законом.
В апелляционной жалобе ответчика не приведены доводы о несогласии с вышеуказанными расчетами сумм компенсаций.
Доводы апелляционной жалобы истицы о необходимости исходить при определении сумм компенсаций исходя из условного месячного заработка (семикратная сумма установленного законом минимального размера оплаты труда 83,49 руб. в 1986 году), отклоняются судебной коллегией за несостоятельностью.
Впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС было закреплено в пункте 25 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N179-ФЗ, введенной в действие со 2 марта 1996 года.
Названная норма Закона сама по себе только устанавливала право граждан на компенсации, а в части определения размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, то есть к Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N180-ФЗ).
Пункт 25 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N179-ФЗ) допускал возможность исчисления возмещения вреда из условного месячного заработка, если период работы в зоне отчуждения составлял менее одного полного календарного месяца.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в названный Закон были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми пункт 25 статьи 14 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка.
Статья 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 была дополнена частью второй следующего содержания: "В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число".
В 2004 году была изменена редакция статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1, эта норма была изложена в новой редакции вступившим в силу с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 8 статьи 3).
В новой редакции статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 пункт 25 отсутствует, а нормативные положения, аналогичные изложенным в приведенном выше пункте 25 статьи 14 названного закона в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года N5-ФЗ, содержатся в пункте 15 этой же статьи.
Из содержания пункта 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 следует, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15 февраля 2001 года только на ежемесячную компенсацию, которая предусмотрена действующей после 15 февраля 2001 года редакцией пункта 25 части первой статьи 14 названного Закона, а с 1 января 2005 года на основании Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ - редакцией пункта 15 статьи 14 указанного Закона, предусматривающего выплату компенсации в твердой денежной сумме.
Следовательно, размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой денежной суммы, предусмотренной в настоящее время пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1. В силу вышеприведенных норм доводы жалобы истицы являются несостоятельными.
Вместе с тем, решение суда о возложении обязанности на ответчика по выплате истице единовременной компенсации за вред здоровью гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, ставшим инвалидами лицам, предусмотренную статьей 39 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в размере 26046 рублей 47 копеек подлежит отмене по следующим основаниям
В силу ст. 39 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выплачивается ежегодно компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы в размере:
инвалидам I и II групп - 500 рублей;
инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы, - 400 рублей.
Гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в пункте 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выплачивается единовременная компенсация за вред здоровью в размере:
инвалидам I группы - 10 000 рублей;
инвалидам II группы - 7 000 рублей;
инвалидам III группы - 5 000 рублей.
В случае усиления инвалидности при переосвидетельствовании в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы единовременная компенсация выплачивается по вновь назначенной группе инвалидности с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации.
Семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, выплачивается единовременная компенсация в размере 10 000 рублей, родителям погибшего - в размере 5 000 рублей.
В соответствии с п. "в" п. 3 "Правил выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца", для получения компенсации член семьи, потерявший кормильца, представляют с заявлением о выплате компенсации в том числе копию заключения межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи смерти кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы для выплаты единовременной компенсации, предусмотренной ч. 4 ст. 39 базового Закона.
Истица не представила такую копию заключения межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи смерти кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы, в связи с чем, оснований для удовлетворения иска в этой части не было.
Суд первой инстанции сделал запрос в Российский межведомственный экспертный совет, из ответа которого следует, что документы для установления причинной связи смерти кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы не представлены.
Ссылка суда на ч. 2 ст. 39 базового Закона несостоятельна, поскольку она предусматривает выплату единовременной компенсации только самим инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы. Семьи, потерявшие кормильца, имеют право на единовременную компенсацию только в соответствии с частью 4 статьи 39 базового Закона.
При таких обстоятельствах, решение суда в части возложении обязанности на ответчика по выплате истице единовременной компенсации за вред здоровью гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, ставшим инвалидами лицам, предусмотренную статьей 39 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в размере 26046 рублей 47 копеек подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворения иска.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 18 декабря 2015 года отменить в части возложения на Министерство труда, занятости, и социальной защиты Республики Татарстан обязанности выплатить Сергеевой В.В. единовременную компенсацию за потерю кормильца в размере 26046 рублей 47 копеек и принять в этой части новое решение об отказе в иске.
Решение в остальной части оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Сергеевой В.В. - Э.Н. Пропустиной - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.