Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Губаевой Н.А.,
судей Гаянова А.Р., Садыковой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Шамсутдиновой Л.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаянова А.Р. апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Спасском районе Республики Татарстан на решение Спасского районного суда Республики Татарстан от 22 января 2015 года, которым иск Емельяновой Г.В. удовлетворен частично, постановлено:
обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Спасском районе Республики Татарстан зачесть Емельяновой Г.В. в медицинский стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по старости, периоды службы в Вооруженных силах с 23 августа по 30 сентября 1993 года, работы в качестве начальника медицинской службы - начальника медицинского пункта в войсковой части N 77880 со 02 августа 1995 года по 05 июня 1996 года, включить в ее стаж в льготном исчислении (1 год работы как 1 год 6 месяцев) периоды нахождения в отпуске по беременности и родам - с 30 апреля по 14 октября 2005 года и с 05 декабря 2006 года по 05 мая 2007 года;
в остальной части исковых требований Емельяновой Г.В. отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Спасском районе Республики Татарстан - Шмелевой А.В., поддержавшей апелляционную жалобу, истицы Емельяновой Г.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Емельянова Г.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Спасском районе Республики Татарстан о признании право на досрочную страховую пенсию.
В обоснование иска указала, что решением ответчика от 19 ноября 2015 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности медицинского стажа. При этом в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранений не включены ряд периодов, в том числе период военной службы с 20 августа 1993 года по 05 июня 1996 года.
Указанное решение пенсионного органа истица полагала незаконным, уточнив исковые требования, просила включить в специальный стаж период военной службы с 23 августа 1993 года по 05 июня 1996 года, а также засчитать в специальный стаж периоды нахождения на больничном по беременности и родам в льготном исчислении - с 30 апреля по 14 октября 2005 года и с 05 декабря 2006 года по 05 мая 2007 года, назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения - с 09 ноября 2015 года.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд иск удовлетворил частично и принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представителя ответчика ставится вопрос об отмене решения в части включения в медицинский стаж периода службы в Вооруженных силах с 23 августа по 30 сентября 1993 года как незаконного и необоснованного в этой части. В жалобе указано, что оснований для учета периода военной службы не имелось, поскольку на 01 октября 1993 года у истицы не имелось 2/3 требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Проверив решение суда согласно части 1 статьи 237.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с пунктом 20 части 1, частями 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона (60 лет мужчины, 55 лет женщины), лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Как видно из материалами дела, 09 ноября 2015 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением ответчика от 19 ноября 2015 года ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения 30 лет. При этом в специальный стаж для назначения страховой пенсии ответчиком не включены периоды медицинской деятельности, период военной службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации с 23 августа 1993 года по 05 июня 1996 года. Периоды нахождения на больничном по беременности и родам засчитаны в календарном исчислении.
Разрешая спор, суд признал неправомерным отказ пенсионного органа включить в специальный стаж истицы период военной службы с 23 августа по 30 сентября 1993 года.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В период службы истицы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Пунктом 4 Положения установлено, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Таким образом, суд обоснованно включил период службы истицы в рядах Вооруженных Сил СССР в специальный страховой стаж истицы, поскольку это было предусмотрено действовавшим в тот период законодательством.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на 01 октября 1993 года у истицы не имелось 2/3 требуемого стажа на соответствующих видах работ, не могут повлечь отмену решения суда, так как основаны на ошибочном толковании норм права.
Поскольку период военной службы истицы имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то он подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, иное толкование противоречило бы положениям ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18,19 ч.1 ст.55 Конституции РФ и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П и от 24 мая 2001 года N 8-П, а также в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 ноября 2002 года N 320-О.
Таким образом, 2/3 специального стажа должен быть выработан на дату обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии.
При определении права на досрочное назначение пенсии специальный стаж истицы ответчиком исчислен в 24 года 11 месяцев 11 дней, то есть у истицы на 09 ноября 2015 года имеется 2/3 требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Оснований для отмены либо изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.
В остальной части решение суда не обжалуется, предусмотренных частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Спасского районного суда Республики Татарстан от 22 января 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Спасском районе Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.