Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Кущ Н.Г.,
судей: Бондаревой Н.А., Небера Ю.А.,
при секретаре Кривошеиной К.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по административному иску Баженовой А. Б. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области об оспаривании решений об отказе в государственной регистрации права собственности на жилые помещения, об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности на жилой дом
по апелляционной жалобе Баженовой А. Б. на решение Октябрьского районного суда г. Томска от 8 декабря 2015 года.
Заслушав доклад судьи Бондаревой Н.А., объяснения представителя Баженовой А.Б. Севергиной Я.В., настаивавшей на апелляционной жалобе, возражения представителя Управления Росреестра по Томской области Казаковой Т.Н., считавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Баженова А.Б. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее - Управление Росреестра по Томской области), в котором просила признать незаконными решения об отказе в государственной регистрации права собственности на:
жилое помещение 1, назначение: жилое, общей площадью /__/ кв.м, кадастровый номер /__/, расположенное по адресу: /__/, выраженное в сообщении от 10.08.2015 N 001/081/2015-6150;
жилое помещение 2, назначение: жилое, общей площадью /__/ кв.м, кадастровый номер /__/, расположенное по адресу: /__/, выраженное в сообщении от 10.08.2015 N 081/2015-6152;
жилое помещение 3, назначение: жилое, общей площадью /__/ кв.м, кадастровый номер /__/, расположенное по адресу: /__/, выраженное в сообщении от 10.08.2015 N 081/2015-6153;
жилое помещение 4, назначение: жилое, общей площадью /__/ кв.м, кадастровый номер /__/, расположенное по адресу: /__/, выраженное в сообщении от 10.08.2015 N 001/081/2015-6155;
жилое помещение 5, назначение: жилое, общей площадью /__/ кв.м, кадастровый номер /__/, расположенное по адресу: /__/, выраженное в сообщении от 10.08.2015 N 001/081/2015-6156;
жилое помещение 6, назначение: жилое, общей площадью /__/ кв.м, кадастровый номер /__/, расположенное по адресу: /__/, выраженное в сообщении от 10.08.2015 N 081/2015-6157;
жилое помещение 7, назначение: жилое, общей площадью /__/ кв.м, кадастровый номер /__/, расположенное по адресу: /__/, выраженное в сообщении от 10.08.2015 N 001/081/2015-6158;
жилое помещение 8, назначение: жилое, общей площадью /__/ кв.м, кадастровый номер /__/, расположенное по адресу: /__/, выраженное в сообщении от 10.08.2015 N 081/2015-6159;
жилое помещение 9, назначение: жилое, общей площадью /__/ кв.м, кадастровый номер /__/, расположенное по адресу: /__/, выраженное в сообщении от 07.08.2015 N 081/2015-6162;
жилое помещение 10, назначение: жилое, общей площадью /__/ кв.м, кадастровый номер /__/, расположенное по адресу: /__/, выраженное в сообщении от 10.08.2015 N 081/2015-6162;
жилое помещение 11, назначение: жилое, общей площадью /__/ кв.м, кадастровый номер /__/, расположенное по адресу: /__/, выраженное в сообщении от 10.08.2015 N 081/2015-6163;
жилое помещение 12, назначение: жилое, общей площадью /__/ кв.м, кадастровый номер /__/, расположенное по адресу: /__/, выраженное в сообщении от 10.08.2015 N 081/2015-6164;
жилое помещение /__/, назначение: жилое, общей площадью /__/ кв.м, кадастровый номер /__/, расположенное по адресу: /__/, выраженное в сообщении от 10.08.2015 N 081/2015-6166;
а также отказ в государственной регистрации прекращения права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: /__/, выраженный в сообщении от 10.08.2015 N 001/018/2015-6168.
В обоснование заявленных требований ссылалась на то, является собственником жилого дома, общей площадью /__/ кв.м, и земельного участка, расположенных по адресу: /__/, приобретенных на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 15.03.2012. Указанный жилой дом был возведен предыдущим правообладателем и имеет в своем составе тринадцать помещений, двенадцать из которых являются жилыми, одно - помещением вспомогательного использования.
