Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Фахрутдиновой Р.А. и Шакировой З.И.
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гилманова Р.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 14 января 2016 года, которым постановлено:
иск Машутиной Э.И. к Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны удовлетворить.
Признать постановление Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны N 1560 от 16 марта 2015 года незаконным и отменить.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования
г. Набережные Челны включить Машутину Э.И. с несовершеннолетней дочерью Машутиной Д.А., 09 февраля 2007 года рождения, в сводный список вынужденных переселенцев, состоящих на учете в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье)
с 03 февраля 2015 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Машутиной Э.И. - Щербаковой Е.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Машутина Э.И.обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны (далее - ИК МО
г. Набережные Челны) об оспаривании решения органа местного самоуправления, возложении обязанности принять на жилищный учет.
В обоснование иска указано, что истица является гражданкой Российской Федерации, из-за военных действий на востоке Украины с семьей прибыла в Россию. Управлением Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан Машутиной Э.И. предоставлен статус вынужденного переселенца, что подтверждается соответствующим удостоверением от 27 августа 2014 года. Постановлением ИК МО г. Набережные Челны N 1560 от 16 марта 2015 года истице отказано в постановке на учет нуждающихся в жилье по мотиву отсутствия регистрации в г. Набережные Челны на условиях постоянного места жительства. По мнению истицы, данный отказ является неправомерным, нарушает её право на улучшение жилищных условий, в связи с чем она просила суд признать постановление ИК МО г. Набережные Челны N 1560 от 16 марта 2015 года незаконным, обязать ИК МО г. Набережные Челны принять ее с дочерью на учёт в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) с 03 февраля 2015 года.
Представитель ИК МО г. Набережные Челны - Таишева А.В. иск не признала.
Суд иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель ИК МО г. Набережные Челны - Крикун Ю.И. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в иске. В жалобе указано на отсутствие оснований для постановки истицы на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по причине ее обеспеченности жильем, площадь которого превышает установленную органом местного самоуправления учетную норму. Кроме того, в жалобе отмечается, что истицей пропущен установленный процессуальным законом трехмесячный срок на оспаривание решения органа местного самоуправления.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно положениям ст. 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
В соответствии со ст. 3 данного Закона лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 данного Закона, и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем (далее - ходатайство) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего нового пребывания.
Закон о вынужденных переселенцах определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации. Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Статус вынужденного переселенца предоставляется на 5 лет.
В силу ст. 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 указанного Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности.
В соответствии с пунктами 37, 38 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2000 года N 845, органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока их проживания в данной местности. Для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и предъявляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца. Указанным Положением не предусмотрено предоставление данных о постоянной регистрации переселенца по месту постановки на жилищный учет.
Согласно пункту 46 Положения вынужденным переселенцам может быть предоставлено жилое помещение для постоянного проживания либо безвозмездная субсидия или иной вид государственной помощи на строительство (приобретение) жилья.
Согласно п. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право категории граждан указанные в статье 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным Кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Судом установлено, что Машутина Э.И. является гражданином Российской Федерации. Истице предоставлен статус вынужденного переселенца, что подтверждается удостоверением вынужденного переселенца АД N 0026552 от 27 августа 2014 года. В удостоверении также указана несовершеннолетняя дочь истицы - Машутина Д.А., 09 февраля 2007 года рождения.
Согласно справке с места жительства и представленным свидетельствам о регистрации по месту пребывания, истица с дочерью зарегистрированы
с 24 сентября 2014 года по "адрес". Регистрация является временной, осуществляется сроком на несколько месяцев с последующей пролонгацией, последняя пролонгация осуществлена 13 января 2016 года по 01 декабря 2016 года.
В соответствии с договором коммерческого найма Машутина Э.И. с дочерью на условиях занятия 2 койко-мест сроком на один год с 01 января по 01 декабря 2016 года вселилась в указанное выше жилье, являющееся общежитием.
03 февраля 2015 года Машутина Э.И. обратилась в ИК МО г. Набережные Челны с заявлением о постановке её с членами семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Постановлением ИК МО г. Набережные Челны за N 1560 от 16 марта
2015 года Машутиной Э.И. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с представлением документов, которые не подтверждают её право состоять на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении.
При этом, из текста протокола N 1 общественной жилищной комиссии Автозаводского района г. Набережные Челны, утвержденного Главой Администрации Автозаводского района Усмановой Р.М. 26 февраля 2015 года, следует, что отказ в постановке на учет связан только с наличием у истицы составом семьи 2 человека временной, а не постоянной регистрации в
г. Набережные Челны.
При таких обстоятельствах, руководствуясь приведенными выше нормами материального права, суд первой инстанции принял правильное решение о возложении на ответчика обязанности поставить истицу с дочерью на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку они имеют статус вынужденных переселенцев, не обеспечены постоянным жильем на территории Российской Федерации, а обязательства государства по обеспечению указанных лиц жильем законом не поставлены в зависимость от наличия у них постоянной регистрации по месту жительства.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии правовых оснований для постановки истицы с дочерью на жилищный учет по мотиву их обеспеченности жильем, площадь которого превышает установленную органом местного самоуправления учетную норму, не могут служить основанием для признания правомерным решения Исполкома и отмены принятого судом решения. Так, ответчиком истице отказано в постановке на учет по другому мотиву, при этом площадь занимаемого истицей жилья в данном случае правового значения не имеет, поскольку она с несовершеннолетней дочерью проживает по договору коммерческому найма на условиях предоставления койко-места в общежитии.
Доводы жалобы о пропуске трехмесячного срока обжалования в суд решения органа местного самоуправления, также не могут повлечь отмену решения суда, поскольку они основаны на положениях Главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, утратившей силу в связи с введением в действие Кодекса об административном судопроизводстве. Судом в этой связи обоснованно отмечено, что данное дело рассматривается в порядке искового производства, предусмотренного гражданским процессуальным законодательством, и специальный трехмесячный срок, предусмотренный ранее действовавшей статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в рассматриваемом случае не применим.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.
Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 14 января 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования
г. Набережные Челны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий -
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.