По результатам технического обследования жилых помещений 03.10.2012 Томским отделением ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации" подготовлены технические паспорта на жилые помещения, расположенные в доме, на основании которых осуществлена постановка на государственный кадастровый учет жилых помещений с выдачей соответствующих кадастровых паспортов. Каждый из кадастровых паспортов содержит указание на расположение помещения в составе жилого дома.
26.11.2012 ею было принято решение разделить жилой дом на жилые помещения, о чем составлено соответствующее решение. При этом никаких работ по реконструкции жилого дома не осуществлялось.
В целях оформления права собственности на вышеуказанные жилые помещения, в декабре 2014 года подано заявление о признании жилых помещений пригодными для проживания в Межведомственную комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. 02.02.2015 со ссылкой на отсутствие необходимых полномочий ей было отказано в предоставлении данной муниципальной услуги. В июне 2015 года поданы заявления о государственной регистрации права собственности на жилые помещения, однако 07.07.2015 государственная регистрация приостановлена, а 10.08.2015 в государственной регистрации права Управлением Росреестра по Томской области отказано по мотиву отсутствия заключения Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также акта ввода помещений после реконструкции. Считает оспариваемые решения об отказе в государственной регистрации незаконными и необоснованными, поскольку помещения имеют статус "жилые", что зафиксировано посредством кадастрового учета, соответственно данные помещения пригодны для проживания. Реконструкция жилого дома собственником в целях образования жилых помещений не производилась.
В судебном заседании представитель административного истца Севергина Я.В. поддержала заявленные требования по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Томской области Казакова Т.Н. в судебном заседании возражала против заявленных требований, указала, что административным истцом в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию жилых помещений представлено решение собственника от 26.11.2012 и кадастровые паспорта на вышеуказанные помещения. Вместе с тем в ходе производства правовой экспертизы государственным регистратором было установлено, что индивидуальный жилой дом разделен на самостоятельные объекты - жилые помещения, что позволяет использовать указанный объект индивидуального жилищного строительства для проживания более чем одной семьи. Документы, подтверждающие возможность использования для проживания более чем одной семьи объекта индивидуального жилищного строительства, на государственную регистрацию представлены не были. Решение собственника о разделе принадлежащего ему имущества в связи с особым правовым режимом выделенного объекта является недостаточным при регистрации права собственности на него, т.к. необходимо учитывать, что образованные в результате раздела жилого дома новые жилые помещения в установленном порядке должны быть признаны пригодными для проживания. Заключения межведомственной комиссии о пригодности указанных вновь образованных помещений для проживания граждан на государственную регистрацию не представлены.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца Баженовой А.Б..
Решением суда в удовлетворении административного иска Баженовой А.Б. отказано.
В апелляционной жалобе Баженова А.Б. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение, удовлетворив заявленные требования. Считает, что судом было допущено неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Ею в соответствии с положениями Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для целей государственной регистрации права собственности на жилые помещения представлены все необходимые документы, отвечающие требованиям закона, в их числе и кадастровые паспорта жилых помещений. По смыслу статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение является объектом жилищных прав пригодным для проживания до момента признания его непригодным для проживания в порядке, установленном действующим законодательством. Поскольку помещения имеют статус "жилые", что зафиксировано посредством их кадастрового учета, соответственно они пригодны для проживания, а причина отказа в государственной регистрации права собственности является несостоятельной. Кроме того, в мотивировочной части решения, в нарушение положений части 4 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не указаны нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения.
Относительно апелляционной жалобы представителем Управления Росреестра по Томской области Казаковой Т.Н. поданы возражения о несостоятельности её доводов и законности судебного постановления.
На основании части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую апелляционную жалобу в отсутствие административного истца Баженовой А.Б., извещенной о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия не нашла оснований для его отмены.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (пункт 5 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Баженовой А.Б. на праве собственности принадлежит здание, назначение: жилой дом, 4 этажный (подземных этажей - 1), общей площадью /__/ кв.м, по адресу: /__/, с кадастровым (условным) номером /__/, а также земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью /__/ кв.м, по адресу: /__/.
По результатам технического обследования жилых помещений ОГУП "Томским областным центром технической инвентаризации" подготовлены технические паспорта на жилые помещения, расположенные в жилом доме. Жилые помещения: /__/ ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" поставлены на государственный кадастровый учет с выдачей соответствующих кадастровых паспортов. Каждый из кадастровых паспортов содержит указание на расположение жилого помещения в составе жилого дома, принадлежащего Баженовой А.Б. на праве собственности.
26.11.2012 Баженовой А.Б. принято решение о разделе принадлежащего ей на праве собственности объекта недвижимости с кадастровым (условным) номером /__/ на жилые помещения:
общей площадью /__/ кв.м, этаж 1, расположенное по адресу: /__/;
общей площадью /__/ кв.м, этаж 1, расположенное по адресу: /__/;
общей площадью /__/ кв.м, этаж 1, расположенное по адресу: /__/;
общей площадью /__/ кв.м, этаж 1, расположенное по адресу: /__/;
общей площадью /__/ кв.м, этаж 2, расположенное по адресу: /__/;
общей площадью /__/ кв.м, этаж 2, расположенное по адресу: /__/;
общей площадью /__/ кв.м, этаж 2, расположенное по адресу: /__/;
общей площадью /__/ кв.м, этаж 2, расположенное по адресу: /__/;
общей площадью /__/ кв.м, мансарда, расположенное по адресу: /__/;
общей площадью /__/ кв.м, мансарда, расположенное по адресу: /__/;
общей площадью /__/ кв.м, мансарда, расположенное по адресу: /__/;
общей площадью /__/ кв.м, мансарда, расположенное по адресу: /__/;
общей площадью /__/ кв.м, 1, 2 этаж, подвал, мансарда, расположенное по адресу: /__/.
Представитель Баженовой А.Б. обратился в Управление Росреестра по Томской области с заявлениями о государственной регистрации прекращения права собственности на объект - жилой дом, находящийся по адресу: /__/, и права собственности на объекты - жилые помещения /__/, находящиеся по адресу: /__/. В качестве правоустанавливающих документов на государственную регистрацию были представлены кадастровые паспорта на жилые помещения и решение собственника от 26.11.2012.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности и прекращения права собственности была приостановлена по решению регистратора от 07.07.2015 в связи с возникновением сомнений в наличии оснований для государственной регистрации, вызванными отсутствием документов, необходимых для её проведения, сроком на один месяц.
Ответами, выраженными в сообщениях от 07.08.2015 и 10.08.2015, Баженовой А.Б. отказано в государственной регистрации права собственности на жилые помещения по адресу: /__/, а также в государственной регистрации прекращения права собственности на жилой дом по адресу: /__/, на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", так как на государственную регистрацию не представлены документы, необходимые в соответствии с законом для государственной регистрации, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя.
В обоснование оспариваемых отказов указано на отсутствие документов, подтверждающих возможность использования образованных в результате раздела жилых помещений в качестве самостоятельных объектов недвижимого имущества, а также документов, подтверждающих возможность использования для проживания более чем одной семьи объекта индивидуального жилищного строительства.
Оставляя требования административного истца без удовлетворения, суд первой инстанции признал основания отказа Управления Росреестра по Томской области в совершении регистрационных действий обоснованными, отвечающими требованиям статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", при этом исходил из того, что жилой дом разделен на самостоятельные объекты - жилые помещения, что позволяет использовать указанный объект недвижимости для проживания более чем одной семьи, однако документов, подтверждающих возможность использования для проживания более чем одной семьи названного объекта, о пригодности вновь образованных жилых помещений для проживания граждан, заявителем на государственную регистрацию представлено не было.
Данные выводы суда первой инстанции следует признать правильными, основанными на нормах материального права и обстоятельствах, установленных по делу.
В силу статьи 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одним из этапов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, которые предполагают, что государственный регистратор вправе и обязан проверить, в частности, соответствие правоустанавливающих документов по форме и содержанию требованиям законодательства.
На основании статьи 16 названного Федерального закона государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен статьей 17 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", к числу которых относятся: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно статье 18 Жилищного кодекса Российской Федерации право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
К жилым помещениям в силу пункта 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (пункт 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Решение Баженовой А.Б. от 26.11.2012, представленное на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа, направлено на прекращение права собственности на жилое помещение - индивидуальный жилой дом, как единый объект недвижимости, и приобретение права собственности на несколько жилых помещений, как на самостоятельные объекты жилищных прав.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации возможность совершения таких действий предусмотрена законом, который относит владение, пользование и распоряжение имуществом к правомочиям собственника.
Решение собственника о разделе принадлежащего ему имущества может являться основанием для регистрации права на образованные в результате раздела объекты.
Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, в связи с особым правовым режимом выделенных объектов, одного лишь решения о разделе жилого дома является недостаточным при регистрации права собственности на вновь образованные объекты.
Согласно статье 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектами индивидуального жилищного строительства являются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.
Как следует из статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации, вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.
Из указанных положений следует, что жилой дом является неделимой вещью, раздел жилого дома в натуре без изменения его назначения - с жилого дома, пригодного для проживания одной семьи, невозможен.
Вместе с тем собственник, произведя раздел жилого дома на самостоятельные объекты - жилые помещения, изменил его назначение, что позволяет использовать указанный объект для проживания более чем одной семьи.
Однако документов, подтверждающих возможность использования для проживания более чем одной семьи жилого дома по адресу: /__/, равно как и документов о том, что вновь выделенные жилые помещения пригодны для постоянного проживания граждан, административным истцом на государственную регистрацию представлено не было.
При этом утверждение, содержащееся в апелляционной жалобе о том, что поскольку жилое помещение является объектом жилищных прав, то пригодным для проживания оно будет являться до момента признания его непригодным для проживания, подлежит отклонению.
Так, порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами. В настоящее время указанные вопросы регулируются Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28.01.2006 (далее - Положение).
Признание помещения жилым помещением осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям (пункт 7 Положения).
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения.
В соответствии с указанным Положением, орган местного самоуправления, вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Следовательно, вновь образованные объекты недвижимого имущества (комнаты, квартиры и др.), должны быть признаны в установленном законом порядке пригодными для проживания граждан. При этом одно лишь указание в кадастровом паспорте на то, что помещения имеют статус "жилые", не может являться достаточным для признания их пригодными для проживания в установленном законом порядке.
Вопреки изложенному, заключения межведомственной комиссии о пригодности вновь образованных помещений для проживания граждан на государственную регистрацию представлены не были.
Как следует из ответа Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от 15.07.2015, Баженовой А.Б. отказано в заявлении от 10.12.2014 в предоставлении муниципальной услуги: признании вновь образованных помещений: /__/ соответствующих требованиям, предъявляемых к жилим помещениям и признания их пригодными к проживанию, так как административным истцом не было представлено документов подтверждающих, что здание введено в эксплуатацию в установленном законом порядке.
При этом ответ Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска от 16.11.2012 содержит сведения о том, что разрешение на строительство объекта капитального строительства по адресу: /__/, не выдавалось.
В связи с чем суд пришел к обоснованному выводу о том, регистрирующий орган в данном случае не обладал полным пакетом документов, необходимых для проведения регистрационных действия, а потому правомерно отказал административному истцу в государственной регистрации права собственности на жилые помещения и прекращении права собственности на жилой дом.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в мотивировочной части решения суда указаны нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения.
Поскольку выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, материальный закон применен верно и процессуальных нарушений, влекущих в силу части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловную отмену судебного решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено, судебная коллегия находит, что обжалуемое решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь частью 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Томска от 08 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Баженовой А. Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.